«Гамлет» обманул ожидания некоторых театралов Коми (ФОТО)

Трёхчасовая постановка стала ералашем жанров искусств

Автор:   
13:12. 6 октября, 2011  
  
56

Почему ставите «нафталин»? Это излюбленный вопрос журналистов к театральным режиссерам, берущимся за классику. Олег Нагорничных, приглашённый из Ярославля в Сыктывкар для постановки «Гамлета», отвечал так: «Классика всегда современна». Зал после премьеры, которая прошла 4 и 5 октября, аплодировал стоя. Правда, наблюдать больше трёх часов за откровенно затянутым действом, щедро разбавленным спецэффектами и креативными декорациями, было тяжело.

Зал академического театра драмы имени Виктора Савина был полон. Среди зрителей были замечены  бывший министр культуры Коми Владимир Юрковский, действующий глава Сыктывдинского района Артур Рудольф, некогда заместитель Главы Коми Анатолий Каракчиев, поэт Надежда Мирошниченко и писатель Григорий Спичак. Сидевший рядом с нашим корреспондентом  зритель, увидав на сцене горящую бочку, предположил, что предстоит увидеть «не вполне классическую постановку». Его домыслы не оправдались. Хотя Олег Нагорничных сдержал слово – сюрпризов было много.

Первым неприятным сюрпризом стало то,  что более получаса после открытия занавеса на сцене практически ничего не произошло. Призрак коронованного отца Гамлета в белых одеждах то появлялся, то исчезал на чёрном фоне в мигающем свете софитов. Под музыку актёры перемещались по сцене, молча или произнося скупые шекспировские фразы. В томительном ожидании движения и завязки сюжета зрителям  ничего не оставалось, кроме как рассматривать костюмы героев. Черный кожаный плащ, бейсболка, рюкзак и береты – малая часть идей художника. Справедливости ради нужно сказать, что текст точно соответствовал оригиналу – режиссер не позволил ни одной вольной интерпретации. Только выиграл ли от этого спектакль – каждому зрителю предстояло решить самому.

«Затянуто, уныло, размазанно» – такие эпитеты шептали друг другу зрители во время первого акта. Грандиозные декорации, которые то и дело перемещались по сцене под громкие аккорды классической музыки, не притупили ощущения излишней затянутости. Музыкальным оформлением спектакля режиссер явно увлёкся. Мелодии разной степени громкости, главным образом траурные, звучали все три часа, отвлекая внимание от смены декораций и заглушая актёров.

В антракте зрители вяло делились впечатлениями, многие были в недоумении. Надежда Мирошниченко оценила первый акт так: «Я долго не могла понять, что происходит на сцене, и в театр ли я попала. Посмотрим, что будет дальше». Дальше зрителя ждало много любопытных, но мало понятных деталей. Первые пять минут второго акта прошли при полном молчании актёров, лишь король датский станцевал с… куклой. Наш корреспондент заметил, что некоторых зрителей такое вступление вконец озадачило, но они продолжали стойко наблюдать за происходящим.  

Вскоре на сцене показалась Офелия … на пуантах. Присутствующие отреагировали на её появление аплодисментами. После смерти Офелии продемонстрировали кадры из фильма ужасов с утопшей девушкой в главной роли. Технологии мультимедиа  использовались в спектакле активно: помимо речной воды, на блестящем белом экране мелькали море и небо.

Живые и динамичные картины современности вместо унылых пейзажей шекспировской Дании были представлены зрителям только в последние двадцать минут пьесы и в довольно концентрированной форме. Помимо цветомузыки, на сцене происходило следующее: выход крепких парней в форме солдат американской армии, фехтование в современных костюмах и шлемах, растворение Гамлета с отцом в импровизированных небесах и финальные титры на чёрном экране под патриотическую песню советской эпохи. Гвоздем двадцатиминутки стал спортивный танец черлидерс под звуки арии в исполнении Ольги Сосновской.

За исключением финала, постановка состоялась в классическом стиле. Режиссер обещаниями современной постановки и заверениями в том, что действие будет происходить не в старой доброй Дании, заинтриговал зрителей. Они пришли и попали… в средневековую Данию. Послушали философский шекспировский текст в переводе Бориса Пастернака, оценили дорогие декорации и костюмы, приобщились к классической музыке и даже балету – ералаш жанров искусства на сцене театра состоялся. Зрители пытались понять режиссёрские ходы и интерпретации. Но остались в смешанных чувствах и с явно обманутыми ожиданиями. Очереди в гардероб были, на удивление,  молчаливы.

