Внимание! Мотор!

В Удорском районе, на месте съёмок нашумевшего в Европе фильма "Овсянки", побывал корреспондент "Красного знамени"

Автор:   
23:37. 23 сентября, 2010  
  
1
В Кослане проживает около трёх тысяч человек, а во всём Удорском районе – свыше двадцати, и, наверное, нет ни одного, кто бы не слышал об успехе фильма «Овсянки». Правда, слышал каждый своё…

Мой первый звонок главе района Руслану Ульянову удивления у того не вызвал. Впрочем, как и энтузиазма. Он сразу вспомнил о сотруднике диспетчерской службы, у которого в доме проводились съёмки, – вот к нему он меня и адресовал. Правда, не преминул заметить, что с момента съёмок прошло два года, мало уже кто помнит что-то в деталях, поэтому выразил сомнение в том, что можно найти что-либо интересное спустя столько времени… Сам он рассказал при встрече, что ему в своё время пришло письмо с просьбой о содействии съёмочной группе, которая скоро прибудет в их район. Упоминалась фамилия режиссёра, но ему она была незнакома. Естественно, какая-то организационная работа была проведена: люди ведь приезжают в незнакомое место, а им нужно работать. Для чего необходимо создать условия.

Непонятные киношники

Оказалось, оператор единой дежурно-диспетчерской службы ГО и ЧС при администрации района Сергей Юдин помнит многое. Но сам он в съёмках не участвовал, а лишь видел артистов и съёмочную группу, в чём-то помогал им – это он заявил сразу после знакомства. Дескать, информации особой не имеет, а потому и рассказывать ему не о чём. Потом уже, в ходе беседы, выяснилось, что два года назад мало кто обращал внимание на детали, люди просто жили в своём времени и совсем не предполагали, что попадут в историю.

Оказалось, знакомство семьи Сергея с создателями фильма началось со звонка в дверь. Незнакомец представился художником-постановщиком съёмочной группы, которая выбирает натуру. И как раз у них из окна должен быть хороший вид на реку, и ему хотелось бы это проверить. Получив разрешение, незнакомец походил по квартире, потом отправился за режиссёром. Вместе они обследовали комнаты, после чего попросили разрешение на проведение съёмок.

Как и что снимали, Сергей не видел. Фильм можно назвать камерным: актёров в кадре мало, действие проходит за закрытыми дверями, зевакам туда просто не попасть. Сам режиссёр называл фильм «реквием», а это уже само по себе как-то не слишком настраивало на расспросы и излишнее любопытство. Так что про эротические сцены Сергей узнал только из прессы. До этого был уверен, что видел съёмку какого-то этнографического или исторического фильма.

Вот то, что аппаратура у группы была шикарная и громоздкая, Сергей запомнил.  Один пульт звукооператоров чего стоил: огромный чемодан-стол с множеством кнопок, ручек, проводов занимал половину комнаты, ему долго не могли найти место, он как-то постоянно оказывался у всех на пути и мешал другим членам съёмочной группы.

Ещё Сергей припомнил, что для съёмок была привезена другая мебель: диван, кровать, которые искали на базах в Усогорске и в других сёлах. Киношники оклеили стены большой комнаты модными и современными обоями, повесили занавески, вышивки, всё лишнее вынесли. Квартира у Юдиных хоть и четырёхкомнатная, но по площади весьма маленькая, лишь одна комната побольше – вот в ней и происходило действие.

О том, как жили и о чём думали актёры, Сергей не в курсе. Всё пребывание в их квартире съёмочной группы ограничилось тремя днями: два ушло на подготовку и день – на съёмку. Как и все, узнал о впечатлениях артистов о своей жизни в их селе из прессы. О том, например, что главная героиня Юлия Ауг весьма нелестно отозвалась об условиях жизни удорчан.

