Театр на Литейном показал в Сыктывкаре экспериментальную «Пиковую даму» (ФОТО)

Театральный анекдот с элементами триллера

Автор:   
20:24. 19 мая, 2013  
  
13

В Сыктывкаре труппа Театра на Литейном из Санкт-Петербурга показала последний из трёх гастрольных спектаклей. Если первая постановка «Семейный портрет» представляла собой классический вариант русской драматургии, то в минувшую субботу сыктывкарцы увидели экспериментальный театр. Повесть Пушкина «Пиковая дама» главный режиссёр театра Игорь Ларин превратил в мистический анекдот. Забавного в нём было мало, зато непонятного и кошмарного – в избытке.

 

Пост главного режиссёра Игорь Ларин занял летом 2012 года, после восьми лет работы вне театра. На канале «Культура» он занимался кино. Постановки театральные случались очень редко, во МХАТе, БДТ и в том же Театре на Литейном.

Премьера «Пиковой дамы» на этой сцене состоялась в ноябре 2012 года. Критики отмечали, что долгие годы работы на телевидении не сыграли для театрального режиссёра в плюс. За время своего отсутствия Ларин не заметил, что театр изменился. Новые и оригинальные, с точки зрения постановщика, приёмы кто-то придумал уже до него. В постановке XXI века критик авторитетного Петербургского театрального журнала увидела «новую волну» поэтической режиссуры, которая была характерна для российского театра 1990-х годов.

– С одной стороны, это очень правильный «пушкинский» спектакль: в нём есть игра живого и неживого, кукольного. С другой стороны, в нём слишком много общих мест, расхожих «фигур речи». Очень много знакомого, предсказуемого, – пишет автор.

Театральные эксперты Петербурга сошлись в том, что Ларин растянул и замедлил спектакль во времени, с излишком наполнил его хореографией и гротеском. Но упустил из виду необходимость смыслового наполнения происходящего на сцене. Питерские критики отнеслись к детищу Ларина слишком сурово. В чём нельзя его упрекнуть, так это в создании затянутого спектакля. Более того, хореография несёт на себе не меньшую смысловую и содержательную нагрузку, чем произносимый актёрами текст. Герман и Лиза общаются, пожалуй, исключительно на языке жестов и танца.

Подобно конфликту отцов и детей, споры между сторонниками классического и экспериментального театра вечны. Если встать на сторону вторых, но нужно признать, что телевизионное прошлое постановщика может только обогатить сцену. В театральной постановке много приёмов, хорошо знакомых любителям фильмов ужасов. Карлик с густо напудренным лицом, похожим, скорее, на маску венецианского карнавала, в парике и красных башмаках нагоняет на зрителей кошмара. Он преследует Германа, взмахами руки заставляет люстру и балюстраду двигаться. Этот герой нем. Графиня-2 и Графиня-3 тоже не произносят ни слова – только визжат, кряхтят и суетливо носятся вокруг хозяйки. Они вызывают чувство отвращения. В целом спектакль заставляет испытывать массу самых разных ощущений. Щедро сдобрен комическими сценами, пугающими и вызывающими ироническую улыбку.

Во мраке, под мистическую музыку карлик снова взмахивает руками – и из глубины сцены медленно возникает вольтеровское кресло, окутанное туманом. В нём – старуха. На этом фантазия постановщика и художников не ограничивается. Сцена вдруг заливает густой свет цвета крови. Через несколько секунд Графиня и Герман стреляют друг в друга из пистолетов. Киножанр триллера выдержан – в финале первого действия два трупа.

Конечно, в начале второго акта выясняется, что оба промахнулись. Без покойников однако не обошлось. Графиня умирает. Но тут же воскресает, то ли наяву, то ли в больном воображении Германа. Мучает главного героя не только призрак, но три Лизы. В белых длинных одеяниях они напоминают фурий из фильмов о вампирах. В их руках Герман совершенно теряет волю, превращается в марионетку. Кажется, ещё немного, и эти полуживые (или полумёртвые) женщины вытрясут из бедняги всю душу. Когда наблюдаешь за сценой похорон, не покидает чувство, что режиссёр смакует смерть. Старуха потом воскресает вновь, в кошмарном сне карточного игрока. Во сне он и узнаёт три заметные карты.

