В Коми молодёжь финно-угорских народов играла костьми и училась прясть

День третий: проблема языков и этномода

Автор:   
18:25. 1 декабря, 2014  
  
2

День первый

День второй

Третий, заключительный, день Международного финно-угорского молодёжного форума «FUROR» открылся не только с очередной зарядки, но и с чувства лёгкой грусти от предстоящего расставания. Попадая в особую атмосферу родственных народов, находишь друзей по всей России и за её пределами.

В этот день в секциях ребята вновь зачитывали доклады и пытались найти пути решения проблем, поднятых в своих работах. В секции «Сохранение и развитие языков и традиционных культур финно-угорских народов в условиях современного общества» форумчане подняли тему смерти языков и попыткам их сохранения; популяризации языков при помощи творческого и необычного подхода. Кроме того, был представлен туристический велосипедный маршрут по сёлам Корткеросского района.

О немом одиночестве

К примеру, Виталий Сигильетов из Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) зачитал доклад о современном состоянии ваховского диалекта хантыйского языка. Дело в том, что диалекты этого языка значительно различаются фонетическими, морфологическими и лексическими особенностями. «Мы с Виталием попытались поговорить на хантыйском, но не поняли друг друга», – подтверждает различие диалектов ХМАО руководитель региональной группы, хореограф в Государственном театре обско-угорских народов и педагог-культуролог Алла Иштимирова-Посохова.

– Ваховский диалект охватывает примерно десяток сёл ХМАО, он считается самым древним среди остальных диалектов. На сегодняшний день сложилась  критическая ситуация, диалект умирает: из 500 его носителей хорошо разговаривают, наверно, 50 человек, – с болью о судьбе родного языка докладывал юноша. – Дети не знают даже хантыйского языка, родители против изучения его в школах. Сейчас в Югорской государственном университете, где я учусь, мне не с кем поговорить именно на своём родном диалекте. Я один…

Международный финно-угорский форум молодёжи «FUROR» в Коми

Суть проблемы во многом заключается в том, что в хантыйском языке нет общей орфографии. Слово может писаться по-разному: по принципу «пишу, как слышу». Сейчас языковеды активно расширяют графику и орфографию. Но возникает вопрос: о каком сохранении диалектов может идти речь, если учёные совершенствуют общий, литературный хантыйский.

Этномода по-удмуртски

Но есть и позитивный опыт преемственности языков и национальных традиций среди финно-угорских народов, проживающих в России. Доклад, суть которого заключалась в работающих на практике способах популяризации удмуртского языка и традиций, было слушать особенно приятно.

Первая докладчица рассказала о простом способе — наклейках с надписью «Здесь говорят на удмуртском» на дверях квартир и общественных организаций. Такая акция «Говорим по-удмуртски» служит для самоопределения, для напоминания о языке и для его популяризации. «Этот метод удобен и тем, что у нас формируется, тем самым, база данных, собирается информация о носителях языка», – сделала вывод Елена Рябина из Ижевска.

Позже, в неформальной беседе со слушателями, девушка поделилась переживания по поводу того, что факультет удмуртской филологии УдГУ войдёт в институт финно-угроведения и журналистики. Результатом оптимизации может стать полное исчезновение национальной филологии. Узнав об инициативе сверху ребята написали петицию в Министерство образования. По словам девушки, петицию поддержали уже в 26 регионах России и в 19 странах.

Визуальной популяризацией национальных удмуртских традиций занимается Удмуртское национальное модельное агентство Mademoiselle Oudmourte, конёк которого – этнофутуризм и этномода. «Современный удмуртский стиль — это винтаж, кантри, этно», – отметила докладчитца Анастасия Тутаева.

Дизайнеров Удмуртии знают и в Финляндии, и в Эстонии. А одна из создательниц одежды модельного агентства прославилась тем, что сшила костюмы для знаменитых бурановских бабушек. Национальные мотивы на одежде и украшениях — всё это красиво и модно в современном мире, который вот-вот задушит глобализация.

