Привитые от пошлости (ФОТО)

Театр на Спасской представил в Сыктывкаре психологическую версию мольеровского «Тартюфа»

Автор:   
17:16. 26 октября, 2013  
  
2
В минувшую пятницу, 25 октября, в Сыктывкаре завершились короткие гастроли Кировского ТЮЗа Театра на Спасской. Труппа под руководством режиссера Бориса Павловича, известного талантом взрывать провинциальность, показала комедию Мольера «Тартюф». Посетившие днем ранее «Мифы Древней Греции» еще раз убедились, что на спектаклях кировчан скучно не бывает. Внимание зрителей они удерживают всем известными театральными составляющими – игрой, представлением, декорациями, костюмами. Секрет кировской команды кроется в умении сочетать эти пазлы. В результате артистам не стыдно за работу, а зрителям не жалко потраченного времени и денег.
 
Текущая неделя ознаменовалась обменными гастролями между Коми и Кировской областью. Театр на Спасской был Сыктывкаре аж в 1993 году. Наш драмтеатр представил кировчанам пастораль «Романтики» и «Трям, здравствуйте!» для детей. А в это время сыктывкарцы и гости столицы наслаждались постановками Бориса Павловича, который накануне приезда по скайпу ответил на вопросы «Красного знамени»
 

Без жалости

За семь лет пребывания на посту худрука ТЮЗа, который был основан еще в 1930-х годах, он наделал много шума в Кирове. Артисты и многочисленная команда художников, костюмеров и других создателей театрального действа создали театр, интересный зрителям. Разных возрастов, вкусов и пристрастий, но объединенных желанием смотреть хорошие спектакли и наслаждаться качественной драматургией. Определяя театр как авторский или документальный, Павлович не ставил целью шок и провокацию. Три постановки показали, что в Театре на Спасской служат люди с хорошим вкусом и высокой долей ответственности перед зрителем. 
 
 
Если «Мифы Древней Греции» имеют просветительскую задачу, то «Тартюф» заставляет зрителя заглянуть внутрь самого себя. Из казалось бы легкой комедии Мольера, которую проходят в 8-9 классах средней школы, кировчане создали глубоко психологическое произведение. Поводов для смеха там почти нет – зато много предметов для размышлений. Главный герой в исполнении Владимира Жданова настолько мерзок, что уже через несколько минут питаешь к Тартюфу  только отвращение. В трактовке постановщика Тартюф не просто хитрец и плут. Он коварный змей-искуситель и юродивый, грешник и кающийся. Режиссер заставляет героя то ползать по полу, подобно ужу, то целовать ноги своему покровителю, то кривляться под американскую музыку, то молиться небесам под звуки органа. Режиссер безжалостен к главному герою: нет в нем ни одной положительной черты, за которую можно было бы зацепиться.         
 

Без статики

Комедии Мольера, незатейливые на первый взгляд, довольно сложны для артистов. Стихотворный текст почти не оставляет пространства для экспромта – нужно знать все назубок. Знакомые с репертуаром театра знают, что Павлович – не любитель длинных статичных постановок в духе русской драматической школы. Его спектакли всегда динамичны, проходят на скорости, что усложняет жизнь артиста на сцене. 
 
 
Постановщик заставил артистов и в «Тартюфе» постоянно двигаться, использовать подручные предметы. Стулья и столы, юбки и шляпы, щипцы для завивки волос и шиньоны – все идет в ход. Над пластикой работала Ирина Брежнева. Она поняла задачу режиссера – удерживать внимание зрителя, исключить провисание мизансцен. В итоге, в спектакле нет лишних жестов или движений невпопад. 
 
На сцене – минимум декораций. И все несут определенный смысл. Например, подвешенные огромные плащи священнослужителей. Напомним, что Тартюф пленил сердце Оргона своим благочестием и набожностью. Время от времени плащи превращаются в шатры, скрывающие героев как будто бы в небытие. Над костюмами работали основательно, причем не только художники по костюмам, но дизайнер по головным уборам и обувных дел мастер. Тщательная работа с музыкой и светом – известная визитная карточка постановок Павловича. Важно отметить, что форма не подменяет содержание: в каждом эпизоде проявляется режиссерский почерк и актерское перевоплощение.
 

Без  пошлости

Комедии Мольера – находка для любителей дешевых приемов и пошлых выходок на сцене. Современные горе-режиссеры и артисты невысокого полета найдут, где разгуляться. Взять хотя бы пикантную сцену соблазнения Тартюфом жены Оргона Эльмиры. На третьем спектакле подряд у нашего корреспондента сложилось впечатление, что труппа театра на Спасской в свое время сделала прививку от этой театральной эпидемии. Вакцину изобрел, конечно же, Борис Павлович. Так, во втором действии “Тартюфа” появились все необходимые атрибуты для картин в жанре «ниже пояса». Огромный стол, пышные юбки на даме и вожделеющий кавалер. 
 
 
Не исключено, что в сознании зрителей в зале Академического театра драмы им. Савина возникли скандально известные сцены на красном рояле из «Гамлета». Но нет: кировчане выдержали все рамки приличия. Эльмира в исполнении Антонины Ивановой полна шарма и утонченности. Многогранный и удивительно красивый голос актрисы покорил многих мужчин в зале. Благодаря опыту актеров и здравому рассудку режиссера тонкая грань между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» сохранена. Артисты со Спасской всегда помнят, что работают в театре юного зрителя. 
 
Об исполнителе каждой роли в «Тартюфе» можно говорить отдельно. Овации зала вызвал истеричный и паникующий Валер (Александр Трясцин), заламывающий то руки, то поля своей шляпы. Его невеста, бедняжка Мариана (Яна Савицкая) виртуозно падает в обморок и устраивает эмоциональные сцены отцу и возлюбленному. Непреклонный и ослепленный ложью Оргон, отец Марианы (заслуженный артист России Анатолий Свинцов). Очаровательная болтушка и отважная интриганка – служанка Дорина (Наталья Красильникова). Безусловно, наиболее яркое впечатление произвел исполнитель главной роли – Владимир Жданов. Интервью с кировским Тартюфом читайте на сайте в ближайшее  время.
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
2 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
мольерТатьяна Recent comment authors
новые старые популярные
Татьяна
Гость
Татьяна

Роль госпожи Пернель играла артистка Марина Наумова.

мольер
Гость
мольер

Тартюф соблазнял все-таки Эльмиру, жену Оргона, а не его мать. Молодцы, исправили