«Господи, помоги уверовать…» (ФОТО)

В Воркуте прошла премьера спектакля «Дядя Ваня»

Автор:   
13:24. 4 апреля, 2012  
  
0
Я бы хотела рассказать о своих впечатлениях от поездки в Воркуту. Отправились мы туда в служебную командировку по приглашению директора Воркутинского драматического театра Виктора Ножкина на премьеру спектакля по пьесе Антона Чехова
 
 
Премьера в театре – всегда очень волнующее событие. Особенно, когда дело касается Антон Палыча. Сразу скажу, что я не очень большая поклонница чеховской драматургии, я чувствую себя студентом-первокурсником в анатомическом театре, он препарирует человека, он пробуждает душу. Так писать о крушениях  и потерях, о разочарованиях и упущенных возможностях  мало кому удавалось. Но когда мне предоставляется возможность, я с удовольствием смотрю спектакли. Меня всегда интересует, что на сей раз вытащит из пьесы постановщик, как развернёт историю, написанную аж в 1897 году, в день сегодняшний и чем зацепит нас, тех, кто, по словам  доктора Астрова,  – «будут жить через сто, двести лет после нас и которые будут презирать нас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно, – те, быть может, найдут средство, как быть счастливыми..» Я, как, впрочем, и большая часть тех, кто пришёл в тот вечер на спектакль, могли бы подписаться под словами Астрова, потому что, если посмотреть сквозь пальцы на технический прогресс и на все те игрушки, что появились у человечества за прошедшие сто лет, мы едва ли можем утверждать, что стали мудрее и ответственнее. Наши души так же требуют врачевания, и мы так же надеемся, что потом будет лучше, чем сейчас.
 
Режиссёр-постановщик спектакля  – заслуженный артист Карелии (лауреат премии Собольщикова-Самарина, дипломант международного фестиваля «Славянский венец») Аман Ягмурович Кулиев. Он начинает рассказывать историю с показа видеоряда. Перед нами мелькают кадры хроники, которые, кажется, знаешь наизусть… царская семья раздаёт милостыню, ходынка, голодный крестьянский бунт… Сцена заливается светом, поют птицы, выходит няня, выносит и ставит на стол дымящийся самовар… Лето в деревне, пора сенокоса – такая красота!
 
Но вот появляются герои, и начинаются разборки. Обида, взаимные претензии, нетерпимость, гнев,.. становится душно, приближается гроза… Надеюсь, все помнят конец первого акта. Елена Андреевна и Соня наконец-то рванули друг к другу душами, сейчас Соня спросит у профессора разрешения, можно ли поиграть на рояле Елене Андреевне, и музыка исцелит их израненные сердца, унесёт в сферы тонкие и прекрасные, но капризный профессор Серебряков сказал – нельзя! Чехов погружает читателя в оглушительную тишину, но  на то он и театр, чтобы преображать, открывать новые смыслы. Ответом режиссёра на запрет профессора Серебрякова была наполненная мятежностью музыка Рахманинова. Бунт, кровавый русский бунт пропитывает воздух. Опять поползли кадры хроники – взорванные церкви, эшелоны репрессированных, голодные крестьяне…
 
В сценическом пространстве гроза прошла, но напряжение осталось. Что теперь, когда маски сорваны, когда всё лицемерие выплеснулось наружу, как жить? Наступил сентябрь, ещё совсем немного – и зарядят дожди, дороги расползутся, но пока есть букет пёстрых сентябрьских роз в руках дяди Вани, одно мгновенье, всего несколько секунд, но в этом, почти детском, взгляде – тот самый настоящий человек, ничем не примечательный, честный и трудолюбивый. В нём и вера, и надежда и любовь как печать вечности. Сейчас он (такой одержимый своими чувствами) увидит, как Астров целует Елену Андреевну, и всё будет кончено. Что теперь? Неужели всё напрасно? Вся эта трудная жизнь, ради чего? И снова хроника, только теперь это то, чему были свидетелями мы, – битвы в парламенте, рабочие заводов и фабрик, перекрывающие Транссиб, надписи на растяжках бастующих шахтёров: “Мы хотим есть!” Что остаётся, когда вера в царя и Отечество разрушена? Как сохранить веру? Соня обращается к нам, омывая своё лицо: ” Мы отдохнём! Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую,верую…»
 
На аплодисменты зал встал в едином порыве, дарили много цветов, что очень приятно увидеть в городе, где скромный букет хризантем стоит 1000 рублей. Премьера удалась. Лица людей, покидавших театр, были спокойными и сосредоточенными. Чувствовалось, что внутри идёт работа, призыв режиссёра во мне сформировался в молитву: “Господи, помоги мне уверовать!” Этот призыв почувствовали все, и у каждого возник вопрос или ответ, это заложено в словах пьесы, а когда ещё этот текст так хорошо сыгран, пробуждается сила настоящего искусства! Возрождение начинается с каждого из нас. Конечно, что такое для истории сто и даже двести лет? Так, пшик! Но в этом отрезке – жизнь нескольких поколений, наша с вами жизнь. Спектакль получился актуальным и очень живым, подробным в деталях и предметах. За это всей труппе большое человеческое спасибо.
 
По людям, которые сидели в зале на премьере, чувствовалось, что не все уехали, в городе не только варяги на “Лексусах” (тянут газовую трубу),но и врачи, учителя, люди, которые живут в этом городе долго, привыкли к чёрному снегу на улицах, с удовольствием сидят в кофейнях и ходят в театр, в очень хороший театр.
 
Поделиться в соцсетях

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments