Тайна «Мадонны» Жакова

Школьницам удалось раскрыть загадку почти двухсотлетней давности

16:15. 30 марта, 2014  
  
2
Признайтесь, у кого из вас не вызывала восхищение завораживающая речь экскурсовода при посещении музеев? Это же настоящая ходячая энциклопедия, умело манипулирующая вниманием целой толпы посетителей. Чтобы эта толпа за ним шла, экскурсовод должен постоянно говорить что-то интересное, улыбаясь и шутя. 
 
Однако внешняя непринуждённость обманчива. Доля экскурсовода – копаться в книгах и архивах, постоянно открывать сначала для себя что-то новое (цифры, факты и сюжеты), а потом с горящими глазами, грамотной речью, приятным тембром голоса рассказывать всё это людям. Чтобы постичь это искусство, необходимы годы учёбы и непрерывной работы над собой. 
 
Познать азы престижной профессии экскурсовода вполне возможно уже со школьной скамьи, придя в школьный музей. Как правило, ребят приводит сюда искренний, неподдельный интерес к истории родного края, своих корней. Постепенно юношеский патриотизм перерастает в нечто большее. Школьники становятся настоящими исследователями, постоянно пополняют свои знания новыми интересными фактами, стараются узнать ответы на все вопросы и даже внешне стараются соответствовать представителю авторитетной профессии. 
 
Именно такие последователи ораторского искусства стали участниками республиканского сбора экскурсоводов школьных музеев из школ Коми, прошедшего 13 марта в Центре детско-юношеского туризма и экскурсий. 
 
В течение пяти минут участники должны были представить один экспонат из школьного музея. Причём за этот короткий промежуток времени юный экскурсовод должен был грамотно рассказать об экспонате из музея своей школы, наладить полный эмоциональный контакт с аудиторией и ответить на возникшие у слушателей вопросы. 
 
Несомненное лидерство в конкурсе завоевала работа семиклассниц СОШ №24 Анны Козловой и Елены Булышевой под руководством Антониды Михайловны Есевой. Выступление девочек показало не только их мастерство экскурсоводов, коммуникативные способности, но и результаты колоссальной исследовательской работы, благодаря которой подростки сумели выяснить неизвестные доселе исторические факты из жизни Каллистрата Жакова.
 
Предметом исследования стала картина неизвестного художника под названием «Мадонна», которую в начале XX века президент Латвии презентовал известному коми учёному-энциклопедисту, профессору философии Каллистрату Фалалеевичу Жакову. 
 
А случилось это вот как. В начале XX века президент Латвии устроил приём для художников, поэтов и писателей. На приём он пригласил Яна Райниса, известного латышского поэта. Райниса окружила толпа поклонников. Они живо интересовались поэмой «Биармия». «Биармия» была написана Жаковым в 1916 году в Финляндии, частично переведена Райнисом на латышский язык и опубликована в Риге. Внимание поклонников поэт переадресовал на Жакова, указав им на одиноко стоявшего бородатого человека в белых перчатках, одетого во фрак и обутого в … сапоги. Сапоги были неприемлемой деталью костюма профессора. Жаков не признавал другой вид обуви. «Мне, сыну северных лесов, привычнее в сапогах», – говорил он. 
 
«Вот автор «Биармии», – сказал Райнис. Толпа переметнулась к неизвестному человеку и стала его расспрашивать, кто он такой и откуда. Чудаковатый джентльмен гордо ответил: «Я сын далёкой земли Пармы, которая шумит и звучит так же величаво и призывно, как ваше Балтийское море». Видимо, его ответ очень понравился президенту Латвии. Он преподнёс сыну коми Пармы картину из своей коллекции. 
 
Юные исследовательницы задались вопросами: что это за картина, кто автор-художник, кто был президентом Латвии, сделавшим подарок Жакову, где сейчас находится эта картина?
 
Источником поисков были и публикации в СМИ. В частности, статья журналистки Дианы Данилевской, которая назвала президента Латвии, подарившего картину Жакову, Ульманисом. Это была грубая ошибка. Как удалось выяснить девочкам, Карлис Ульманис стал главой Латвии только в 1935 году, а первым президентом Латвии был Янис Чаксте, именно он был меценатом и большим ценителем искусства и литературы. Картина была передана в «дар милым зырянам» дочерью Жакова Райдой мемориальному музею И.А.Куратова. Надпись, сделанная к картине, гласит: «Мадоннацццм. Автор неизвестен. Конец XIX века. Холст. Масло. Подарок коми учёному от латышского поэта Яниса Райниса».
 
Ещё одной фантастической исследовательской удачей девочек стало то, что им удалось выяснить имя неизвестного художника. Это произошло случайно, когда, сделав копию картины для экспозиции в школьном музее, они увеличили её в программе «Фотошоп». И тут – чудо! При увеличении высветилась нечёткая подпись – «Художник- портретист Юзеф Казимирович Гофферт (1826-1906)». Работы этого известного художника-портретиста-миниатюриста выставлены в Государственном Русском музее. 
 
Копия «Мадонны», выставленная в музее школы №24, в два раза меньше оригинала. Зато юным экскурсоводам досталась дарственная записка дочери Жакова Райды Каллистратовны: «Милые зыряне! Посылаю поздравление-презент от Латвии и от духа своего отца профессора Жакова, который всё время живёт во мне. Райда К.» Теперь содержание записки будет пояснительным текстом к копии «Мадонны». 
 
Результат работы семиклассниц на деле доказал, насколько важно, чтобы экскурсии в школьном музее проводили сами учащиеся. Экскурсоводом может быть каждый ребёнок, тот, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. 
 
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
2 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
читатель Recent comment authors
новые старые популярные
читатель
Гость
читатель

На сайт Краски хоть не заходи – уснуть можно.

читатель
Гость
читатель

Очень интересные события ! Школьницы – молодцы!
Слышат голос Пармы.