В спектакле много неожиданностей, описанию которых можно было бы посвятить отдельный материал. Главная оригинальная деталь в том, что на сцене три графини и три Лизы. Одну Лизу нарядили мальчиком-пажом. Две другие появляются минут на десять. Графиня-2 и Графиня-3 оказываются приживалками той самой, пушкинской Графини. Германа и Томского удваивать или утраивать режиссёр не стал.

Ларин не ставил перед собой задачу инсценировки произведения Пушкина. Он, скорее, создал вариацию на тему. Карточная игра – одна из них. С другой стороны, карты – только одна из множества игр, разворачивающихся на сцене. У каждого персонажа своя игра. Играют во снах и кошмарах, видениях, воспоминаниях, в бреду и наяву. У режиссёра и художников игры свои – с декорациями, гримом, текстом, музыкой и даже занавесом. Зритель полностью теряет ощущение реальности.

Нагромождение деталей, символов и выразительных средств ставят под угрозу цельность спектакля. Не исключено, что в этом и состояла идея постановщика. Постмодерн на сцене, где главное – произвести впечатление, удивить и даже поставить в тупик. Драматургия русского театра остаются где-то за пределами сцены. В символах и смыслах зрителю приходится разбираться самому. Полная свобода выбора. 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
13 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Все!Вованцензоравтор333 Recent comment authors
новые старые популярные
Зритель
Гость
Зритель

Мда…Не умеешь писать вразумительную критику – не пиши. Не имеешь собственного мнения о театре – не перепечатывай отрывки каких-то там петербургских критиков. Не видел спектакли дальше Сыктывкара – не суйся со своим провинциальным видением с претензией на театрала. В спектакле никакой пошлости, чем нынче грешат многие режиссёры, стремящиеся осовременить классиков.… Читать далее »

Врач
Гость
Врач

У пациента С.А. сегодня наблюдается острый синдром неконтролируемой смены псевдонимов, граничащий с потерей самоидентификации. Пожалуйста, не раздражайте его провокационными ответами.

Александра
Гость
Александра

Удивительно бездарная “рецензия”, которая больше похожа на пересказ, сопровождающийся комментариями (как может автор, так и едет). Спектакль интересный, тонкий, одновременно страстный, ироничный и озорной. Питерский и по духу пушкинский. Смотрится на одном дыхании.

333
Гость
333

Материал очень даже неплохой, но все перечеркивает фамилия главного героя повести Пушкина. Она пишется с двумя НН – Германн.

С.А.
Гость
С.А.

333 [20 мая 2013г. 12:01:03]
Материал очень даже неплохой, но все перечеркивает фамилия главного героя повести Пушкина. Она пишется с двумя НН – Германн.
——————————-

Мария просто спутала с оперой Чайковского “Пиковая дама”, где Герман уже не фамилия, а имя героя.

автор
Гость
автор

герой спектакля зовется Герман. Игорь Ларин назвал его именно так. А споры о том, как правильно писать – с одной или двумя Н – он давний
Режиссёр выбрал одну
Можно здесь убедиться
http://www.naliteinom.ru/index.php/show/dama

автор СА
Гость
автор СА

Путаницы нет, С моей стороны по крайней мере. Все вопросы к Игорю Ларину

автор зрителю
Гость
автор зрителю

А вас не Сергей Гамов случайно зовут? Артист ТЮЗа с 20-летним стажем

333
Гость
333

Ссылаться на сайт театра, как на истину в первой инстанции, по меньшей мере, странно. Любой сайт заполняют люди, и они тоже могут ошибаться. Ларин ничего не говорил по поводу имени и фамилии главного героя. Читайте первоисточник, т.е. Пушкина! Лажанулась, сознайся и исправь, а не лезь в бутылку.

автор
Гость
автор

Еще рах повторяю. Главный герой постановки Игоря Ларина – ГермаН. Ларин – автор инсценировки. Он волен делать с текстом и интерпретировать сюжет, как автор. Что собственно и сделал

цензор
Гость
цензор

Мария, первый спектакль – “Семейный портрет”, а не вечер. Неуважительно. И вообще что за манера – ходить на спектакли с целью “ловли блох?” Не дают покоя лавры Шучалиной?

Вован
Гость
Вован

Ну насмешили. Причем тут Дарья? И разве у нее есть какие-то лавры? А я думал, у нее только терновый венец мученицы. А по поводу Геманна вам, Мария, это сам Ларин сказал?

Все!
Гость
Все!

Сакаева исписалась. Теперь ее пёрлы даже лишены мест, над которыми можно поржать. грустно((