Гран-при из списка номинаций убрали совсем (ФОТО)

Фильм о бегущем от нефти оленеводе отметили на фестивале визуальных искусств финно-угорских народов «Туйвеж» в Сыктывкаре

Автор:   
11:53. 14 сентября, 2013  
  
4

Сыктывкар становится центром притяжения не только продюсеров второсортных ситкомов типа «Трое в Коми», но патриотов большой и малой родины. Их кино – со смыслами, душой, про достойных людей и для думающей публики. В этом убедился корреспондент «Красного знамени», на несколько дней погрузившись в фестивальную кухню. В середине сентября в столицу Коми для участия в III фестивале визуальных искусств «Туйвеж» съехались профессионалы и любители из финно-угорских регионов.  

 

Среди теперь уже постоянных участников есть признанные в России мастера. Кому-то фестиваль дал путёвку в киножизнь, открыл новые горизонты. Он стал заметным в мире документального кино. «Комикиновидеопрокат» не зря начинал этот трудный путь шесть лет назад. Инициативу директора учреждения Виталия Лифляндского поддержали заслуженные документалисты России, согласившись войти в состав жюри. И в этот раз зёрна от плевел ему отбирать было непросто.

 

У телевизионщиков своя поляна? 

Одна из причин в том, что в конкурсной программе смешали все – игровое, документальное кино и телевизионные фильмы. Поясним, что телевизионные фильмы – это те, что снимают сотрудники телеканалов, иногда без режиссёрского образования. Документальное кино в идеале – дело рук профессионалов, которых выпускают соответствующие кафедры ВУЗов. Для ТВ-фильмов, задачи и эстетика которых расходятся с задачами документального кино, есть свои фестивали. В формате «Туйвежа» эти материалы только портят вкус начинающих документалистов. Так считает член жюри, директор киностудии «Этнос», признанный эксперт документального кино с национальной тематикой Нина Серебрякова. Без усилий этой петербурженки фестиваль мог бы не появиться вовсе. 

Сложно воспринимать серьёзно фильм о реках Коми, снятый в духе комсомольской агитации. Сделанная для ТВ нарезка из видеопейзажей, советских сказок и мультфильмов. За кадром – то взывающий к разуму голос автора, то песня Григория Лепса. Подобных “шедевров” в программе было немало. Как показалось нашему корреспонденту, зрители и участники не видят в таких фильмах преступления. Более того, благодаря таким продуктам можно понять, каким кино быть не должно. К тому же споры о чистоте формы – вечны. 

С другой стороны, документальные ленты профессиональных режиссёров. Например, «Очаг» Вениамина Тронина (Удмуртия). Жюри отметило режиссёра только как лауреата. Но он не в обиде: ранее получил награду очень авторитетного «Окна в Европу» в Выборге. 

Никого в зале не оставила равнодушным и поразила искушенное жюри лента «Месторождение» молодого документалиста Ивана Головнёва (Екатеринбург). Это знакомая всем малым народам севера история о том, как нефтяные и газовые корпорации уничтожают традиционный быт оленеводов. Передать всю трагедию неравной борьбы человека и большого бизнеса ученику Петра Тодоровского удалось через главного героя в кадре – оленевода-ненца из Югры по имени Василий. Здесь нет нравоучительного голоса за кадром, таким и должен быть настоящий документальный фильм. Он победил в номинации профессионального документального кино. Лауреат множества международных и российских конкурсов в Сыктывкар не приехал. Диплом и приз обещал доставить в целости его земляк – лидер группы H-Ural Павел Здравомыслов. То, что сам музыкант представил как клип, оказалось, по мнению жюри, игровым фильмом. Ему и отдали пальму первенства в номинации игровых лент. 