Поделиться в соцсетях

guest
56 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Эфрос
Эфрос
06.10.2011 12:39

Очень надуманная халтура. Тщетные,провинциальные попытки осовременить Шекспира. Режиссерские приемы за пределами вкуса.Вспомните, как Ильф и Петров смеялись в “Двенадцати стульях” над такой же бредятиной при постановке “Женитьбы” Гоголя.Что это современно подчеркивалось музыкой композиторов, живших в самое разное время.От Люлли до Шопена, а в финале и вовсе Советская песня..Очень лобовой прием… Читать далее »

Аноним
Аноним
06.10.2011 13:57

То ли дело “Мёртвые души” в оперном!

Ре
Ре
06.10.2011 14:06

Что вы! А тут кое-где жалуются, что шли на Нагорничных, а попали на Шекспира…На bnkomi почитайте. Эх, не угодишь вам.Мне доставил огромное удовольствие перевод Пастернака в исполнении актеров. Надо отдать должное режиссеру – он многое сделал, чтобы сложный текст звучал просто. Во времена Шекспира трагедия шла без антракта и длилась… Читать далее »

Ребеке
Ребеке
06.10.2011 14:09

здоровый дух коллективизма – это здОрово))

ребеке
ребеке
06.10.2011 16:24

Ребека, дело вовсе не в трех часах, а в содержании. Спектакль должен цеплять, тогда хоть четыре часа зритель с удовольствием высидит. Постановки Олега Нагорничных, которые он привозил в мае со своими учениками (Зойкина квартира, скрипач на крыше) – длились чуть меньше, но все это время держали зрителя в напряжении. По… Читать далее »

эфросу от автора
эфросу от автора
06.10.2011 16:42

Если не знаете Шекспира, тогда в театр вообще ходить не надо!
Каждый уважающий себя человек перед походом на спектакли по таким произведениям, должен либо освежить в памяти текст или прочитать (если этого не сделал)

эфросу от автора
эфросу от автора
06.10.2011 16:43

В общем, если содержания Гамлета или “вишневого сада” не знаешь – надо сидеть дома или в клуб идти. Почитать там меню

Мнение
Мнение
06.10.2011 20:50

М-да… Но зал-то аплодировал стоя!!! И никто его не поднимал. А аплодисменты стоя – это наивысшая оценка зрителя того, что он увидел. Это, если хотите, элемент театральной этики. А теперь давайте по порядку. Охаять можно, решительно, всё! Найти любой изъян можно даже в самом благонравном деле – было бы желание!… Читать далее »

С.А.
С.А.
06.10.2011 22:15

Мария Сакаева! Я же Вас просил подобрать себе профессию попроще!
Писателя Спичака зовут не Анатолий, а Григорий! Григорий! Григорий! Григорий!
Запомните это навсегда, Мария Сакаева.

иг
иг
06.10.2011 23:29

А мне понравилось. Было не скучно) До сих пор нахожусь под впечатлением. А это впервые, после неоднократного посещения нашего Драмтеатра.
Спасибо )

ворчушка
ворчушка
06.10.2011 23:58

Ну почему 90% творческой интеллигенции критикует, и только10%-творит?

Любовь
Любовь
07.10.2011 09:11

У Шекспира «Гамлет», а на сцене Г. Как же долго все ждали и мечтали увидеть на Сыктывкарской сцене драматического театра им.В.Савина «Гамлета». Это же исторический момент, как и сама пьеса Шекспира «Гамлет». Гамлет – А.Федоренко, король Клавдий – В.Кузьмин, королева Гертруда – Г.Микова, О.Сосновская, призрак отца Гамлета – А.Трибельгорн, советник… Читать далее »

Театрал
Театрал
07.10.2011 16:22

Любовь, не следует пересказывать сюжет “Гамлета”. Все, кто здесь пишет, пьесу читали. Многоуважаемая Ребекка утверждает, что во времена Шекспира пьеса шла без перерыва – ничего подобного! Пьесы в те времена шли в 5 актах, и акты были достаточно короткими, потому что свечи той эпохи не могли гореть более получаса, вследствие… Читать далее »

Эфрос
Эфрос
07.10.2011 17:34

Умница! Точнее 20 минут свечи горели.

