Гран-при из списка номинаций убрали совсем (ФОТО)

Фильм о бегущем от нефти оленеводе отметили на фестивале визуальных искусств финно-угорских народов «Туйвеж» в Сыктывкаре

Автор:   
11:53. 14 сентября, 2013  
  
4

Сыктывкар становится центром притяжения не только продюсеров второсортных ситкомов типа «Трое в Коми», но патриотов большой и малой родины. Их кино – со смыслами, душой, про достойных людей и для думающей публики. В этом убедился корреспондент «Красного знамени», на несколько дней погрузившись в фестивальную кухню. В середине сентября в столицу Коми для участия в III фестивале визуальных искусств «Туйвеж» съехались профессионалы и любители из финно-угорских регионов.  

 

Среди теперь уже постоянных участников есть признанные в России мастера. Кому-то фестиваль дал путёвку в киножизнь, открыл новые горизонты. Он стал заметным в мире документального кино. «Комикиновидеопрокат» не зря начинал этот трудный путь шесть лет назад. Инициативу директора учреждения Виталия Лифляндского поддержали заслуженные документалисты России, согласившись войти в состав жюри. И в этот раз зёрна от плевел ему отбирать было непросто.

 

У телевизионщиков своя поляна? 

Одна из причин в том, что в конкурсной программе смешали все – игровое, документальное кино и телевизионные фильмы. Поясним, что телевизионные фильмы – это те, что снимают сотрудники телеканалов, иногда без режиссёрского образования. Документальное кино в идеале – дело рук профессионалов, которых выпускают соответствующие кафедры ВУЗов. Для ТВ-фильмов, задачи и эстетика которых расходятся с задачами документального кино, есть свои фестивали. В формате «Туйвежа» эти материалы только портят вкус начинающих документалистов. Так считает член жюри, директор киностудии «Этнос», признанный эксперт документального кино с национальной тематикой Нина Серебрякова. Без усилий этой петербурженки фестиваль мог бы не появиться вовсе. 

Сложно воспринимать серьёзно фильм о реках Коми, снятый в духе комсомольской агитации. Сделанная для ТВ нарезка из видеопейзажей, советских сказок и мультфильмов. За кадром – то взывающий к разуму голос автора, то песня Григория Лепса. Подобных “шедевров” в программе было немало. Как показалось нашему корреспонденту, зрители и участники не видят в таких фильмах преступления. Более того, благодаря таким продуктам можно понять, каким кино быть не должно. К тому же споры о чистоте формы – вечны. 

С другой стороны, документальные ленты профессиональных режиссёров. Например, «Очаг» Вениамина Тронина (Удмуртия). Жюри отметило режиссёра только как лауреата. Но он не в обиде: ранее получил награду очень авторитетного «Окна в Европу» в Выборге. 

Никого в зале не оставила равнодушным и поразила искушенное жюри лента «Месторождение» молодого документалиста Ивана Головнёва (Екатеринбург). Это знакомая всем малым народам севера история о том, как нефтяные и газовые корпорации уничтожают традиционный быт оленеводов. Передать всю трагедию неравной борьбы человека и большого бизнеса ученику Петра Тодоровского удалось через главного героя в кадре – оленевода-ненца из Югры по имени Василий. Здесь нет нравоучительного голоса за кадром, таким и должен быть настоящий документальный фильм. Он победил в номинации профессионального документального кино. Лауреат множества международных и российских конкурсов в Сыктывкар не приехал. Диплом и приз обещал доставить в целости его земляк – лидер группы H-Ural Павел Здравомыслов. То, что сам музыкант представил как клип, оказалось, по мнению жюри, игровым фильмом. Ему и отдали пальму первенства в номинации игровых лент. 

