В семьях усть-цилёмов хранятся костюмы 300-летней давности

Буйство красок и фасонов в нарядах, статность фигур и неспешная проходка в танце, звучность голосов – всё это народный усть-цилёмский праздник «Горка».

12:00. 20 июля, 2014  
  
0

Ежегодное июльское гуляние невозможно представить без традиционного костюма, который с давних пор популярен у народов Русского Севера. В Усть-Цильме  старинные русские платки, сарафаны, праздничные фартуки и украшения, изготовленные в XVIII-XIX веках, бережно хранятся в домах жителей этого древнего села и передаются из поколения в поколение…

«Аглицкий платок»

Среди староверов, которые издавна населяли эти места, бытовала традиция: отдавать лучшие наряды старшей дочери в семье, когда девушка собирала приданое перед замужеством. Анастасия Акинфоровна была старшей из трёх сестёр, по-этому в её доме хранится деревянный сундук с нарядами. Из него хозяйка достаёт аккуратно свёрнутый платок с «растительным» орнаментом на красном фоне и украшенный кистями. К одному из уголков шикарного плата прикреплена проба (вероятно, аналог современной бирки), которая свидетельствовала о высоком качестве изделия. И действительно: сотканный больше двух столетий назад «аглицкий платок» (именно так прежде называли плат соответствующего качества и цветового решения) дошёл до наших дней в прекрасном состоянии.

Ещё одним артефактом в этой частной коллекции является ряднинный платок времён Екатерины Великой, императоров Николая I и Николая II. Праздничный плат сочетает в себе красный, зелёный и чёрный цвета, центральным орнаментом в нём являются восточные огурцы. В прежние времена женщины ходили только с покрытой головой, поэтому покупка фабричного платка, украшенного замысловатым узором и кистями из шёлка или шерсти, становилась настоящим событием.

Если канафатные и репсовые платки девушки, женщины носили преимущественно в праздники, то кокошник был универсальным повседневным головным убором. Их чаще всего снашивали, поэтому до наших дней старинные кокошники не дошли.

Яркое – не стирать

Традиционной одеждой женщин XVII-XIX веков были рукава (женские рубахи), сарафаны, фартуки и пояса. Субтильным барышням, чтобы добавить пышности формам, приходилось надевать подъюбники.
В доме Осташёвых сохранился праздничный наряд, сшитый из ткани по «синей земле»: это означает, что на синем фоне расшиты оранжевые узоры. Наиболее редкими и потому особенно ценными являются одежда и платки, сшитые из ткани по фиолетовой, красной и зелёной «земле».

Так наряжались по особенным случаям: на Рождество, свадьбу и «горочные» гуляния (у современных усть-цилёмов эта традиция сохранилась и по сей день). Народные праздники становились прекрасным поводом, чтобы присмотреться к потенциальной невесте. Костюм молодой усть-цилёмки мог многое сказать о его владелице, указать на социальный статус и благосостояние её семьи; аккуратность во внешнем виде и складно подобранный наряд красноречиво указывали на личные качества невесты.

Женский костюм мог включать в себя до пяти ярких цветов. Такие наряды носили молодые девушки и женщины, что не только добавляло им привлекательности, но и говорило об их здоровье, способности к деторождению. Для взрослых женщин шили одежду приглушённых цветов и называли степенным нарядом.

Примечательно, что праздничные одежды из-за неустойчивости ярких красок не стирали. Летом наряды и платки проветривали в солнечную сухую погоду на улице. «Я так же, как и моя мама, и бабушка, выношу в ясный погожий день сарафан на улицу и ветрю его», – рассказывает Анастасия Акинфоровна.

Оберег под фартуком

Ткани для нарядов усть-цилёмки покупали у заезжих купцов и коробейников. Всё село с нетерпением ожидало начала навигации, когда к берегу причаливали торговые суда, привозившие множество промышленных товаров и сладости. По тем временам это было настоящим событием, которого ждали целый год. Женщины с удовольствием скупали алые кашемировые платки, английские ситцы, материю, расшитую шёлком, коричневые сарафаны, светлые калоши и хромовые сапожки. «Устойчивости у усть-цилёмок в моде не было, – отмечают историки. – Стоило двум-трём передовым девицам купить обновку, и все следовали их примеру». Говоря современным языком, женщины Русского Севера всегда старались идти в ногу с модой.

Старинные медные запонки и серебряные персты – настоящие раритеты

Несмотря на то, что староверы считали излишним ношение украшений, с момента, когда девушка становилась барышней на выданье, ей разрешалось носить запонки, кольца, цепочки. Они играли не только эстетическую, но и защитную роль. На праздничный наряд непременно накалывали брошь, а поверх рукавов надевали серебряные цепи с крестами. Этот оберег заправляли под фартук – так, чтобы не был виден стороннему глазу.

Анастасии Осташёвой от прабабушки достались старинные медные и золочёные запонки ручной работы, широкие цепочки и староверческие кресты из серебра. Такие теперь не купишь в магазине. Эти изделия – настоящие произведения искусства.

Праздничные наряды в Усть-Цильме шьют и по сей день. Но новые крепкие ткани, произведённые преимущественно в Китае, хоть и ярко блестят люрексной нитью на солнце, не имеют культурной ценности.

Наравне с иконами

Праздничные наряды были настоящей семейной реликвией в каждом доме и имели реальную ценность для его обладательницы. Именно по-этому во время пожара из горящей избы наравне с иконами в первую очередь спасали наряды.

Во времена коллективизации и раскулачивания традиционные костюмы и украшения усть-цилёмов изымали как символ богатства и классового неравенства.

В народных верованиях платкам и юбкам приписывали лечебные свойства. Считалось, что если во время жара больного закутать в красный плат, то хворь должна отступить. Если вечером младенец долго не может уснуть, плачет, матери следует прикрыть его лицо юбкой своего сарафана.

P.S. В семье Осташёвых подросла внучка Ксения, которая закончила девятый класс. В этом году девушка впервые надела на праздник «Горка» старинный наряд, который достался её бабушке от прабабушки. А это значит, что преемственность поколений в этой семье не прервётся, и Ксюша передаст родовую реликвию по наследству.


Наследие не продаётся

Лет 10 назад в Усть-Цильму приезжали гости с Востока. Увидев наряд и плат Анастасии Акинфоровны, гости распознали на одеянии старинный узор предков, который много веков назад применялся при оформлении одежды, в том числе в Иране и Ираке, но впоследствии был утрачен. Иностранцы обрадовались находке и предложили большие деньги за изделия. Но усть-цилёмка отказала гостям, ответив: «Наследие не продаётся».

Поделиться в соцсетях