В Сыктывкаре показали спектакль Романа Виктюка «Сергей и Айседора» (ФОТО)

В зале находилась женщина, связанная с Есениным личной трагедией

Автор:   
13:20. 16 декабря, 2013  
  
1
Сериал «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли в 2005 году взбудоражил телевизионную общественность. Одни восхищались созданным образом, другие обвиняли актера в оскорблении памяти поэта. Вокруг фигуры Сергея Есенина не утихают литературные споры, а сам он вдохновляет творцов кино и театра. Вот и знаменитый режиссер Роман Виктюк осенью 2012 года поставил спектакль «Сергей и Айседора». В минувшую субботу, 14 декабря, его увидели сыктывкарцы и гости столицы.
 
Роман Виктюк ворвался в театральную жизнь Москвы в 1988 году. Его «Служанок», премьера которых состоялась в театре «Сатирикон», тогда называли манифестом новой театральности. Вместе с хореографом Аллой Сигаловой он создал спектакль, где главным выразительным средством является язык тела. Первому составу актеров, в том числе небезызвестным Николаю Добрынину и Константину Райкину, пришлось нелегко. 
 
Виктюка называют беспощадным перфекционистом. Он буквально истязает своих актеров, чтобы добиться нужного результата. В его концепции театра слова играют второстепенную роль – они лишь информируют зрителя о чем-то. Например, в «Сергее и Айседоре» голос на записи сообщал основные вехи жизни поэта и танцовщицы. Самих героев тоже трудно назвать многословными. 
 
 
 Для Виктюка важна пластика человеческого тела, которая и передает основной смысл происходящего, заставляет зрителя переживать и интерпретировать увиденное. Где пластика – там и музыка. В спектаклях Виктюка нужно уметь слушать. Его спектакли – это всегда надрыв, страсть, конфликт. Поэтому и музыка очень часто не услаждает слух, в ней много режущего и диссонансного.  
 
Спектакль «Сергей и Айседора» Виктюк сочинил по стихам Есенина и книге Дункан «Моя жизнь». Танцовщицу Дункан играет актриса с прекрасными хореографическими данными — Анна Терехова. В роли Есенина – ведущий актер Театра Романа Виктюка Игорь Неведров. Молодого артиста постановщик не щадил. Образ балагура и хулигана, иступленного влюбленного и отчаявшегося поэта потребовал от актера максимального напряжения. В свою очередь Анна Терехова доходила до исступления. Крики и мольбы, признания и прощания – все надрывно. Но вдруг – шепот, намеренно растянутые негромкие фразы. 
 
В случае с ролью Есенина трудно понять, что было сложнее для Игоря Неведрова – моральная отдача или физический труд. Артисту без акробатических навыков и атлетического телосложения эта роль противопоказана. Актеру приходилось забираться чуть ли не под потолок, находится в подвешенном состоянии, танцевать, опираясь ногами на табуреты на колесах, и многое другое. Конечно, не обошлось без хулиганства. В какой-то момент герой спускается в зал и под известную песню, со словами «Я московский озорной гуляка» на стихи Есенина, просит закурить.    
 
 
Язык тела в этом спектакле Виктюка играет особый смысл. Он сделал акцент на том, что герои в прямом смысле слова говорят на разных языках. «Я люблю тебя, Езенин», – говорит Дункан. «Не понимаю, – отвечает Есенин. – Я люблю тебя, Азедора». Но это не стало препятствием для одной из самых великих историй любви – русского поэта Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан. 
 
В одном из интервью Роман Виктюк так отозвался о своем спектакле: «Почему-то никто не представляет отношения этой пары в миcтическом измерении. Да, Айседора сыграла в жизни Сергея Александровича губительную роль. Их встреча уже была запрограммирована – их души встретились в ее сне – перед тем как познакомится с Есениным, Айседора уже предчувствовала, что в ближайшие дни увидит свою судьбу».
 
Мистическую роль сыграл Есенин и в жизни обычных людей. Наш корреспондент после спектакля случайно познакомилась со зрительницей по имени Любовь. Она призналась, что Есенин для нее был больше, чем поэт. Его стихотворения она любит со школы. В честь поэта назвала сына. Его не стало в возрасте 28-ми лет. Этот спектакль, безусловно, был для нее и дорогим подарков, и сложным испытанием.  
 
 
– Когда показывали полотно с мертвым Есениным, я не могла смотреть… Актер, исполнявший роль Есенина, очень на него похож… Говорят про игру в театре. Я не видела игры, я видела настоящую жизнь, видела, каким на самом деле был Есенин, – сказала Любовь со слезами на глазах. 
Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
шапокляку
шапокляку
16.12.2013 15:31

Трагедии россиян нынче не интересуют, подавай скандалы у Малахова. Врагу не пожелаешь такого горя. Похоронить ребенка, разве может быть что-то ужаснее. А как два часа она выдержала, столько слез пролила. Мои соболезнования. Такая боль остается навсегда.