Даниилу Крамеру приглянулся мальчик из Эжвы (ФОТО, ВИДЕО)

В Сыктывкаре состоялся VII Межрегиональный джазовый фестиваль

12:10. 29 ноября, 2010  
  
13
На выходных в Сыктывкаре состоялся VII Межрегиональный джазовый фестиваль, спустя три года после предыдущего. Пришедшие в субботу в филармонию подверглись испытанию многочасовым музыкальным марафоном, а те, кто не поленился прийти в воскресенье на встречу с Даниилом Крамером, открыли его для себя в новом качестве.   

Нет смысла перечислять все коллективы, отыгравшие на фестивале, тем более что многие выступили на этом форуме не впервые, а воркутинский «Комбо-Джаз», например, не пропустил ни одного фестиваля.

Запомнилась премьера группы Jinn Band в неожиданном формате. К Евгению Машкину со товарищи присоединились директор КИРК (Колледж искусств республики Коми) Андрей Дикоев (баян) и струнный квартет. Ансамбль исполнил пять пьес, из которых четыре сочинил Евгений Машкин.

Jazz Mansard из Кирова – фортепианный квартет с участием гитариста. В Сыктывкаре к вятичам присоединился тенор-саксофонист из Минска Константин Волкович. Первым номером исполнили Doxy великого Санни Роллинса, а закончили пьесой Константина Волковича «Пятый вальс». Когда соло автора, характеризовавшееся нарастающей экспрессией, было вознаграждено бурными аплодисментами, Волкович поцеловал раструб саксофона.

Почётный гость фестиваля Даниил Крамер сидел в последнем ряду и почти не поднимал глаз от своего iPad’а.

Не будет преувеличением сказать, что открытием фестиваля стал юный пианист из Эжвы Дмитрий Конанов, наставленный на джазовый путь педагогом Еленой Бобриковой. На второй пьесе Даниил Крамер отложил в сторону iPad и забыл о нём до конца выступления Конанова. Когда, отыграв программу, Конанов хотел уйти за кулисы, Герцман жестом заставил юное дарование отвесить залу на прощание поклон и потрепал по рыжей голове. А потом в восторге сымпровизировал: «Джаз не умрёт в Сыктывкаре, пока такие дети в великой Коми есть!»

Были и гости из Ухты – Soul’s Voice. Правда, ещё в прошлом году эта группа называлась J.A.P.K. Стиль, к слову, не поменялся. Это по-прежнему фьюжн. В числе прочего сыграли Spain Чика Кориа и Round Midnight Телониуса Монка.

Закрывала концерт «Джаз-Графика» – кузница кадров местного джаза уже на протяжении десятилетия.

В субботу среди зрителей в зале была замминистра культуры РК Светлана Белорусова. Встретившись с чиновницей в гардеробе, корреспондент «Красного знамени» хотел было обратиться к ней с вопросом, но был упреждён, очевидно, шефом Белорусовой, который позвонил ей на сотовый. Кратко обсудив погоду, собеседники перешли к делу, и Белорусова доложила: «Да, Владимир Иванович, я ещё на фестивале. Мне очень понравилось!»

Воскресная программа, обозначенная как «Гала-концерт», в точности повторила программу субботы с той лишь разницей, что выступления участников были сокращены.

Что гораздо интереснее, ранее в тот же день в КИРК Даниил Крамер неформально пообщался с музыкальной общественностью и немногочисленными журналистами.

Маэстро рассказал о самом начале своего пути как музыканта: «Меня вынули из-под маминой юбки в 17-летнем возрасте и отправили из Харькова, где я родился и вырос, в Москву». В столичной джазовой среде молодого пианиста привлекли «прямота и откровенность, в отличие от мира классической музыки, полного интриг».

Михаил Герцман поинтересовался мнением гостя о качестве услышанных накануне коллективов. «Вас это действительно интересует?» – спросил на всякий случай Крамер и… разнёс фестиваль, особенно его режиссуру, в пух и прах. Вот что сказал почётный гость фестиваля: «На мой взгляд, концерт вы построили неверно. Внимание то и дело притуплялось из-за неверного чередования разных по эффектности составов. Во-вторых, есть временной предел восприятия и зрители не готовы к многочасовому наблюдению за происходящим на сцене. Нужен был антракт, а я бы сделал два перерыва.

Подозреваю, что у вас и не было настройки, необходимой при таком количестве выступавших («Минут 20 на рыло», – вставил Герцман), поскольку то и дело появлялись гудежи и фоны. Настройка концерта 11 групп заняла бы у меня часов десять. И ещё я понял, что вам не хватает «кровообмена»: нельзя всё время вариться в собственном соку. Поэтому так необходимы фестивали и гастроли: они к вам, а вы – к ним. На вашем фестивале нужны «гроссмейстеры», гранды. Я понимаю, что тут всё упирается в «самое главное» – в деньги, которые вам не дают». Кстати, незадолго до фестиваля один из его организаторов признался в частном разговоре, что Министерство культуры выделило на организацию и проведение фестиваля «астрономическую» сумму в 80 тысяч рублей.