Умникам.
Умникам.
07.10.2011 19:42

Госпожа Ребекка изучает предмет своей деятельности прежде чем про что-то трындеть. Загляните в wiki. “Деление текста пьесы на акты и сцены не принадлежит Шекспиру. Оба прижизненных кварто, 1603 и 1604 года, вообще не содержат никаких делений. Это было связано с практикой английского театра конца XVI—начала XVII века, когда спектакль шёл… Читать далее »

Театралу
Театралу
07.10.2011 19:45

Появление Сосновской на нашей сцене дал очень классный результат)) А если у вас с ней какие-то счеты, то сводите их с ней там же – на сцене.

Актриса
Актриса
07.10.2011 22:04

Вряд ли у Театрала какие-то счёты с Сосновской, иначе он не отозвался бы столько уважительно (по-моему, чересчур)об ее оперной “убедительности”. Ясно и то, что не будь исполнительница Гертруды известной певицей, ее “игру” критики бы разругали. Так что Нагорничных прав, пригласив на Гертруду Сосновскую – как бы она ни сыграла королеву,… Читать далее »

Умнику
Умнику
07.10.2011 22:09

Черпать сведения их википедии – признак продвинутости!А с девушками не пробовал знакомиться по википедии? Тоже вариант!

Ре
Ре
07.10.2011 22:57

А вы вероятно были на представлении “Гамлета” во времена Шекспира? Откуда у вас более достоверная информация? )) Я думаю, что на крайний случай википедия лучше тотальной безграмотности. Во всяком случае, меня эта энциклопедия ни разу не обманывала.

Фа Бекар
Фа Бекар
08.10.2011 11:28

Дорогая Ре!Этот раз наступил! Не буду с вами спорить. Зачем? Напомню только, что помимо народной википедии существует ещё и обширная НАУЧНАЯ литература по театру времён Шекспира.

Ре
Ре
08.10.2011 13:02

Что ж) Поделитесь обширными знаниями? Буду оч. признательна.

Ре
Ре
08.10.2011 13:18

“Theatre performances were held in the afternoon, because, of course, there was no artificial lighting. Men and women attended plays, but often the prosperous women would wear a mask to disguise their identity.” отсюда : http://www.william-shakespeare.info/william-shakespeare-globe-theatre.htm Как становится понятно – никаких свечей) Все при дневном свете. Наверное это уже не… Читать далее »

кандидат изъячных наук опостылов
кандидат изъячных наук опостылов
08.10.2011 14:09

Ре,какая Вы про-двинутая.Ре- на БНК говорит одно,Ре на КЗ говорит другое.Бывает.А я просто люблю Шекспира.И не понимаю,зачем люди ведут светский трёп:ах, Шекспир,ах,Пастернак.”Сейчас все так обыдлячились”-Ваши слова.Просветите меня.Только не информацией из википедии.А я пока послушаю Д.Шостаковича”Антиформалистический раёк”,ведь я один из всех и следовательно-быдло. Не надо было бы мне встревать в Ваш… Читать далее »

mr_nobody
mr_nobody
08.10.2011 18:36

хлеба и зрелищ подавай в театре! а подумать… я принимал участие в постановке, и знаю, что этот режиссер ничего просто так на сцене не делает. всё наполнено МЫСЛЬЮ, а она, как оказалось, пугает зрителя. мы привыкли, приходя в театр, видеть в спектакле “ДЕЙСТВИЕ”, когда о втором плане актерской игры даже… Читать далее »

Ре
Ре
08.10.2011 21:58

Кандидату. Действительно, простите меня за обобщения. Надо было аккуратно, как автор статьи – “сейчас некоторые так обыдлячились”)))Эмоции проклятые во всем виноваты.Жаль, что тема обсуждения ограничена “Гамлетом”, а то я бы спросила откуда у вас такое странное отношение к википедии? Вам больше напечатанная Советская энциклопедия нравится? А вообще, истинность той или… Читать далее »

опостылов
опостылов
08.10.2011 22:27

:)))Что-то я сегодня улыбаюсь весь день?Я все энциклопедии,словари очень уважаю.Википедия очень удобна,когда необходимо быстро получить информацию.С моей стороны нет высокомерия,как теперь мне понятно-Вы тоже не хотели никого обидеть.Но, уважаемая Ре,Вы не музыкант…:)))А из Вашего коммента я понял,что Вы пианистка.

