В Коми художника Андрея Станиславского подвергли цензуре

18 июня из экспозиции «Свое пространство», выставлявшейся в Национальной галерее, убрали инсталляцию Андрея Станиславского «Свой-чужой».

15:52. 25 июня, 2014  
  
3

Об этом сообщил автор работы на следующий день на своей странице «Вконтакте»: «Попал под цензуру. Вчера забрал инсталляцию «Свой-чужой» из экспозиции «Свое пространство» в Национальной галерее республики Коми. Если коротко: вернувшаяся из поездки директор (не видевшая до этого выставку) категорично приказала убрать инсталляцию».

Работа представляет из себя столб-указатель, с направленными в противоположные стороны табличками. Таблички, которые выполнены в виде российского и украинского флагов, содержат надпись «Крым» на русском и украинском языках, символично изображая разделение российского общества на два лагеря после присоединения Крыма к России.

Корреспонденту «Красного знамени» не удалось связаться по телефону с директором Национального галереи Ольгой Таляниной: на звонок так никто и не ответил. То ли в галерее в рабочее время не берут трубку, то ли Ольга была очень занята, то ли попросту отсутствовала на рабочем месте.

Поэтому приводим отрывок из беседы с Ольгой корреспондента «7х7»:

— Была очень негативная реакция посетителей выставки. В День открытых дверей к нам приходило много посетителей, была негативная реакция. Я сама не ожидала, что так будет. На Украине идет война, Крым присоединили к России, а у вас поставили такую инсталляцию, которая подразумевает двоякое… Я не общалась с посетителями, потому что я была в отпуске. Но когда я приехала, то я узнала от сотрудников, что была очень нехорошая реакция. Поэтому я попросила куратора выставки переговорить с автором и снять ее с экспозиции, чтобы народ не раздражался на Национальную галерею, которая традиционно пропагандирует национальную культуру, а не какие-то личные измышления.

Андрей Станиславский видит в сложившемся инциденте попытку самоцензуры:

— Это страх «загодя», из соображений типа «как бы чего не вышло». Вероятно, наследство «совка». Понятно, что тема не простая, но ничего оскорбительного ни для кого я в своей работе не воплощал. Я указал на невозможность диалога, если у общества на выбор остается только две полярных позиции. Дело не в рамках (их автор устанавливает себе сам), а в том, что к творчеству порой относятся, как к чему-то другому (например, как к политической деятельности). Это непрофессионально. В Сыктывкаре (в РК, возможно, тоже, но я могу о чем-то не знать) нет ни одного успешно реализованного проекта, посвященного современному искусству. А то, что сейчас считается классикой, когда-то было художественным авангардом.

Также мы узнали мнение двух участниц выставки «Свое пространство» Ольги Огневой и Анелии Лянцевич.

Ольга Огнева, художник:

— На мой взгляд, инсталляция Андрея Станиславского не может находиться в Национальной галерее. Одна из причин: в ней нет никакой художественной ценности. Давайте не будем забывать, что выставка проходит в галерее. Это место предполагает более академические работы: картины и работы декоративно прикладного искусства, в которых есть не только идея, но и факт «сделанности» художественных произведений. Инсталляция «Крым» была поставлена в коридоре, где не было ни одной работы связанной с молодежной выставкой. Это еще больше вводило в некий «диссонанс». Очень важно эстетическое восприятие, столб окруженный акварелями Трофимова выглядел, как «прыщ на лбу». Организаторам надо было подумать, куда его ставить, там он точно не смотрелся. Я бы поняла смысл этой инсталляции если бы в коридоре была, скажем, тематическая выставка связанная с ситуацией на Украине (например выставка «Взгляд на Крым глазами художников»). Я не говорю, что сама идея плоха или исполнение, просто место выбрали крайне неудачное. Хорошо инсталляция смотрелась на улице в Ночь музеев. Там ничто не мешало правильному восприятию идеи.

Анелия Лянцевич, художник, фотограф:

— Я думаю, что если заявлять, что выставка молодежная, то ограничивать свободу слова и свободу самовыражения не есть хорошо. Тем более, что инсталляция не несет в себе характер провокации или осуждения. Автор в своей работе призывает людей к диалогу.

Своим мнением относительно случившегося поделился министр культуры РК Артур Рудольф:

— Директор мне прокомментировала, что к ней обращалось очень много посетителей с просьбой убрать. Выставки как таковой не было, и договоров тоже, это был кратковременный показ работ молодых людей пробующих себя в подобных жанрах. В планах министерства этой выставки нет и не было.

Как сообщает Андрей Станиславский, тот, кто не успел познакомиться с инсталляцией в период работы выставки, может увидеть ее на Третьем сыктывкарском баркемпе.

Поделиться в соцсетях

guest
3 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
хм
хм
25.06.2014 17:27

автор в своей работе свое субъективное мнение высказал и совершенно логично что не всем оно понравилось в предложенной форме. при всем том, что в отличие от других областей, как минимум, языкового конфликта там нет. а при обилии таких ваяний конечно же далеко нам до искусства.имхо

Очевидец
Очевидец
25.06.2014 17:51

Очень странно звучат слова министра культуры, что выставки как таковой не было, в то время как она все еще проходит в залах галереи. И зам министра культуры на ней была и говорила пламенную речь. Такими не подготовленными сырыми материалами, сделанными на потребу очередной псевдосенсации, газета себя просто компроментирует и подставляет… Читать далее »

Интересно
Интересно
25.06.2014 22:44

интересно, сколько лет Ольге Огневой и где она училась ?