Булгаков и Шекспир: из Ярославля в Сыктывкар (ВИДЕО, ФОТО)

Студенты Ярославского театрального института показали сыктывкарским зрителям «Зойкину квартиру»

Автор:   
09:30. 10 апреля, 2011  
  
4

Гастроли учебного театра Ярославского театрального института открылись в Сыктывкаре 8 апреля спектаклем «Зойкина квартира» по одноименной пьесе Михаила Булгакова.

Администрация Государственного академического театра драмы им. В. Савина не зря побеспокоилась о приставных стульях: сыктывкарская публика встретила дипломную работу студентов аншлагом. По этой причине спектакль повторно покажут 11 апреля.

В проблематике спектакля всплывает квартирный вопрос, поставленный Булгаковым в известной пьесе. Но в данном случае квартира, обустроенная под ателье, – это лишь пространство для драматических событий.

Внешне спектакль довольно лёгкий: много музыки, танцев, песен и шуток. Даже Владимир Маяковский предстаёт в комичном образе задиристого поэта, читающего стихи перед пьяной публикой. Через эту лёгкость зрителю и было предложено посмотреть в сегодняшний день. Спустя почти сто лет после описанной Булгаковым нэпманской советской России мало что изменилось. Убийство и предательство, взяточничество и воровство, пьянство и наркомания – Булгаков, а вслед за ним и режиссёр спектакля Игорь Нагорничных, ярко изобразили пороки современности.  

На вопрос о том, тяжело ли играть Булгакова, молодые артисты ответили коротко: «Нет, играть Булгакова не тяжело. С ним интересно работать».

Режиссёр спектакля Олег Нагорничных был более многословен. Он ставил на сыктывкарской сцене около десяти спектаклей. Корреспондент «Красного знамени» расспросила режиссёра и педагога о современной молодёжи, театре, Булгакове и женщинах.  

– Почему в качестве дипломного спектакля для ваших студентов вы выбрали именно «Зойкину квартиру»?

– В первую очередь, потому, что Булгаков – это первоклассная драматургия. Кроме того, первая задача дипломного спектакля – показать всех студентов. Перед государственной комиссией каждый выпускник должен предстать внятно, у каждого должна быть своя роль, маленькая или большая – неважно. Мне важно было сочетание яркой театральной формы и достаточно глубокого содержания. Мне кажется, это было достигнуто. Важна также тема, она должна быть понятна и близка студентам.

– В «Зойкиной квартире», как и в некоторых других произведениях Булгакова, ярко представлены темы наркотиков и алкоголя. А Москва Булгакова – город свободных нравов. Именно такие темы понятны студентам и молодёжи в целом?

– Нет, мы никак не педалировали ни алкоголь, ни наркотики. Это задано автором. Говоря о понятности темы, я говорю об актуальности. Булгаков – это классика. Классика отличается тем, что в каждый промежуток времени в ней можно открыть что-то новое, отражающее реальную жизнь как двадцатого, так и двадцать первого века. Например, скоро в Сыктывкаре я буду работать над «Гамлетом». В этой драматургии мы с моими студентами также попытаемся вскрыть сегодняшний день, а не какую-то средневековую жизнь. Постановка будет решена в стилистике, похожей на «Зойкину квартиру»: цветовое, музыкальное решение. Я потому и привёз сегодня Булгакова, чтобы подготовить сыктывкарскую публику к Шекспиру. Постановку «Гамлета» я начну в июне этого года, а премьеру планируем на конец сентября.

– Главная героиня спектакля – владелица ателье, умная, красивая, преуспевающая молодая женщина. Почему вокруг неё только далеко не идеальные мужчины? Муж, страдающий то ли от болезни, то ли от тоски по прошлому. Кузен – карточный шулер, плут и обманщик. Покровитель ателье – успешный коммерсант, транжира и бабник. Управдом – взяточник, трус и подхалим. Почему Булгаков окружил свою героиню, как бы сейчас сказали, слабыми мужчинами?

– Потому что она сильная, она цепкая за жизнь. Её сквозное действие – спасение мужа. Она пытается спасти человека, которого любит и который слаб. Она понимает, что он не выживет в этом мире. Она пытается его вывезти во Францию и терпит в этом крах. В этом её драма и её трагедия. Она не меркантильный человек, она действительно любит мужа. А своего кузена Аметистова она терпит не только потому, что он в силу хваткости успешно помогает вести дела, а потому, что он – какой-никакой, а родственник.

– Со времён Булгакова мужчины в России изменились?

– Такова российская специфика и по большому счёту ничего не изменилось. В аннотации к спектаклю не зря я написал о неопределённости времени действия: то ли это нэпмановская Россия, то ли это Россия начала девяностых, то ли это сегодняшний, а может быть, завтрашний день. Проблемы бытия со времён Шекспира остаются одними и теми же. Взаимоотношения между людьми, между мужчиной и женщиной не меняются, меняются условия и предлагаемые обстоятельства, а люди фактически не меняются.   

– Главная героиня – это эмансипированная успешная коммерсантка Зоя. По Булгакову эмансипация – это хорошо или плохо? Идеальная женщина Булгакова как писателя – она какая?

– Его идеал – романтичная героиня, которая не действует, как Зойка, а ждёт. Она ждёт своего мужчину. Эта тема женского ожидания ярко представлена в «Мастере и Маргарите». Это хорошее, а это плохое – у Булгакова нет такого разделения. Даже в те страшные времена он не писал, что белая гвардия – это плохо, а красная армия – это хорошо. Всё непонятно: что плохо, а что хорошо. Он продолжатель гоголевской линии, у которого тоже нет ярко выраженных отрицательных персонажей, нет однозначных ответов. Зрителю самому нужно сделать выводы и дать свою оценку.

Полное интервью с Олегом Нагорничных читайте здесь.

Видео Константина Башлыкова

Видео Константина Башлыкова

Поделиться в соцсетях

guest
4 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Х. Моржевой
Х. Моржевой
10.04.2011 13:58

Да и сам Булгаков был не то хорошим, не то плохим человеком – непонятно.

Жу
Жу
10.04.2011 15:34

только “Зойкина квартира” не роман ни разу, Маша… (

Булгаков Михаил Афанасьевич
Булгаков Михаил Афанасьевич
10.04.2011 20:22

Пару раз, Жу, пару раз… =)

театралка
театралка
12.04.2011 19:16

Нагорничных Гоголя ставил. Сам кстати внешне на него похож:)