В Коми показали заокеанскую жизнь (ФОТО)

Мэтры Академического театра драмы им. Савина пытались спасти смелый режиссёрский эксперимент

Автор:   
17:48. 21 апреля, 2013  
  
31

19 и 20 апреля на сцене Академического театра драмы им. Савина состоялась премьера спектакля «Когда мы свободны» в постановке главного режиссёра театра Юрия Нестерова по пьесе американского драматурга Артура Миллера «Смерть коммивояжёра». Корреспондент «Красного знамени» поразмышляла о том, почему тот, кто рискует, не всегда достоин шампанского.  

 

Взору зрителя открываются многообещающие декорации. Действие пьесы Миллера (1915-2005 гг.) разворачивается в типичном доме среднестатистического американца. Однако сцена обрамлена водопроводными трубами ярко-красного цвета. Сделаны они в форме лабиринта. Перефразируя известную строку из романа «Война и мир», режиссёр, судя по всему, пытался внешним антуражем показать, как всё смешалось в доме семьи Ломен. Использован также известный приём, когда сценическое пространство делится пополам: сцены из жизни героев разворачиваются на деревянном помосте на высоте двух-трёх метров.  

Знакомые с одной из лучших пьес прославленного американского драматурга Артура Миллера «Смерть коммивояжёра» (1948) могли предвкушать удовольствие от настоящей психологической драмы. В послевоенной Америке пьеса об обратной стороне американской мечты стала событием. Главный герой, стареющий коммивояжёр (или торговый агент) Вилли Ломен, больше тридцати лет был «бродячим продавцом чужого добра». Жена Линда считала каждый доллар, ведь каждый месяц приходят счета, висит кредит за дом. Вилли колесил по стране, гоняясь за успехом. Продавал, получал  комиссионные, отдавал жене, которая не могла себе позволить даже новых чулок, снова продавал.  

Возлагал Вилли много надежд на сыновей. Уж они-то выбьются в люди! Бифу прочили будущее футболиста и студента престижного университета. Но он стал неудачником, бродягой и вором. Этого предательства отцовской мечты Вилли простить так и не смог. Другой сын Хэппи – мот и бабник. В довершение всего Вилли увольняют с работы. Все мечты пошли прахом. Американский успех – только иллюзия.      

 

Вот так, по мнению режиссёра, могут разговаривать расстроенные американцы. Сыновья Вилли – Биф и Хэппи

Замечательный текст пьесы даёт простор для творчества.  Не зря к пьесе Миллера много раз обращались режиссёры кино и театра. Чёрно-белая драма 1951 года номинировалась на «Оскар», получила четыре статуэтки премии «Золотой Глобус». В 1985 году в фильме с одноименным названием снялись Дастин Хоффман и Джон Малкович. На разных сценах мира пьесу ставили несчетное число раз. Из российских нужно отметить постановку театра им. Ленсовета. Премьеру 2012 года петербургские театральные критики приняли без восторга. Во многом из-за слабости режиссёрской постановки, которую, по многим оценкам, спасло только мастерство актёров.   

Браться за пьесу, в которой мало что происходит, а главные конфликты рождаются в словесных перепалках, – безусловно, решение смелое. Более того, в пьесе два мира – реальный и иллюзорный. Во втором живёт главный герой Вилли. Масштаб проблем также задаёт трудную задачу. Реалии США середины XX века очень похожи на современные российские. Девиз: «Зарабатывай как можно больше и добивайся успеха». Ценится только то, что продаётся. Однако главный режиссёр нашего драмтеатра Юрий Нестеров из общечеловеческой и социальной  драмы попытался сделать драму семейную. Конфликт отцов и детей, неверный муж и преданная жена, сын-любимчик и сын-неудачник – всё это знакомо. 

Следуя задуманному, из пьесы постановщик убрал несколько моментов, ключевых для раскрытия центральной темы крушения американской мечты. И этим вряд ли обогатил постановку. Нет сцены увольнения Вилли: в его разговоре с директором звучат знакомые нам мотивы. Не выполняешь объем продаж – выметайся. Устал – на твоё место придут другие.  Былые заслуги не в счёт – деньги надо делать сейчас.   

Мастера сцены Галина Микова и Владимир Кузьмин справились с психологической драмой

Финальная сцена похорон главного героя скомкана. Наверное, всё  по той же причине перевода социальной драмы на второй план.    

