Мышиный король сразился с Щелкунчиком без армии (ФОТО)

В столице Коми открылся XXIII фестиваль оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс"

Автор:   
15:30. 31 мая, 2013  
  
30

Сразу две премьеры и солисты  ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга в уже знакомом репертуаре. XXIII фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» открылся в минувший вторник, 28 апреля. В этом году он носит имя художественного руководителя Республиканского театра оперы и балета Ии Бобраковой. Хранительница театральных традиций ушла от нас в прошлом году. На суд публики представили балет «Щелкунчик» в постановке балетмейстера из Санкт-Петербурга. Корреспондент «Красного знамени» оценила премьеру и пообщалась с её создателем.

Щелкунчик и Мальвина

«Щелкунчик» на сцене Республиканского театра оперы и балета – это авторская оригинальная редакция известного балетмейстера из Санкт-Петербурга Марии Большаковой. На её счету – более сорока постановок, в том числе работа над драматическими спектаклями и операми. В 1995 году в Сыктывкаре Большакова уже ставила балет – «Снежную королеву» Михаила Герцмана. Спустя годы он высоко оценил очередное творение гостьи. Отметил её смелость и нестандартный подход. 

Во втором балете Большаковой, представленном на нашей сцене, много танцев, хореографии и пластических номеров. Только мало балета. Собственно как жанр балет присутствовал только во втором акте. В первом, скорее, была выдержана форма детского спектакля-сказки. Стайки детей с рождественскими подарками сменяли отряды мышей и солдатиков. А Маша спасала любимую куклу от мальчишек-злодеев, 

Балетмейстер сделала ставку на зрелищность. Эта постановка идеально подходит для семейного просмотра. Модных теперь голых тел и пластических фокусов здесь нет. Выдержан принцип академизма – это несомненный плюс премьеры. Красивая, добрая и светлая сказка по мотивам мистического произведения Гофмана на пронзительную музыку Чайковского – таким создала балет Большакова.

Гофмановский старик Дроссельмейер превращён балетмейстером в молодого обаятельного волшебника. Куклы из его чудесного ящика оживают на глазах. В классическое либретто Мариуса Петипа внесены оригинальные элементы: среди живых кукол есть Пьеро и Мальвина. И сам Дроссельмейер двигается как марионетка. Роман Миронов воплотил цельный образ доброго ангела-хранителя Маши. На фоне харизматичного красавца Дроссельмейера  Принц (Артём Кудряшов) откровенно теряется. Наталья Супрун в партии Маши вызывает только восхищение. Наша балерина в который раз показывает не только высочайший профессионализм, но и мастерство перевоплощения. 

Мышей не хватило

Костюмы и декорации – дела рук одного из лучших художников России Аллы Фроловой и художника нашего театра Юрия Самодурова – радуют глаз яркостью и эстетическим вкусом. Ставка на яркость внешних атрибутов позволила скрыть главную проблему нашей труппы: не секрет, что в силу её немногочисленности в театре большой котёл каши не сваришь. Армия Короля мышей состояла из… восьми «грызунов». Мышам не доставало зловещих оттенков, а Королю – коварства. Войско Щелкунчика тоже не впечатлило многочисленностью. К сожалению, мышиное нашествие, в классической постановке представляющее собой одно из самых зрелищных моментов балета, фактически не состоялось. Сражение сил добра и зла получилось скорым, даже скомканным.

Дивертисмент второго акта включал в себя разные танцы: китайский, испанский, русский, арабский, розовый вальс и пастораль. Хореография порой вступала в явный диссонанс с музыкой Чайковского. В кульминационные моменты, когда от выразительной музыки композитора бегут мурашки, Маша и Принц ведут себя очень сдержанно. Первую почему-то всё время носит на руках свита. Когда музыка звучит страстно и пронзительно, на сцене всё спокойно. Решения балетмейстера смутно иллюстрировали произведение композитора.

«Сложно тут у вас»

После премьеры наш корреспондент задала Марии Большаковой несколько вопросов.

– Чем вас привлекло предложение нашего театра поставить «Щелкунчика»?

– В современном мире не так много балетмейстеров, которые имеют возможность ставить авторские произведения. Это не танцы в опере или в драматическом спектакле – их я тоже ставлю с удовольствием. Но полноценная форма – это другой уровень работы. Многие занимаются переносами известных постановок. «Щелкунчика» Василия Вайнонена (легендарный советский балетмейстер – прим.авт.) переносят из театра в театр. Новые авторские постановки случаются очень редко. Позвать балетмейстера, рискнуть – на это идёт не каждый театр.

Фото с сайта dramteatr.com

– Рискует и балетмейстер?

– Балетмейстер в меньшей степени, но он тоже должен понять, что хочет театр. Театру нужны конкретные вещи. Когда театры переносят традиционные классические балеты, они себя страхуют. Об этих спектаклях, в том числе у «Щелкунчика» в течение ста лет уже сложилось определенное мнение. Есть некое музейное творение, которое все равно изначально должно быть принято народом. А когда театр зовёт молодого балетмейстера, Бог его знает, куда он уйдет. А тут ещё нужно, чтобы это был академический спектакль, классика, чтобы они не танцевали все босиком и голые. Чтобы это можно было показать детям. Должен быть настоящий балет для семейного просмотра.  