Финно-угорские режиссёры в национальной одежде – примета фестиваля

Лучшим документальным любительским фильмом признана работа нашего земляка Никиты Белорусова. Работу молодого режиссёра на втором «Туйвеже» жюри тоже поощрило и выразило надежду на дальнейший рост. Теперь уже студент московского вуза оправдал аванс мэтров. Эва Сеппинг из Эстонии получила награду в номинации фото. Она очень любит Россию, знает «Подмосковные вечера» и песни Земфиры наизусть. Наша республика покорила эстонку, особенно деревенские жители. Отлично говорящая по-русски девушка подружилась с долгожителями деревни Козловка во время августовского пленэра «Клюква». Из многочасовых видеозаписей она обещала сделать фильм.  

 

А зритель кто? 

Участников смутило отсутствие членов жюри на презентациях фильмов. Многим бы хотелось услышать от них замечания и пожелания. Конкурсную программу постоянные члены жюри, Нина Серебрякова и Иосиф Трахтенгерц, честно отсмотрели в первые дни фестиваля отдельно от публики. Как и принято в кинематографическом сообществе. Нина Олеговна проводила мастер-классы и активно участвовала в обсуждении фильмов после открытых просмотров. Возглавила жюри далёкая от документального кино, поэт и главный редактор журнала «Арт» Галина Бутырева (Сыктывкар). 

Все-таки кино снимают для зрителей, которых в этот раз было, к сожалению, очень мало. Участникам из регионов составляли компанию неработающие пенсионеры и студенты Сыктывкара, случайно узнавшие о событии. Надо полагать, что ответственность за это лежит на организаторах. Нина Серебрякова в 2011 году настойчиво рекомендовала коллегам работать со зрителем и показывать кино для широкой аудитории, искать партнёров по продвижению фестиваля. В кулуарах удручённо согласились, что «получился междусобойчик». 

Иосиф Трахтенгерц и Нина Серебрякова второй фестиваль подряд остаются главными зрителями. 

Два года назад в разговоре с корреспондентом «Красного знамени» Иосиф Трахтенгерц, который тогда жюри возглавлял, обозначил и другие проблемы. Во-первых, увлечённость режиссеров этнографией, то есть съёмки не реальной повседневной жизни, а праздников, гуляний и других сюжетов с одетыми в народные костюмы людьми в кадре. Во-вторых, тогда Гран-при фестиваля не нашёл своего обладателя, поскольку среди конкурсных работ жюри не смогло найти достойную. В этот раз Гран-при из списка номинаций убрали совсем, облегчив выбор членов жюри. 

 

В американизации виноваты сами? 

Наш корреспондент снова побеседовал с Иосифом Самойловичем ещё до объявления победителей и спросил о доле этнографии в кадре и об уровне авторов из Коми. Напомним, что этот первоклассный мастер советской школы документалистики снимал одну из картин в нашей республике. «Лёнин конь и Лёня» в своё время объездил фестивали страны и мира, получив свои награды. 

 

– На что вы в первую очередь обращали внимание при выборе победителей? 

– Отметили тех, кто проявлял какую-то мысль – кинематографическую, политическую, художественную. С технической точки зрения не блещут работы, потому что операторская школа в стране исчезла давно. Никого не хочу обидеть, но почти никто из участников не учился этому ремеслу. Оператор – это всё равно что сталевар или кузнец. (Автор почти каждого фильма – сценарист, оператор, режиссёр и монтажёр в одном лице – прим. авт.) 

– Два года назад вы говорили об этнографии в кино вместо документалистики. Сегодня больше проблемных фильмов?  

– Да, фильмов об острых социальных и общечеловеческих проблемах в этом году больше. Достаточно грамотно все сделано в фильме «Месторождение». Можно было назвать его «Место рождения», это точнее передаёт главную идею. Фильм «Первое обрядовое купание» Тамары Пакеевой из Марий Эл (он получил спецприз Финно-угорского культурного центра России – прим. авт.) отличается осмысленным подходом автора к теме.

– Качество фильмов из Коми как оцениваете?  

– Ещё на втором «Туйвеже» премировали много фильмов из Коми. Хороший процент достойных работ, связанных с городом Сыктывкаром. 

