Авторское право шамана (ФОТО)

Что искал и что нашёл Василий Кандинский у зырян?

11:29. 8 июня, 2013  
  
6
В минувшую субботу в отделе этнографии Национального музея Республики Коми представили книгу «Путешествие В.Кандинского к зырянам в 1889 году». О долгой и кропотливой работе, связанной с реализацией этого поистине уникального для республики проекта, рассказали его непосредственные участники. Кроме того, выяснились некоторые любопытные детали, а сама презентация не обошлась без полемики, суть которой также заслушивает пересказа.

Русский абстракционизм начался в Коми

Богато иллюстрированная 87-страничная билингва (на русском и английском языках) издана на мелованной бумаге тиражом в одну тысячу экземпляров и, безусловно, обречена стать библиографической редкостью. Книга содержит дневниковые записи и этнографический очерк тогда никому не известного начинающего юриста В. В. Кандинского (он проехал здесь, изучая обычное право у зырян), а впоследствии великого живописца, одного из основоположников абстракционизма.  
О роли визита в наш край в судьбе Василия Кандинского напомнила директор Национального музея РК Ирина Котылева, процитировавшая самого виновника презентации: «В моём становлении как художника важнейшую роль сыграли две вещи – походы в «Эрмитаж» и поездка в Вологодскую губернию».

Рудольфизмы

Перед тем как пуститься в импровизацию, министр культуры РК Артур Рудольф зачитал небольшое вступительное слово о значении, которое, как предполагается, будет иметь издание книги для развития туризма в Коми. Министр признался, что его небольшую речь написала Ирина Котылева, поблагодарил компанию «Северсталь», которая помогла в реализации проекта («Молодцы они, что пошли нам навстречу»), а потом добавил: «Если говорить откровенно, то я не являюсь ни почитателем, ни противником творчества Василия Васильевича Кандинского и считаю, что это взаимно». Замечание о взаимности вызвало взрыв смеха в зале, а министр продолжил обогащать блокноты журналистов рудольфизмами: «Я могу любить египетские пирамиды, могу их игнорировать, но то, что моя жизнь – это мгновение по сравнению с ними и они безучастно смотрят на какую-то маленькую амёбу с моей фамилией – это аксиома. Так же и Кандинский – это, безусловно, величина хотя бы потому, что он является родоначальником целого направления искусства, которое до сих пор развивается. Это направление – абстракционизм – не по душе мне, я его не понимаю, но я признаю его (Кандинского – авт.) великим мастером и великим художником».

Далее министр отдал должное современникам Кандинского, среди которых множество талантов в самых разных областях деятельности, и продолжил делать любопытные признания: «Когда мы говорим об изобразительном искусстве, мы подразумеваем, что оно что-то изображает. Глядя на картины Кандинского, я не понимаю, что на них изображено. Как такового изобразительного искусства они в себе не содержат. В нескольких картинах есть дом, в некоторых я могу узнать даже лес. Я Кандинского понимаю так же, как и Малевича: это такой заход, который передаёт не ИЗОБРАЖЕНИЕ чего-либо, а требует вхождения в живопись с точки зрения музыки. Например, русский композитор Скрябин пытался подобрать цветовую гамму к произведениям, которые сочинял. У него это не получалось с теми электролампочками, а сегодня, как вы знаете, ни одна современная молодёжная тусовка без цветомузыки не происходит. Так же и Кандинский: увидев цветовую гамму зырян и их орнаменты, он «услышал» музыку этих цветов и попытался передать её на холсте. Хватит ли нам таланта это впитать – не знаю. Мне этого таланта не хватает».

Землячка помогла

Рукопись лёгшего в основу книги дневника Василия Кандинского хранится в Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже, и, по словам Ирины Котылевой, к изданию книги в Республике Коми подошли со всей тщательностью с точки зрения соблюдения авторских прав.

Позже в разговоре с корреспондентом «Красного знамени» Ирина Котылева рассказала: «Была проделана очень сложная, многомесячная работа. Мы написали несколько писем в Центр Жоржа Помпиду с описанием нашего проекта, им понравилась идея. Потом мы работали с Фондом Кандинского, он тоже находится в Париже, и позже получили разрешение на публикацию».

Кроме того, по словам Котылевой, в издании книги очень помогла искусствовед из Парижа, наша землячка Наталья Мацлак. В частности, она выступила переводчиком Котылевой в ходе переговоров в Центре Помпиду и Фонде Кандинского во время её, Ирины Котылевой, прошлогодней поездки в Париж. Смутная догадка, охватившая при этих словах корреспондента «Красного знамени», нашла своё подтверждение в ходе дальнейшего разговора.

Наталья Мацлак (в девичестве Чистякова) родилась в Сыктывкаре и окончила Российскую Академию художеств им. Репина в Санкт-Петербурге. В годы учёбы в академии наша землячка вышла замуж за француза и уже более десяти лет живёт в Париже. В Сыктывкаре девяностых Наталья Чистякова слыла в богемной среде чуть ли не иконой стиля и приобрела некоторую известность как фотомодель.