– “Щелкунчик” в Сыктывкаре – совершенно новая постановка? 

– На 50 процентов. Она шла в Михайловском театре Санкт-Петербурга на вторую балетную труппу. Вспомогательной балетной труппой этот спектакль танцевался зимой, когда основной балет уезжал на гастроли. Основная идея и музыкальная редакция создавались в Питере, в Сыктывкаре он доделывался. Потому что здесь один состав людей, там – другой.   Естественно, переделывать пришлось многие вещи. Я балетмейстер, я ставлю свои спектакли, я не занимаюсь переносами.

– Как вы определяете для себя «Щелкунчика»?

– Это очень женский балет. Чем больше я его смотрю – тем больше в этом убеждаюсь. Щелкунчик – это некая девичья мечта. Она-то знает, что этот деревянный уродец на самом деле заколдованный принц. Это история про девочку, которая всё равно хочет услышать сказку, поверить в чудо. Наталья Супрун это очень хорошо делает. Она очень точно танцует то, что мне надо. 

– Значит ли это, что вы сами верите в сказки? Ваша любимая сказка?

– Да, я верю в сказки. Любимая сказки – «Аленький цветочек».

– Как вы решила главную проблему нашей труппы – неукомплектованность? 

– Труппа действительно не укомплектована. Решали, как могли. Ребята, которые здесь работают, учат все и всё. Они никогда не говорят: не буду учить, потому что всё равно не буду стоять в этой партии. Они учат, передают кому-то другому, переодеваются три, четыре, пять раз. В этом смысле работалось сложно. Конечно, когда ты постоянно думаешь, будет у тебя состав артистов на репетиции или не будет. Это создаёт определенные сложности не только в моей работе, но и в работе педагогов-репетиторов и труппы. Получается, что одни работают постоянно, другие приходят и репетируют гораздо меньше. Но это не вина их – это такая ситуацию. Её всеми правдами и неправдами, всеми возможными способами нужно решать. Для существования полноценного репертуара в театре.    

 

 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
30 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
мнениё для Юлии ПанкратовойтанцовщикуЮлия ПанкратовамнениёЮлия Панкратова для мнениё Recent comment authors
новые старые популярные
Май
Гость
Май

Поэдравляю М.Л. Герцмана со Спящей красавицей, а также с Иолантой, Лебединым озером и Пиковой дамой. Горжусь Вами, Михаил Львович.

предложение
Гость
предложение

правильнее было бы материалы М. Сакаевой публиковать в разделе “частное мнение” или “авторская колонка”. автор, на сколько известно, права давать критические комментарии особого не имеет. ибо, судя по тексту, плохо себе представляет основополагающие элементы музыкальной культуры. и, да, Михаил Львович, примите искренние поздравления. “Спящая” у вас чудная вышла!

Секундочку
Гость
Секундочку

Борис Борисович, что за бред?

Май
Гость
Май

Конечно бред. М.Л. написал “Снежную королеву”, а “Спящую…” написал другой композитор.

!
Гость
!

Исправили. Молодцы.

Танцовщик
Гость
Танцовщик

Это очередной триумф безграмотности. Вот, например.”Во втором балете Большаковой, представленном на нашей сцене, много ТАНЦЕВ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ и ПЛАСТИЧЕСКИХ”. Это то же, что сказать “В музее висело много картин, живописи и живописных полотен” А дальше эта глупость получает развитие: “Только мало балета. Собственно как жанр балет присутствовал только во втором акте,–… Читать далее »

автор
Гость
автор

Спокойнее и проще аудитория КЗ отреагировать на ошибку, конечно, не могла. Как это знакомо.

123
Гость
123

Не Гроссельмейер, а ДроссельмейерНе Мальвина, а КоломбинаБездарному автору не хватило денег на программку? Когда газета будет доплачивать за редактуру статей сакаевой?! у вас же корректоры работают? Или они такие же как и этот бездарный автор. Как-то не хватает сакаевой квалификации, чтобы писать о балете (как впрочем и о других сторонах… Читать далее »

Герцман М. Л.
Гость
Герцман М. Л.

С точки зрения педагога, я бы не стал так категорично осуждать молодого автора. Откуда ей, социологу по образованию, знать тонкости искусства, в том числе, его терминологию? И (главное) откуда ей знать, что она НЕ ЗНАЕТ всего этого, если мы её постоянно втаптываем в грязь, порождая в девушке лишь неприятие такой… Читать далее »

автору
Гость
автору

Спокойнее и проще автор отреагировать на критику , конечно, не могла. Как это знакомо

Бунчук Т.Н.
Гость
Бунчук Т.Н.