– У него (Вилли – прим. авт.) были золотые руки, – говорит Линда. 

– И ложные мечты. Насквозь ложные мечты, – дополняет Биф. 

– А для таких, как он, в жизни  нет основы.  Он  не привинчивает гаек к машине,  не  учит законам, не лечит болезней. Он  висит  между небом и землёй. Его  орудия  – заискивающая улыбка и  до  блеска  начищенные ботинки. А  когда ему перестают улыбаться в ответ,  вот тут  наступает  катастрофа, – резюмирует старый друг Вилли Чарли.  

Мэтры нашей сцены Галина Микова (Линда) и Владимир Кузьмин (Вилли) отчаянно пытаются спасти откровенно затянутый и местами путаный спектакль. Не знакомому с пьесой или экранизацией зрителю сложно понять, что происходит, отличить реальные события от иллюзий главного героя. Микова создала цельный образ хранительницы очага. К характеру покладистой спутницы капризного старика заслуженная артистка России добавила свои краски: силу характера, принципиальность и настойчивость.    

Фактурный и опытный Кузьмин создал с Миковой прекрасный тандем. К его Вилли питаешь жалость и отвращение, по-человечески понимаешь и негодуешь. Кузьмин поймал суть героя пьесы Миллера – это человек с надломленной душой, потерявший себя.    

Но даже им порой сложно следовать смутно очерченной режиссёрской линии. Молодые актёры и вовсе растеряны. Биф, в пьесе Миллера не уступающий отцу в харизме, напористости и обаянии, в исполнении Константина Карманова превращается в нервного тюфяка. На протяжении всего спектакля на лице артиста только две краски: кислая и нахмуренная. В кульминационном диалоге с отцом актёр забывает об игре и просто срывается на крик. Ощущение, что Карманов плохо представлял, что нужно делать на сцене и какой образ создавать. Его Биф то носится из угла в угол, то стоит как вкопанный, то падает на колени. Знания приёмов актёрского мастерства и текста пьесы он показал. Только вот характер, суть, внутренние переживания едва ли не главного героя пьесы остались загадкой. Быть может, есть в этом заслуга постановщика.       

Константин Карманов заставлял зрителей вздрагивать от испуга, ударяя с силой кулаками то по столу, то по кровати

Не прогадал режиссёр с выбором Владимира Рочева на роль Хэппи. На сцене появляется полный жизни успешный молодой человек: повеса, хитрец, жадный до удовольствий малый. Размышлениями о смысле жизни, угрызениями совести и сомнениями о будущем, в отличие от брата, он голову не забивает. Деньги, рестораны, автомобили и женщины – вот круг его интересов. Надо признать, что перед Рочевым стояла задача куда легче, чем перед Кармановым. Потому как его персонаж не несёт той психологической нагрузки и драматического накала, какие с лёгкой руки Миллера выпали на долю Бифа..  

Помимо броских декораций спектакль отличает музыка. Её подобрали с тем расчётом, чтобы дополнять происходящее на сцене. Беспрерывно звучавший джаз вряд ли добавил  спектаклю заокеанского колорита. И как говорят кинокритики о хороших саундтреках к не очень удачным фильмам, музыка картину не спасла.      

 

Поделиться в соцсетях

guest
31 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
читатель
читатель
22.04.2013 00:40

Анна Репина – молодец!!!!

зритель
зритель
22.04.2013 02:04

гадость редкостная. Комидрама опять отличилась: это надо постараться, чтобы ТАК испортить/преподнести совершенно потрясающий миллерский текст. гранты грантами, но о вечном тоже надо думать!

комидряна
комидряна
22.04.2013 11:55

Нельзя ли этого режиссера куда подальше отправить? Из-за него в театр ходить перестали практически.
Пусть он свои эксперименты-экскременты не в нашем театре ставит.

Вован
Вован
22.04.2013 12:09

Ну зачем так-то уж! БЫвало и хуже. Артисты старались. РЕжиссеру есть над чем еще поработать. Спектакль можно сделать немного динамичнее, все-таки 21 век на дворе. А вот Градова-истукана точно заменить.