Финно-угорские режиссёры в национальной одежде – примета фестиваля

Лучшим документальным любительским фильмом признана работа нашего земляка Никиты Белорусова. Работу молодого режиссёра на втором «Туйвеже» жюри тоже поощрило и выразило надежду на дальнейший рост. Теперь уже студент московского вуза оправдал аванс мэтров. Эва Сеппинг из Эстонии получила награду в номинации фото. Она очень любит Россию, знает «Подмосковные вечера» и песни Земфиры наизусть. Наша республика покорила эстонку, особенно деревенские жители. Отлично говорящая по-русски девушка подружилась с долгожителями деревни Козловка во время августовского пленэра «Клюква». Из многочасовых видеозаписей она обещала сделать фильм.  

 

А зритель кто? 

Участников смутило отсутствие членов жюри на презентациях фильмов. Многим бы хотелось услышать от них замечания и пожелания. Конкурсную программу постоянные члены жюри, Нина Серебрякова и Иосиф Трахтенгерц, честно отсмотрели в первые дни фестиваля отдельно от публики. Как и принято в кинематографическом сообществе. Нина Олеговна проводила мастер-классы и активно участвовала в обсуждении фильмов после открытых просмотров. Возглавила жюри далёкая от документального кино, поэт и главный редактор журнала «Арт» Галина Бутырева (Сыктывкар). 

Все-таки кино снимают для зрителей, которых в этот раз было, к сожалению, очень мало. Участникам из регионов составляли компанию неработающие пенсионеры и студенты Сыктывкара, случайно узнавшие о событии. Надо полагать, что ответственность за это лежит на организаторах. Нина Серебрякова в 2011 году настойчиво рекомендовала коллегам работать со зрителем и показывать кино для широкой аудитории, искать партнёров по продвижению фестиваля. В кулуарах удручённо согласились, что «получился междусобойчик». 

Иосиф Трахтенгерц и Нина Серебрякова второй фестиваль подряд остаются главными зрителями. 

Два года назад в разговоре с корреспондентом «Красного знамени» Иосиф Трахтенгерц, который тогда жюри возглавлял, обозначил и другие проблемы. Во-первых, увлечённость режиссеров этнографией, то есть съёмки не реальной повседневной жизни, а праздников, гуляний и других сюжетов с одетыми в народные костюмы людьми в кадре. Во-вторых, тогда Гран-при фестиваля не нашёл своего обладателя, поскольку среди конкурсных работ жюри не смогло найти достойную. В этот раз Гран-при из списка номинаций убрали совсем, облегчив выбор членов жюри. 

 

В американизации виноваты сами? 

Наш корреспондент снова побеседовал с Иосифом Самойловичем ещё до объявления победителей и спросил о доле этнографии в кадре и об уровне авторов из Коми. Напомним, что этот первоклассный мастер советской школы документалистики снимал одну из картин в нашей республике. «Лёнин конь и Лёня» в своё время объездил фестивали страны и мира, получив свои награды. 

 

– На что вы в первую очередь обращали внимание при выборе победителей? 

– Отметили тех, кто проявлял какую-то мысль – кинематографическую, политическую, художественную. С технической точки зрения не блещут работы, потому что операторская школа в стране исчезла давно. Никого не хочу обидеть, но почти никто из участников не учился этому ремеслу. Оператор – это всё равно что сталевар или кузнец. (Автор почти каждого фильма – сценарист, оператор, режиссёр и монтажёр в одном лице – прим. авт.) 

– Два года назад вы говорили об этнографии в кино вместо документалистики. Сегодня больше проблемных фильмов?  

– Да, фильмов об острых социальных и общечеловеческих проблемах в этом году больше. Достаточно грамотно все сделано в фильме «Месторождение». Можно было назвать его «Место рождения», это точнее передаёт главную идею. Фильм «Первое обрядовое купание» Тамары Пакеевой из Марий Эл (он получил спецприз Финно-угорского культурного центра России – прим. авт.) отличается осмысленным подходом автора к теме.

– Качество фильмов из Коми как оцениваете?  

– Ещё на втором «Туйвеже» премировали много фильмов из Коми. Хороший процент достойных работ, связанных с городом Сыктывкаром. 