Каждый в своём мире

Могли ли быть у приезжего человека другие впечатления? Сложно сказать. Своё пребывание в Кослане Юлия Ауг описывает в «ЖЖ» так: «Была в краю, где нет связи. Места, в которых почти нет церквей, в домах нет икон, Бог живёт под полом, бабы ловят рыбу, а мужики пьют до смерти. И нет солнца. Я не могла понять, зачем снимать провинциальную историю так далеко, когда приехала – поняла. В 9 утра восходит солнце и наступают сумерки. Которые длятся до 16.00, потом резко темнеет. Семь часов режима. Неслыханная щедрость природы. Там нет XXI века…»

«Это девять часов на поезде от Сыктывкара, дорог нет, одни направления. Дальше двадцати километров от Кослана на машине не отъедешь. Я доехала до села, где жили одни старики. Деньги для них неактуальны. Идёт обмен натуральным хозяйством. В деревне Ёлькиб в 25 километрах от Кослана нет электричества с 1968 года. Там люди живут, как в шестнадцатом веке».

Кстати сказать, за аренду квартиры Юдины получили гонорар, на который приобрели… соковыжималку. А на память обо всём произошедшем у Сергея осталось несколько фотографий творческой группы: снимать ему не запрещали. Некоторые фотографии он любезно предоставил нашей редакции.

По зову предков

Здесь уместно вспомнить о самом фильме. «Овсянки», с лёгкой руки режиссёра киноленты Алексея Федорченко, в прессе сейчас называют эротической драмой. Это притча о любви и смерти. По сюжету фильма немолодой уже директор бумажной фабрики из костромского городка решает похоронить свою умершую жену по обряду финно-угорского народа меря, к которому себя причисляет. Поскольку коми и меря – этнически близки, вполне вероятно, что мотивы верований созвучны и нашим землякам, а потому фильм должен найти отклик в сердцах удорчан.

По сюжету директор решает отправиться с телом умершей жены на малую родину, взяв в попутчики своего немолодого друга, которого связывают с умершей свои отношения. Вот об этих непростых отношениях, скрытых от любопытных глаз, и повествует фильм. Кстати сказать, овсянки – это лесные воробьи, обитающие по всей необъятной России, неприметные и привычные глазу настолько, что на них просто никто не обращает внимания. Вот таковы и герои фильма, которые также не привлекают к себе особого внимания, но в душах их бушуют такие страсти, какие впору описывать самому Шекспиру. В фильме это делает режиссёр Федорченко. А помогают ему донести правду жизни до зрителя оператор Михаил Кричман, получивший приз за лучшую работу на конкурсе в Венеции, и актёры. А ещё – жители Удоры, участвовавшие в создании фильма, который завоевал признание мировой киноэлиты и вскоре выходит в прокат.

Четыре дубля, пять часов

Среди «знаменитостей мирового киноискусства» теперь сразу девять удорчан, причём все они одного возраста. Речь о четвероклассниках Косланской средней школы, среди которых Сардор Сапаров, Дима Кривушев, Саша Швецова, Лена Селиванова, Даша Пахонина, Влада Данченкова. На экран они попали прямо из-за парты. Особо не готовясь и не гримируясь. Просто в школу пришёл помощник режиссёра и попросил помочь в съёмках. Естественно, директор школы, спросив, что требуется, отвела пришедшего в четвёртый класс. Не знаю уж, была ли довольна вторжением тогдашняя классная руководительница Изольда Рыжко (как-никак срывается урок!), но отказывать не стала. И после небольшого «кастинга», а точнее – смотрин, девять человек отправились на съёмочную площадку.

Изольда Геннадьевна рассказала, что отбор, на её взгляд, заключался в том, чтобы дети не были одеты в яркие одежды да чтобы современных надписей на видных местах не проглядывалось. И ещё, чтобы выглядели они не слишком красивыми, наоборот даже – самыми обыкновенными и заурядными, ничем друг от друга не отличающимися. Такими, как все в обычной школьной толпе.

Некоторых даже переодели, заменив яркую расцветку на более невзрачные цвета. А потом была сама съёмка. Ничего необычного не требовалось – просто пройти мимо камеры, не глядя в её сторону. Но это оказалось не таким простым делом – пройти туда и обратно так, как будто на тебя никто не смотрит! Дети заглядывали в объектив! А потому пришлось делать дубли. Нужно отметить, что происходило это всё под проливным дождём, при достаточно низкой температуре, поэтому «будущих звёзд» отогревали чаем с печеньем: между дублями они сидели в автобусе.