Даниил Крамер между тем продолжил: «Вчера на концерте я ещё раз осознал ту страшную ошибку, которую совершают власть имущие. Об этой ошибке я говорил не так давно на форуме, который собрал Рамазан Абдулатипов. Там были многие известные деятели культуры и люди из правительства. Я прочёл доклад «Культура и физическое выживание нации». Наша страна сейчас поражена многими болезнями. Коррупция практически стопроцентная, она превратилась в систему, а борьба с коррупцией внутри системы невозможна: эта борьба сама может стать частью коррупционных явлений. В нашей стране совокупный личный состав различных охранительных органов – около двух миллионов человек. За вычетом младенцев и дряхлых стариков получается, что один надзирает за примерно сорока гражданами, – чудовищное соотношение! Насколько успешно надзиратели надзирают, мы с вами можем судить по тому, уменьшаются ли преступность или наркомания. Страх наказания останавливает лишь каждого десятого. Не украсть или не убить может заставить только собственная личностная установка человека, и таких людей в обществе тем больше, чем больше уделяется внимания четырём факторам: культуре, образованию, любительскому спорту (здесь я подчёркиваю слово «любительский») и вере (или религии). Увы, мы живём в бюрократическом государстве, образование и культура в котором финансируются лишь в той степени, в которой это требуется для выживания бюрократической системы. Государству нужен управляемый народ. Именно поэтому у нас культивируется попса».

Когда разговор вернулся в музыкальное русло, Михаил Герцман спросил о впечатлении Крамера от игры юного пианиста Дмитрия Конанова (он, кстати, находился здесь же): «А понравился ли мальчик?» Такая постановка вопроса вызвала в зале добродушное ёрничанье, и Крамер откликнулся в том же духе: «У меня нет запретных тем. Хороший мальчик! Очень многого не знающий, но мы его научим. Мне понравилась его внутренняя ритмика, но он ею пока не владеет. У него хороший потенциал, нуждающийся в правильном развитии».

Лекция завершилась проповедью гедонизма: «Самый главный вопрос искусства – это вопрос любви. Всё, что мы ни делаем в искусстве, должно быть подчинено цели любви и наслаждения».
 

Видео Евгении Габовой

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
13 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
С.А.КолбасьевШуC.A.Участник Recent comment authors
новые старые популярные
Отжигоф
Гость
Отжигоф

директор РКИ
===============

Официальное название – КИРК (Колледж искусств республики Коми)

испр
Гость
испр

юного пианиста Дмитрия Кононова
———————————
Дмитрий КонАнов

жытель
Гость
жытель

Крамер озвучивал правильные, но всем очевидные мысли. Такие слова мы слышали и без Крамера.
Без должного финансирования изменить в лучшую сторону ничего нельзя.
Уважения заслуживают музыканты, которые в таких нечеловеческих условиях ещё что-то делают, не думая о деньгах.

испр 2
Гость
испр 2

Jazz Mansard

спасибо
Гость
спасибо

Поправим

когда поправим?
Гость
когда поправим?

чё-то не поправляется

Даниилу Крамеру приглянулся мальчик
Гость
Даниилу Крамеру приглянулся мальчик

Ох уж эти мне выдающиеся пианисты! То Михаилу Плетнёву мальчики приглядывались, а вот теперь и джазмены туда же…

Гомер
Гость
Гомер

Это журналюгам надо поосторожней с названиями статеек. Крамер вообще ничего такого не говорил.

Участник
Гость
Участник

Крамер прав,концерт 26-го был чересчур длинным.Конечно, его следовало бы разбить на два. Но кто бы дал эти два дня? А разве Крамеру объяснишь, что все коллективы приехали в Сыктывкар за СВОЙ счёт? Неужели, приехав из Воркуты, Кирова, Ухты, они должны были сыграть по две композиции?

C.A.
Гость
C.A.

Крамер: “Внимание то и дело притуплялось из-за неверного чередования разных по эффектности составов”.————————————————- Внимание может притупляться у разных людей по разным причинам. Вот у меня, например, в пятницу на концерте самого Крамера (вернее, его трио) внимание притуплялось когда солировал очень хороший гитарист Роман Мирошниченко, но игра которого так сильно копирует… Читать далее »

Шу
Гость
Шу

Ха-ха-ха, Колбасьев))))))) Или Колбаскин?

Колбасьев
Гость
Колбасьев

C.A. – поднадоело? Сиди дома!

С.А.
Гость
С.А.

Так я и сижу, слава богу, дома. Потому что это лучшее музыкальное место в городе – и по репертуару, и по звуку.