Публике Сыктывкара показали несмешную комедию

Театр драмы им. Савина представил премьеру по пьесе Островского.

16:13. 5 октября, 2014  
  
0

Спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше» по одноименной пьесе Александра Островского Академический театр драмы им. Савина готовил специально для фестиваля «Островский в Доме Островского». Фестиваль должен пройти в Москве.
В минувшую пятницу юбилейный 85-ый театральный сезон главного драматического театра Коми открыли этой постановкой.

Главный режиссер театра Юрий Нестеров пошел на большой риск, прежде всего, личный. Те, кто внимательно следит за жизнью театра в последние годы прекрасно знают, что конек Юрия Петровича – это драма. Его драма-быличка «Всего ничего» по финской пьесе открывала театральный сезон 2012 года и для местной публики стала ярким культурным событием. Режиссер разместил зрителей в максимальном приближении к месту действия, значительно ограничив и зону комфорта актеров. Так было и с коммунальной мистерией «Вид в Гельдерланде». Обе постановки показали, насколько режиссеру близки глубоко психологические истории, герои с внутренним надрывом и драматизм на грани.

Нынешняя премьера показала, как неуютно и даже несколько растерянно чувствует себя постановщик в жанре комедии. Не хватило комедийных эпизодов, динамики и легкости. Премьера отдаленно напоминала комедийный жанр.

Первое действие было откровенно затянутым. Напряжение нарастало, и внимание зрителей концентрировалось только во время пластических номеров между картинами. Надо отдать должное балетмейстеру Елене Ноткиной. Танцы актеров театра и студентов театрального отделения Колледжа искусств Коми были выразительны и многословны.

Костюмы и музыка, стилизованные под русские народные, сочетали элементы классики и модерна.

Такого сочетания не хватило постановке в целом. Да, режиссер строго следовал тексту первоисточника, но пьеса, написанная во второй половине XIX века, не всегда понятна молодому зрителю. «Посадить в яму», «напраслину терпеть» – смысл этих слов для тех, чья полка с книгами заполнена томами «Гарри Поттера» и сочинениями Макса Фрая, не ясен. Конечно, это недостаток зрителя, но когда его внимание рассеивается, то это проблема постановки.  

С другой стороны, зрители старшего возраста, знакомые не только с «Бесприданницей», но и другими пьесами Островского, получат удовольствие от спектакля. Легкость слова драматурга, его ирония над героями, яркость образов персонажей и в то же время острый социальный, нравственный конфликт. Самым актуальным для творчества драматурга является конфликт богатых и бедных. Купчиха Мавра Тарасовна (Галина Микова) готова сжить со свету возлюбленного своей внучки – Платона (Лев Власов). Сын бедной вдовы не чета Поликсене. Тяжелая трость ее отца Амоса Панфилыча (Денис Рассыхаев) не раз опускается на бедную голову Платона. Но в итоге, все разрешается благополучно для влюбленных.

Премьерный спектакль показал, насколько выигрышными могут быть второстепенные роли, если за них берутся мастера. Ведущий артист театра Владимир Кузьмин из, казалось бы, проходной и неприметной роли отставного офицера Грознова создал запоминающийся образ. Приказчик Никандр Мухояров в исполнении Анатолия Колмакова мерзок настолько, что вызывает почти физическое отвращение. Кажется, что к концу спектакля он и правда превращается в пресмыкающееся, не зря постоянно ползает в ногах господ.

Очередная работа примы театра Галины Миковой подтвердила ее мастерство и преданность традициям советской театральной школы. Опытная актриса Татьяна Темноева в роли няньки Поликсены одной фразой вызывала аплодисменты зала. Нужно отметить и начинающую артистку Татьяну Михайлову. Ее комичная, угловатая, упрямая и в то же время очаровательная Поликсена оправдывает заявленный жанр комедии.

Актеры и постановщики старались следовать классическим канонам русского драматического театра. Тем более, что преданностью традициям славится художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. И подготовка спектакля к фестивалю Островского под эгидой этого театра требует особой ответственности. Быть может именно поэтому постановщик и актеры были чересчур осторожны, слишком академичны, отчасти отстранены от зрителя.

Кстати

Малый театра планировал провести фестиваль Островского в январе 2015 года, но из-за затянувшейся реконструкции здания театра сроки сдвигаются на 2016 год. «Правда – хорошо, а счастье лучше» в 2005 году представила на суд столичных зрителей непосредственно сама труппа Малого театра в постановке небезызвестного Сергея Женовача со звездами советского кино Евгенией Глушенко и Василием Бочкаревым.

Первая премьера пьесы Островского состоялась именно на сцене Малого театра в 1876 году. Первоначально драматург назвал произведение «Наливные яблочки». Некоторые театры и сегодня используют это название.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000