Всё это продолжалось около пяти часов, но никто из четвероклассников не заскулил, все держались молодцом! А потом им всем выдали гонорар – аж по сто рублей каждому! Куда они их девали? А кто куда: Сардор Сапаров купил сладости, Лена Селиванова – подарок сестре, а Влада Данченкова – приглянувшуюся сумку. А что? Сами заработали, сами потратили!

Их нынешняя классная руководительница Галина Козлова только головой покачала, когда увидела, что ребят фотографируют. Дескать, совсем «зазвездились» ребята! Недавно вот телевидение их снимало… Впрочем, ничего звёздного в их поведении не наблюдалось: это были обычные дети, совсем даже не избалованные вниманием, достаточно спокойные и даже очень дисциплинированные. Они тихо, по команде, вышли из класса, ответили на вопросы и так же тихо зашли обратно в класс: урок продолжался, даже шума никакого из коридора не было слышно.
 

В кадре и за кадром

Отдельное место в картине занимает понтонный мост: вполне возможно, что именно из-за него и был избран местом съёмки Кослан и река Мезень. Дело в том, что режиссёр фильма Алексей Федорченко за несколько лет до того снимал в этих местах картину о болгарских лесозаготовителях, вот и остались, наверное, в его в памяти северные краски, река и мост через неё. Сюда он и приехал на натурные съёмки в поисках похожести на то, что написано в сценарии.

Мост этот находится практически в середине села, соединяя заречную часть с райцентром. Рядом с ним – поликлиника, в которой съёмочная группа находила прибежище: съёмки проводились в самом конце октября, шли беспрерывные дожди, причём отнюдь не тёплые. Работавший в то время в поликлинике рабочим по содержанию здания Алексей Тыдорский рассказал, что время от времени вконец замёрзшие киношники забегали в поликлинику погреться или перекусить, попить чайку.

Съёмки, на взгляд Алексея Степановича, шли трудно: поди-ка, сыграй свою роль так, как нужно режиссёру! Это под проливным дождём, да на середине реки, в скользкой лодке! Оператору в это время нужно так пристроиться на понтонном мосту, чтобы было незаметно его присутствие. А там ведь ещё и звукорежиссёр должен быть, и сценарист, да и режиссёру место нужно. Со стороны казалось, что целая группа каскадёров очень долго исполняла едва ли не смертельный трюк в каком-то акробатическом цирковом номере. И всё это на узком дощатом плотике, который беспрерывно качается! Как никто не свалился в воду и не утонул – это только Богу и режиссёру известно.

 

Как слово в сердце отзовётся?

По сюжету главный герой – достаточно состоятельный человек, живёт в особняке. Режиссёр, обойдя Кослан, решил, что для съёмок подойдёт здание прокуратуры. Его и снимали, только убрали вывеску. Кстати сказать, хоть группа и вела съёмки в нескольких российских городах, в картину вошло много «видов» Кослана. Алексей Тыдорский рассказал, что оператор фильма проводил съёмки на «поляне невест» близ Усогорска, в гостинице под названием «Единственная», но вошли ли все эти кадры в картину, пока неизвестно. Вот посмотрят на Удоре фильм про свои места да сравнят поверья народов, на которые делается упор в фильме, тогда и вынесут вердикт признанному кинокритиками шедевру. Может, и найдут в «Овсянках» что-то родственное…
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Ольга Recent comment authors
новые старые популярные
Ольга
Гость
Ольга

К “Четыре дубля, пять часов”Молодцы ребята!!! Хоть и сказали про вас не очень приятные слова для родителей и для вас самих……. “Изольда Геннадьевна рассказала, что отбор, на её взгляд, заключался в том, чтобы дети не были одеты в яркие одежды да чтобы современных надписей на видных местах не проглядывалось. И… Читать далее »