Шаман или нет?

Неожиданно, и не с подачи художников, возникла полемика на тему: «Кандинский – шаман или нет? Что он здесь искал – эзотерику или этнографию?»   абстракционизм

Далее министр отдал должное современникам Кандинского, среди которых множество талантов в самых разных областях деятельности, и продолжил делать любопытные признания: «

Землячка помогла

Рукопись лёгшего в основу книги дневника Василия Кандинского хранится в Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже, и, по словам Ирины Котылевой, к изданию книги в Республике Коми подошли со всей тщательностью с точки зрения соблюдения авторских прав.

Позже в разговоре с корреспондентом «

Кроме того, по словам Котылевой, в издании книги очень помогла искусствовед из Парижа, наша землячка Наталья Мацлак. В частности, она выступила переводчиком Котылевой в ходе переговоров в Центре Помпиду и Фонде Кандинского во время её, Ирины Котылевой, прошлогодней поездки в Париж. Смутная догадка, охватившая при этих словах корреспондента «

Наталья Мацлак (в девичестве Чистякова) родилась в Сыктывкаре и окончила Российскую Академию художеств им. Репина в Санкт-Петербурге. В годы учёбы в академии наша землячка вышла замуж за француза и уже более десяти лет живёт в Париже. В Сыктывкаре девяностых Наталья Чистякова слыла в богемной среде чуть ли не иконой стиля и приобрела некоторую известность как фотомодель.

Шаман или нет?

Неожиданно, и не с подачи художников, возникла полемика на тему: «

Напомним: любопытным мнением о путешествии Кандинского недавно поделилась с нами художница Анжела Разманова (её интервью читайте в №27 от 16 мая) – она также присутствовала на презентации книги. С точки зрения художницы, тщательно изучившей всё, так или иначе связанное с вологодской поездкой Кандинского, как минимум нельзя отрицать факт интереса путешественника к мистике и различным трансцендентальным практикам. Что, заметим, более чем закономерно для молодого интеллектуала конца XIX века.

Но вот что счёл нужным подчеркнуть этнограф Коми научного центра Валерий Шарапов: «Ирине Николаевне (Котылевой – авт.) удалось разрушить миф, который воспроизводится в западной литературе, о том, что Кандинский отправился на Русский Север якобы в поисках своих шаманистских корней. Этот альбом убедительно доказывает, что это не так». Позже, в разговоре с Шараповым Анжела Разманова настаивала, что написанное Кандинским здесь – лишь дневниковые записи, но в более поздних теоретических работах (в частности, в работе «О духовном в искусстве») он постоянно обращался к теме сверчувственного.

Любопытно, но и сама Ирина Котылева заметила: «Несомненно, что во время путешествия здесь что-то очень важное произошло с Кандинским, но вот что?..»

Шампанское с Кандинским

«Давайте продолжим, поедая картину Кандинского», – предложила директор Нацмузея, приглашая гостей на фуршет. Там полемика и продолжилась, а на столе сторонников и противников «шаманской теории» ждал торт, изготовленный в виде одной из работ Василия Кандинского. И «шаманисты» и «антишаманисты» с равным воодушевлением ели «абстракционистское» кондитерское изделие и пили шампанское.

И лишь один человек, известный этнолог Виктор Семёнов, предпочёл вытащить из своей сумки банку пива («В нём больше пены, чем в шампанском»).

С профессором Сыктывкарского университета Семёновым у корресп

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
6 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Анита БейкерПозабыт?Орт и ловТРоллямага Recent comment authors
новые старые популярные
первый
Гость
первый

Размазанный вчера по стенке Иван Соколов (https://komikz.ru/news/culture/?id=10610) превратился в Михаила Казанцева.

ага
Гость
ага

Ударился оземь и превратился, оборотень.

ТРоллям
Гость
ТРоллям

Хватит уже, самим-то не надоело? Этот материал, кстати, у Миши очень даже интересный. Впрочем, тема обязывает. Кандинский, Разманова, Котылева, рудольфизмы… Жаль выставка у Анжелы закончилась

Орт и лов
Гость
Орт и лов

У коми была своя особая языческая религия. И в конце 19 века подавляющее большинство населения было еще языческим, говорили только на коми языке. Только у коми есть лов и орт. Поэтому интерес к языческим верованиям коми закономерен. Профессор Налимов- всемирно известный ученый изучал языческие верования и обряды коми. Но его… Читать далее »

Позабыт?
Гость
Позабыт?

Котылева одно время что- то собирала по языческим верованиям? А сейчас ничего не слышно. Обряд празднования Зарни – ань , реанимированный Корткероссцами уже позабыт?

Анита Бейкер
Гость
Анита Бейкер

Блин… Джазафака… Забыла, что хотела написать…