Театр драмы открыл юбилейный сезон Чеховым (ФОТО, ВИДЕО)

Режиссёр объединил в спектакле три чеховских произведения

Автор:   
12:35. 4 октября, 2010  
  
1
В новом здании Академического театра драмы имени Виктора Савина впервые открылся сезон. Причём, сезон «круглый» – 80. Очень кстати пришлось название премьеры, представленной на открытии – «Юбилей и прочее, прочее, прочее». Правда, к знаменательной дате постановка не имеет прямого отношения. Просто в одном спектакле молодой режиссёр-постановщик Юрий Попов объединил три одноактные шутки Чехова: «Юбилей», «Предложение» и «Свадьба».

Одну из последних постановок самого театрального русского писателя – пьесу «Дядя Ваня» – видели ещё старые стены первого в республике театра. И вот, после восьмилетней разлуки Антон Павлович вновь с нами.

Зрительный зал погружается во мрак. Под шум проезжающего поезда на сцене бесшумно возникают действующие лица. 18 чеховских персонажей из трёх пьес садятся на три деревянные скамьи: кажется, хаотично, кто где успел, как и бывает на вокзале. После эффектной паузы звучат ключевые реплики персонажей. Артисты уходят, чтобы вернуться в одном из трёх водевилей: у каждого из них – одна роль. Она «обжита», обдумана, выстрадана.

Декораций минимум: скамейки, стол и бутафорские двери вокзала, которые по необходимости открываются в нужное место действия: в бухгалтерию банка в «Юбилее», сад в «Предложении» и банкетный зал в «Свадьбе». В «Предложении» ещё есть бронзовая скульптура писающего мальчика. Но на премьере мальчик манкировал своей прямой обязанностью. Выяснилось, что моторчик, приводящий в тонус «организм» фонтанного юнца, производит много шума, а тихий движок ещё не доставлен из Москвы. Впрочем, срабатывал зрительный рефлекс, и зрителей не покидало ощущение, что изваяние журчит нескончаемой струйкой.

И «Юбилей», и «Предложение», и «Свадьба» воспроизведены дословно. Сюжетное развитие чеховского водевиля состоит в том, что в торжественную обрядовую ситуацию врывается вульгарная обыденщина. Герои не могут возвыситься над ней, поэтому вместо юбилея, свадьбы, предложения получается недоразумение и даже скандал. Динамика этих пьес создаётся острым, живым словом героя, находящегося в состоянии эмоционального возбуждения, а порой и аффекта. И актёры прекрасно передали эмоциональное состояние чеховских персонажей: «депутацию… репутацию… оккупацию» Шипучего в «Юбилее», раздражение спорящих и бранящихся строящих матримониальные планы мужчин и женщин в «Предложении», массовую «конфузию» в «Свадьбе». Всё это – строго следуя тексту.

Некоторые вольности артисты позволили себе в жестах, мимике, движениях, эмоциях и интонациях. И именно эти экспрессивные средства заставляют зрителей реагировать: смеяться, удивляться, испытывать неловкость за происходящее… И дружно, и каждый своему.

Три водевиля промелькнули, как один. Зрительный зал снова во мраке. Под шум проезжающего поезда на сцену выходят знакомые всё лица. Они садятся на деревянные скамейки. Глубокомысленная пауза. Ключевые реплики. Поклон. Кольцевая композиция подводит к мысли о том, что всё, только что увиденное, было, есть и будет…

Говорят, Чехов очень не любил казённых юбилеев и дифирамбов на них. Обойдёмся и мы.

 
 
 

Видео Юлии Чупровой

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
ен
ен
04.10.2010 15:15

«депутацию… репутацию… оккупацию» Шипучего в «Юбилее»…

Думается,что правильно все же Шипучин,а?