Зритель
Зритель
22.04.2013 14:18

Здесь Вам не Тут

Что такое
Что такое
22.04.2013 14:41

“американская мечта”, автор явно не знает; употребляет ради красного словца. Американская мечта заключается в том, что каждый(!) имеет шансы и может стать президентом.

обама
обама
22.04.2013 15:43

американская мечта – это деньги, машина, дом и еще раз деньги. Об этом и пьеса. А шансы в сша имеют далеко не все, такая же социальная несправедливость. Если ты родился в семье банкира, будешь банкиром. Если в семье прачки, будешь разносчиком пиццы. Это миф такой среди россиян, типа каждый может… Читать далее »

Константин
Константин
22.04.2013 20:18

Господа, я был там и все видел своими глазами. ДА, это не самая лучшая постановка, но мне понравилось.Что мне не понравилось, так это зрители.В зале 5 раз раздавались звонки телефонов!За спиной неугомонно болтали интеллигентного вида люди в возрасте, как школьницы на уроке.Кто-то привел детей, на вид 10-12 лет, хотя спектакль… Читать далее »

Константин
Константин
22.04.2013 20:20

В таком бедламе было сложно следить за диалогами героев и погружаться в атмосферу спектакля.

Константин
Константин
22.04.2013 20:21

А еще эти хлопания каждый раз, как гаснет свет. Люди, вы пришли в театр, а не на концерт Пугачевой, где после каждой песни нужно хлопать.

автор константину
автор константину
22.04.2013 20:43

Поведение нашей публики оставляет желать лучшего,вы правы. К сожалению, позитивных изменений нет. Телефонные звонки стали уже постоянным атрибутом, как номерки в гардеробе. Видимо, проблемы со слухом. Иначе как объяснить, что после убедительных просьб выключить телефоны звучит во время первого действия шансон из середины зала. Некоторые умудряются разговаривать во время спектакля.… Читать далее »

Обыватель
Обыватель
22.04.2013 23:00

Чужая тема. Чужой спектакль.Совершенно не понятно зачем он появился. Смотрел и от скуки чуть не заснул. Сколько прекрасных пьес вокруг, так нет же! им нужно выпендриться и поставить что-то “а-ля”. Актеры слабые и очень беспомощные. А вот Мамонтова молодец… Отношение держит точно.Вспомнил! Если ружье не стреляет, то зачем оно висит… Читать далее »

Уго
Уго
22.04.2013 23:20

Жестокий отзыв…

трубы сработали
трубы сработали
23.04.2013 00:42

Вот также и трубы и вентили в этом спектакле. Они не работают.

Вы неправы. еще как трубы сработали
http://www.bnkomi.ru/data/news/19569#cCommentTag
на Морозова и в Лесозаводе.
И еще сработают, и не один раз

не был
не был
23.04.2013 02:53

Говорят, что роль Линды в субботу играла Мамонтова, на нее спектакль и делали. Говорят, что речь ее была мягко говоря не четкой. Так что автору повезло, что пришел на Микову. Она мастер! Да. А режиссеру повезло тоже, а то бы пришла Сакаева в субботу и совсем хана была бы. С… Читать далее »

Зритель
Зритель
26.04.2013 19:19

А что вообще с репертуаром в этом театре? Почему нет комедии? Смотрела спектакль “Гарнир по-французски”. Хохотала до слез. Очень хотела пригласить своих друзей, которые приехали в наш Сыктывкар из Москвы. Пришла в театр, спрашиваю когда же? А мне говорят, наверное уже в новом сезоне. Во-первых наверное!!!!! Как это? Человек продает… Читать далее »

Ребекка Зрителю
Ребекка Зрителю
27.04.2013 02:46

Совершенно с Вами солидарна.