– Представители финно-угорских народов должны снимать только для финно-угров и о них. Или кино просто должно быть хорошим, без национального колорита?  

– В национальное ударяться нельзя, хотя так или иначе это проявляется. Лишь бы кино было хорошим, это правда. Кино в плане сохранения национальных культур настолько слабо. Трудно сопротивляться потоку, глобализации. Мир перепутан, происходит смешение народов. На улицах европейских городов гуляют белые девушки с чернокожими парнями. Что нам теперь встать, допустим, на стороне австрийцев и сказать, что так нельзя? Идёт сближение культур, так было всегда. Исчезла римская культура, на месте Римской империи появились Франция, Испания, Италия… Это закономерный процесс, не стоит убиваться по этому поводу и класть голову на плаху. 

– Финно-угров в их желании сохранить свою самобытность, например, в языке можно понять  

– Можно понять, всем хочется чистой культуры. Но такого не бывает, к сожалению. Они живут не в изоляции. Чётких границ не проведёшь, не создашь мононациональное государство. 

– Но фестиваль даже в названии апеллирует к финно-угорским народам. Насколько участники соблюдали эти границы?  

– А тут другого нет. Про русских я не видел фильмов на фестивале. Всё про финно-угров. Так устроен фестиваль, таков способ отбора – пусть так и будет. Малые народы пострадали точно так же, как и большие в ходе истории. Гибли и те, и другие. Конечно, коренным жителям обидно, что их дети не говорят на родном языке. Но в этом есть их личная вина тоже. Они не учили своих детей разговаривать, почему-то считали, что это плохо. Знание двух языков и культур не может помешать. 

“Туйвеж” – территория, свободная от американской музыки

– Культура жива, пока жив язык. Главная угроза для национальных языков нашей страны?  

– Деньги. Они начинают решать всё. Исчезновение документального кино случилось, потому что американцы нас задавили. А кто здесь показывает американское кино? Мы сами. Французы сразу установили: определенную долю в прокате должно составлять французское кино. На создание фильмов выделяют деньги. У нас этого нет. У меня дача на границе Ленинградской и Новгородской области. И там есть «Радио Новгорода и Боровичи». С утра до вечера американская музыка. Сколько американцев живёт в новгородской области? Если только случайно заехавший турист. Но мы почему-то должны это слушать. Ещё русские песни добавляют, но это ниже пояса. 

– Если бы в Коми в радиоэфире были песни на коми языке…  

– Уже было бы лучше. По-английски, я думаю, в республике говорят гораздо меньше, чем на коми языке. Если хотя бы просто на русском языке песни были. Мои внуки, может быть, будут знать американские песни. Но я их не знаю. совершенно. Они не составляют общечеловеческую культуру.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
4 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Юванпроверка слухаПро просто МариюЕлена Recent comment authors
новые старые популярные
Елена
Гость
Елена

В защиту Буыревой. Галина Васильевна работала на телевидении, снимала телефильмы, поэтому говорить, что она далека от кино, некорректно.

Про просто Марию
Гость
Про просто Марию

Мария Сакаева, прежде чем делать безапелляционные суждения, задевающие уважаемых людей, могла бы проконсультироваться со старшими и более опытными коллегами.

проверка слуха
Гость
проверка слуха

Полчаса слушала радио станции, больше сил нет. Выключаешь и находишь в интернете Радио Джаз, Монте Карло. Я тоже не понимаю этих песен, кто их назвал песнями? Мусор, хлам, отравление слуха. Люди, в России живем. Сколько можно леди гаги и всяких там, не запомнишь даже имен

Юван
Гость
Юван

2 Про просто Марию

> Мария Сакаева, прежде чем делать безапелляционные суждения, задевающие уважаемых людей, могла бы проконсультироваться со старшими и более опытными коллегами.

Уточните, какие суждения вас задели?
С какими коллегами проконсультироваться?
Реально интересно.