Маг
Маг
08.10.2011 23:29

«Затянуто, уныло, размазанно» – такие эпитеты шептали друг другу зрители во время первого акта.” Я сидела в зале, в котором царила гробовая тишина, прерываемая изредка быстрыми аплодисментами, чтобы не пропустить дальнейшее действо на сцене. А в каком зале были вы?Блеск! Зритель требует лексикона Эллочки Людоедки (надеюсь, хоть кто-то еще помнит,… Читать далее »

Маг
Маг
08.10.2011 23:35

Блеск! Зритель требует лексикона Эллочки Людоедки (надеюсь, хоть кто-то еще помнит, кто это).А второе главное требование-“Не смейте заставлять меня мыслить! Мне это трудно! Я пришел,чтобы меня развлекали!” Нигде не прозвучало, что главная задача театра-это как раз пробудить чувства и мысли зрителя, чтобы он мог проживая и сопереживая, построить свое собственное… Читать далее »

Кузен
Кузен
09.10.2011 08:05

Согласен с Магом (или Магой), что театр должен пробуждать чувства. И в тексте Шекспира это присутствует в полной мере. Видимо, режиссеру этого показалось мало, и он решил “помочь” Шекспиру. Благое дело!Отдаю должное его фантазии! Но фантазия, не ограниченная НИЧЕМ – беспредел, бардак. Если бы в нашем городе, помимо оперы, были… Читать далее »

опостылов
опостылов
09.10.2011 08:52

Ох,кузен.Я слаб и стар,чтобы вступать с Вами в спор.Я знаю,что Ребекка музыкант.А тот,кто писАл комментарий под ником Ре-не музыкант,не пианист и в филармонии не работал.И я слова не сказал о прошедшей премьере в своих двух комментариях.Я не хвалил,не ругал и не переходил на личности.Меня мало чем на сцене можно удивить.Такое… Читать далее »

опостылов для  Ре
опостылов для Ре
09.10.2011 09:52

Вы замечательный выдумщик и шутник.Ответ для Вас есть и на БНК.

Слава
Слава
10.10.2011 11:53

Достаточно интересная рецензия-критика и комментарии на спектакль “Гамлет” на сайте “доскапозоракоми”

ссылка:http://doskapozorakomi.ru/forum/9365-dramaticheskij-teatr-im-savinova.html

для  Ре
для Ре
12.10.2011 03:18

Спасибо за М.Веллера.

Ре
Ре
12.10.2011 08:46

Да! Читайте на Доске позор. Это апофеоз, точнее апофигей! Наконец-то нашелся кто-то кто обобщил все комменты в одном выступлении. Хохотала от души.

Видео с премьеры.
Видео с премьеры.
12.10.2011 11:13

Думаю подведет некоторый итог дискуссии.

4 октября 2011г.

опостылов
опостылов
12.10.2011 23:06

Я где-то уже говорил,что не смотрю спектакли в театрах,поставленные по нетленным произведениям.В моём сознании живут герои,образы которых появились после прочтения произведения.Это не означает,что я не смотрел фильмов Козинцева,Оливье,Брэна.Не сказал бы,что я консервативен.Я с большим вниманием смотрю спектакли театра Виктюка.Я прочитал всё,что написано о спектакле “Гамлет”,поставленного на сцене академического театра драмы.И… Читать далее »

Эфрос-Ре
Эфрос-Ре
13.10.2011 08:34

Думается,что Ваша реакция на заинтересованные комментарии зрителей не совсем адекватна. Вы высокомерно и от души смеетесь над чувствами и вкусами заинтересованных и,заметьте,читающих и знающих предмет обсуждения. Вам бы радоваться и учтиво принимать мнения таких зрителей и собственников своего, нашего, государственного театра,а Вы потеху из этого развели.Я читал Любашу на Доске… Читать далее »