В Коми тоже есть дизайнеры, которые шьют на заказ платья, вяжут шапки и варежки с национальными коми орнаментами, однако, цены на эти авторские изделия баснословны.

С критикой из Ухты

Доклад, который многих поставил в неловкое положение и заставил переглянуться с соседом, был зачитан под занавес заседания. Обсуждалась роль форума «FUROR» в жизни молодого финно-угра. «Ни для кого не секрет, что многие приезжают на конференции и форумы преследуя туристические цели: оплаченная дорога, проживание и питание за счёт принимающей стороны – почему бы на таких условиях не попутешествовать? Вот и получается, что на таких форумах оказывается большой процент людей, которые просто приехали отдохнуть. Печально, но факт. Возникает вопрос: неужели форумы и конференции – это просто большая тусовка? Тогда для чего вообще организуются подобные мероприятия?», – задаётся в начале своей работы студент УГТУ Денис Рокин.

Но всё-таки потом юноша выводит свой доклад в положительное русло: «Участие в форумах открывает нам новый мир, даёт возможность общаться с людьми, живущими в других регионах, узнавать их быт, традиции, культуру, перенимать опыт. Становишься более эрудированным, ведь ты воочию видишь, общаешься с людьми из разных регионов и стран, словно сам бываешь в местах их проживания. То есть путешествуешь, находясь в одной точке, – отметил Денис. – На форумах укрепляются дружеские и деловые связи, которые могут способствовать развитию вашей общественной организации, а может даже и бизнеса, карьерному росту».

Заседания секций завершились принятием резолюции. В этой секции интересными кажутся идея тотального диктанта среди финно-угров и создание единого сайта, электронной базы, где: во-первых, преподаватели разных национальных языков могли бы обмениваться опытом, выкладывать методические документы, собственные контакты для дальнейшего сотрудничества; во-вторых, появилась бы возможность более тесного сотрудничества, а именно, публикации статей и рассказов о других регионах (переводить, к примеру, с мордовского языка (эрзя/мокши) на коми и наоборот).

В свободное время участники форума могли посетить богатый экспонатами помоздинского музея, где хранятся остатки бивней мамонта, рачков и моллюсков, окаменевших навеки, а также артефакты периода войны, старые деньги, домашняя утварь и предметы советского быта.

Международный финно-угорский форум молодёжи «FUROR» в Коми

Международный финно-угорский форум молодёжи «FUROR» в Коми

Игры на костях

Национальная коми игра в кости «Шег» сначала шокировали меня. Правила   таковы, что в начале игры кости нужно потрясти в руках (их несколько десятков!) и затем бросить на стол. Чтобы сбить одну кость следует выбрать такую же, при этом задевать другие кости нельзя. На первый взгляд кажется, что ничего сложного, но баранья костяшка может лечь по-разному — на любую из своих четырёх сторон…

Международный финно-угорский форум молодёжи «FUROR» в Коми

– Как-то немного шокирует играть костями. Просто мечта вегетарианца! — пытаюсь шутить с другими участниками игры.

– Ты что не коми что ли? Не деревенская? Я вообще в семье оленевода рос, – одергивает меня один из форумчан.

Прекрасная половина участников форума имела уникальную возможность научиться прясть: сначала шерсть нужно расчесать, чтобы волокна лежали продольно и последовательно, а затем скрутить в нить. Местные жительницы охотно делились с девушками секретами своего мастерства.

Международный финно-угорский форум молодёжи «FUROR» в Коми

Международный финно-угорский форум молодёжи «FUROR» в Коми

Международный финно-угорский форум молодёжи «FUROR» в Коми

Вот и подошёл к концу III Международный финно-угорский форум молодёжи. Мероприятие закрыло шоу огня.
 

Международный финно-угорский форум молодёжи «FUROR» в Коми
 

Международный финно-угорский форум молодёжи «FUROR» в Коми

P.S. Участники долго прощались и не могли наговориться – водитель автобуса сигналил от раза к разу всё громче, напоминая участникам и организаторам «FURORа», что пора отправляться в дорогу.
 

Поделиться в соцсетях