– Представители финно-угорских народов должны снимать только для финно-угров и о них. Или кино просто должно быть хорошим, без национального колорита?  

– В национальное ударяться нельзя, хотя так или иначе это проявляется. Лишь бы кино было хорошим, это правда. Кино в плане сохранения национальных культур настолько слабо. Трудно сопротивляться потоку, глобализации. Мир перепутан, происходит смешение народов. На улицах европейских городов гуляют белые девушки с чернокожими парнями. Что нам теперь встать, допустим, на стороне австрийцев и сказать, что так нельзя? Идёт сближение культур, так было всегда. Исчезла римская культура, на месте Римской империи появились Франция, Испания, Италия… Это закономерный процесс, не стоит убиваться по этому поводу и класть голову на плаху. 

– Финно-угров в их желании сохранить свою самобытность, например, в языке можно понять  

– Можно понять, всем хочется чистой культуры. Но такого не бывает, к сожалению. Они живут не в изоляции. Чётких границ не проведёшь, не создашь мононациональное государство. 

– Но фестиваль даже в названии апеллирует к финно-угорским народам. Насколько участники соблюдали эти границы?  

– А тут другого нет. Про русских я не видел фильмов на фестивале. Всё про финно-угров. Так устроен фестиваль, таков способ отбора – пусть так и будет. Малые народы пострадали точно так же, как и большие в ходе истории. Гибли и те, и другие. Конечно, коренным жителям обидно, что их дети не говорят на родном языке. Но в этом есть их личная вина тоже. Они не учили своих детей разговаривать, почему-то считали, что это плохо. Знание двух языков и культур не может помешать. 

“Туйвеж” – территория, свободная от американской музыки

– Культура жива, пока жив язык. Главная угроза для национальных языков нашей страны?  

– Деньги. Они начинают решать всё. Исчезновение документального кино случилось, потому что американцы нас задавили. А кто здесь показывает американское кино? Мы сами. Французы сразу установили: определенную долю в прокате должно составлять французское кино. На создание фильмов выделяют деньги. У нас этого нет. У меня дача на границе Ленинградской и Новгородской области. И там есть «Радио Новгорода и Боровичи». С утра до вечера американская музыка. Сколько американцев живёт в новгородской области? Если только случайно заехавший турист. Но мы почему-то должны это слушать. Ещё русские песни добавляют, но это ниже пояса. 

– Если бы в Коми в радиоэфире были песни на коми языке…  

– Уже было бы лучше. По-английски, я думаю, в республике говорят гораздо меньше, чем на коми языке. Если хотя бы просто на русском языке песни были. Мои внуки, может быть, будут знать американские песни. Но я их не знаю. совершенно. Они не составляют общечеловеческую культуру.

Поделиться в соцсетях

guest
4 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Елена
Елена
14.09.2013 19:42

В защиту Буыревой. Галина Васильевна работала на телевидении, снимала телефильмы, поэтому говорить, что она далека от кино, некорректно.

Про просто Марию
Про просто Марию
14.09.2013 20:09

Мария Сакаева, прежде чем делать безапелляционные суждения, задевающие уважаемых людей, могла бы проконсультироваться со старшими и более опытными коллегами.

проверка слуха
проверка слуха
14.09.2013 23:11

Полчаса слушала радио станции, больше сил нет. Выключаешь и находишь в интернете Радио Джаз, Монте Карло. Я тоже не понимаю этих песен, кто их назвал песнями? Мусор, хлам, отравление слуха. Люди, в России живем. Сколько можно леди гаги и всяких там, не запомнишь даже имен

Юван
Юван
15.09.2013 04:27

2 Про просто Марию

> Мария Сакаева, прежде чем делать безапелляционные суждения, задевающие уважаемых людей, могла бы проконсультироваться со старшими и более опытными коллегами.

Уточните, какие суждения вас задели?
С какими коллегами проконсультироваться?
Реально интересно.