Ре Эфросу
Ре Эфросу
13.10.2011 08:50

Вы просто не наш зритель. Каждому свое и на всех не угодишь и т.д. Мне, например, после прочитанного меньше всего хотелось бы удовлетворить Вас, уважаемый Эфрос : ) Я считаю эту постановку честной(и это самое главное) и хорошей работой. Я обычно не вру ни себе ни другим. Это мое искреннее… Читать далее »

Ре Опостылову
Ре Опостылову
13.10.2011 09:10

А что вы скажете о постановках Фокина и Бутусова? Столичные театры. Мне просто интересно Ваше мнение.Мне кажется, что такая позиция – свое все Г, давайте нам импортное – немного устарела. Посмотрите туда же, в “импортные” страны. Там поддерживают своих, там “Гамлета” ставят в каждом muhosranske. Кроме того, с вашей стороны… Читать далее »

Студяга Ре
Студяга Ре
13.10.2011 10:33

“…не ходите к нам,не тратьте деньги”
Хороший совет. Обязательно прислушаюсь.Спасибо.

АНТИП
АНТИП
13.10.2011 10:57

Милейшая Ре, вы абсолютно правы относительно изнасилования. Всё, случившееся на рояле между свихнувшейся,беспомощной Офелией и притворявшимся таковым Гамлетом, изнасилованием не было. И это,по размышлении, представляется гораздо более грязным и подлым. Успел, подлец, полакомиться клубничкой еще до первого убийства … Ваше сравнение спектакля с Домом-2 тоже некорректно. Молодёжь, “запавшая” на Дом-2,… Читать далее »

Оскар У.
Оскар У.
13.10.2011 13:00

Спектакль имел огромный успех! А публика с треском провалилась,причём ее освистали создатели спектакля.

Зритель
Зритель
13.10.2011 15:37

Антипу:
“жаль зрителей за потраченное время и нервы”
Не надо мне вашей жалости!!!!!

Ре
Ре
13.10.2011 19:21

Такое уже было однажды в Сыктывкаре. После блестящего показа “Уйди-уйди” Николая Коляды Кудымкарским театром в нашем городе, вышла похабная статья на bnkomi. Я специально сохранила её, для сравнения. Что можно написать об одном и том же спектакле, и как все можно извратить и преподнести. Три впечатления, три публикации – Сыктывкар,… Читать далее »

Опостылов для Ре
Опостылов для Ре
13.10.2011 22:30

Вы задали мне столько вопросов,что наш разговор может быть бесконечным.А я,как уже говорил,сторонюсь светского трепа по поводу,что есть хорошо в литературе, искусстве,а что есть плохо.Я человек со сложившимися взглядами и у меня были хорошие учителя.И напомню,что свой первый комментарий написАл,из-за Вашего неуважительного отношения к комментаторам(обыдлячились).Чем больше Ваших комментариев,тем большее недоумение… Читать далее »

АНТИП
АНТИП
14.10.2011 07:00

На сто процентов согласен с предыдущим оратором.

Эфрос
Эфрос
14.10.2011 07:23

И я тоже.

Ребекка
Ребекка
14.10.2011 10:41

Вашу точку зрения я уже давно впитала, еще в самом начале дискуссии.
А я все-таки рекомендую вам пройти по ссылочке и почитать о Коляде. http://komidrama.ru/forum/index.php?topic=15.0
Там как раз о том кому и как стоит поклоняться, и как провинциальные работы воспринимают в столицах, перед которыми все так благоговеют. Почитайте, очень интересно.

docser
docser
16.10.2011 00:42

Опостылову: Браво! В точку. И Ребекке – Браво! Она по-прежнему одна (иногда мама Валентина помогает:)) отстаивает интересы театра. Во всяком случае в Интернете. Хотя по специфике работы имеет не самое прямое отношение к постановкам. А режиссеры и актеры обычно молчат. Почему? Не думаю, что им нечего сказать:)З.Ы.В одном из комментариев… Читать далее »

Эфрос
Эфрос
17.10.2011 05:04

Ну,вот,наверное,- и всё.Все выступили.
В заключении был дан обед.
На обеде:
Лягушка съела мошку,
Уж съел лягушку,
Еж съел ужа…
Обед прошел в теплой,дружественной обстановке.