Борис
Борис
29.04.2013 05:38

В театре появился интеллигентный режиссер, вытаскивает из актеров глубину. Верит, что зритель еще не потерял способность сопереживать и думать. Миллер в Сыктывкаре! Аванс интеллекту зрителя. Господа, мы быдло. Гарнир по-французски – наше все. Теперь о том, что увидел. Спектакль длинный. Трубы – претенциозная глупость. Актеры работают на своем пределе, Карманов… Читать далее »

жительница
жительница
29.04.2013 16:00

Кому Гарнир, кому Миллер. Гарнир сделан отлично в плане соблюдения правил жанра, весело, легко, пошловато, глуповато и пустовато. Но как говорят сами артисты в 21 веке, театр должен развлекать. С этим Гарнир справился. Миллер – это драма, у нее другие задачи и функции, задуматься заставить, попереживать. НО это не значит,… Читать далее »

зритель
зритель
29.04.2013 17:16

отвыкли от спектаклей,которые заставляют думать.Вот все о главных героях пишут,а мне хочется поблагодарить актеров играющих эпизоды.Запоминающийся Каледенков,как всегда точен и выразителен в двухминутном появлении сыграл судьбу человека,которому американская мечта далеко,забавные и девушки в ресторане (Мелехина и Рочева).У нас в театре профессионалы ВЫСШЕЙ пробы. УДАЧИ

жительница
жительница
29.04.2013 20:46

Девчонки красотки, нет сомнений! Еще бы режиссер красавец

жительница С.
жительница С.
01.05.2013 07:01

Возмущена но не спектаклем а глупым пересказом действительно хорошей и неоднозначной пьесы Артура Миллера в этой статье. Извините, но это в голове у Марины С.кажется все смешалось. Да спектакль идет еще не совсем уверенно и надо будет посмотреть его еще раз попозже. Но это настоящий серьёзный спектакль заставляющий задуматься о… Читать далее »

жительница С.
жительница С.
01.05.2013 07:01

Возмущена но не спектаклем а глупым пересказом действительно хорошей и неоднозначной пьесы Артура Миллера в этой статье. Извините, но это в голове у Марины С.кажется все смешалось. Да спектакль идет еще не совсем уверенно и надо будет посмотреть его еще раз попозже. Но это настоящий серьёзный спектакль заставляющий задуматься о… Читать далее »

театрал
театрал
01.05.2013 07:33

Ребекка солидарна со зрителем в чем? В том что спектакль “Гарнир по французски” состоится 11 мая в 18 часов и она помещала афищу на май на сайте и знает это прекрасно? Или в том, что Олег Нагорничных в июне приступает к постановке комедии Островского, как впрочем и сценография последней комедии… Читать далее »

Алина
Алина
01.05.2013 14:33

На сколько я знаю,спектакль ставили на Микову.Театр не удосужился взять легкую,светлую пьесу на юбилей Мамонтовой,она светлый человек и хорошая актриса.Люблю театр и стыдно когда хаят актеров,которые выкладываются на полную,они мастера.

режиссер спектакля
режиссер спектакля
01.05.2013 17:15

К сожалению вынужден вмешаться в полемику поскольку походя оскорбляют замечательного артиста. Назвать заслуженного артиста России “истуканом” конечно же легко, когда ты не несешь за это никакой моральной ответственности. Но боюсь, что с вами произойдет тоже что и с Вилли Ломеном, который был “болен” той же “болезнью” что и Вован. Роль… Читать далее »

режиссер спектакля
режиссер спектакля
01.05.2013 17:22

Уважаемая Алина вы “удосужились” слово в слово повторить мои слова сказанный на юбилее Галины Александровны. Кстати, как призналась Галина Александровна в своем интервью для телевидения такой роли как Линда Ломен в её репертуаре давно не было.

режиссер спектакля
режиссер спектакля
02.05.2013 01:39

Хотел бы отметить, что мне понравилось в статье Марины Сакаевой: она уловила то что сознательно мною было убрано вся “социальная” составляющая этой ранней пьесы Миллера. А вернее “социалистическая”. Что, впрочем, Миллер сам неоднократно признавал. Сцена увольнения Говардом Вилли Ломена жесткая, хлесткая и бьёт она своей формальностью происходящего. Тем более что… Читать далее »

режиссеру
режиссеру
02.05.2013 04:04

ваш коммент в сто раз лучше чем спектакль

театралу
театралу
03.05.2013 03:08

а где комментарий Ребекки? Он тут был.

автор
автор
03.05.2013 03:20

Хочу отметить, что коллеги журналисты своими впечатлениями не поделились. На премьерных показах были замечены как минимум двое – корреспондент с Комионлайна и коллега с БНКоми. Найти в этих СМИ репортажи не удалось. Юрию Петровичу спасибо за участие в дискуссии. У меня лично возникло желание сходить на спектакль второй раз, через… Читать далее »