Спасибо, Михаил Львович, за добрые и справедливые слова! Они меня остановили – хотелось со всей горячностью рвануть в бой с дилетантством. Вы правы – автор не знает о том, что не знает(( и это ее беда, а не вина…И все же я тоже рискну пожелать автору немного сомнения в собственных… Читать далее »

автор
Гость
автор

Любопытно только одно. Насколько все выше обозначившиеся критики идеальный в своём поведении, текстах, работе. Этот материал далёк от идеала – я это сама прекрасно знаю. Как в любом творчестве – бывает что-то лучше, что-то хуже. Публикация не претендует на рецензию. Она не претендует на то, чтобы отражать мнение большинства, нравится… Читать далее »

автор танцовщику
Гость
автор танцовщику

сдается мне, что невнимательность автора уравновешивается невнимательностью читателей
ТАНЦЕВ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ и ПЛАСТИЧЕСКИХ.
Вы уверены, что это отрывок из моего текста?

автор танцовщику
Гость
автор танцовщику

спасибо, что просветили. Теперь буду знать, что танцы бывают пластические и хореографические. Я, глупая, написала, что в постановке были танцы и пластические номера

люблю автора
Гость
люблю автора

люблю автора. особенно за комменты.

Танцовщик
Гость
Танцовщик

автора корят не за ошибки (с кем не случается) а за категорическое непонимание того, о чём она судит. Милый автор,танцы не бывают ни “пластическими”,ни “хореографическими”, особенно в ситуации противопоставления. Впрочем, можем ли мы судить социолога за неграмотность?

Баззи
Гость
Баззи

вот так сразу и вспомнилось как Просто Мария обозвала Сергея Летова невеждой.

чел
Гость
чел

Насчёт Летова с точки зрения социологии она, видимо права, а с точки зрения тех, кто любит музыку, ошибается.

Просто зритель
Гость
Просто зритель

У меня сложилось впечатление, что в зале на премьере “Щелкунчика” присутствовали только искусствоведы, композиторы, балетмейстеры и танцовщики, а простых зрителей было только двое – я и автор статьи…извините, может я тоже буду путаться в терминологии…Конечно, я благодарна театру, что он дал возможность вновь прикоснуться к музыке Чайковского и хореографии Петипа… Читать далее »

сыктывкар морт
Гость
сыктывкар морт

А у нас такой балет. Раньше Асъя Кыа спасал, теперь вот детей эксплуатируют. Труппы как не было так и нет. Супрун молодец, она вытянула балет. Ее партнер, носильщик. Есть у ребят потенциал, работать только негде и не с кем. Одна Супрун – это же не балет, я прошу прощения. Щелкунчика… Читать далее »

просто зрителю
Гость
просто зрителю

В тот вечер на балете “Щелкунчик” вас,ничего не понимающих в балете, было не двое (вместе с автором статьи), а трое (ещё и “сыктывкар морт” добавился). Балету повезло, что вас таких только трое. Спасибо вам, что вы, в отличие от автора, не пишете статей.

просто зритель во всей видимости статисту...
Гость
просто зритель во всей видимости статисту...

А вы откуда знаете, что мы ничего не понимаем в балете? Непонимающие и равнодушные к искусству в театр не ходят, они отдыхают на дискотеках…

просто зритель
Гость
просто зритель

тенденция…говорить о спектаклях театра можно только хорошо, или вообще никак…что-то мне это напоминает…

из дискотеки
Гость
из дискотеки

Мне вот эротики не хватило. Отстаете от жизни. Дети какие-то, куклы деревянные.

мнениё
Гость
мнениё

Мария Сакаева только подтверждает известную мысль – “журналист – профессия безответственная”.

Юлия Панкратова для мнениё
Гость
Юлия Панкратова для мнениё

мнение, давайте так. во-первых где Вы эту известную мысль вычитали? Мне она не известна. А вот о кодексе журналиста я наслышана, и там такие правила, что мама не горюй, не каждый по таким жить сможет. Очень сильные правила. Конституции не надо. И, что статьи Сакаевой всех достают? Ни один журналист… Читать далее »

мнениё
Гость
мнениё

уровень наших артистов и постановок на уровень выше————————————————-Юлия! Вы картошку жарить умеете? А бельё стирать и полы мыть? Вот и займитесь тем, что у Вас лучше получается. И не пишите ничего и никогда.А “известную мысль” Вы могли бы легко найти, погуглив. Но Вам лень даже просто потыкать своим грязным пальцем… Читать далее »

Юлия Панкратова
Гость
Юлия Панкратова

Ну, ничего себе комментарий. И это пишет человек посещающий театры и осуждающий журналистов? Однако, в среде критиков и заядлых театралов я встречала исключительно людей благовоспитанных. Собственно, что удивляться, публика явно изменилась. Вместо немого восхищения творчеством артистов, – беседы по мобильному, вместо цветов – попкорн, вместо изучения программки – буфет. Вместо… Читать далее »

танцовщику
Гость
танцовщику

ТАНЦЕВ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ и ПЛАСТИЧЕСКИХ.

Искал эту фразу в тексте, нет ее. Из-за нее такой сыр-бор. Мерещится кому-то, прости господи

мнениё для Юлии Панкратовой
Гость
мнениё для Юлии Панкратовой

Ну, ничего себе Юлия Панкратова! Вот раньше были девушки – так девушки, дамы – так дамы. А сейчас – сплошные юлии панкратовы пошли, к великому сожалению.