Бесполезную кепку обнаружили на закрытии выставки «Мастер года-2012» (ФОТО)

Народных умельцев огорчает состояние художественных промыслов в Республике Коми

Автор:   
12:52. 13 апреля, 2013  
  
10

Вчера, 12 апреля, лучшие представители народных художественных промыслов были отмечены на церемонии подведения итогов Республиканской выставки «Мастер года  – 2012». Девятнадцатый по счёту смотр огорчил не только сотрудников Национальной галереи Коми, в залах которой традиционно проходила выставка – в этот раз всё перенесли в ЦКИ «Югöр». Ветераны декоративно-прикладного искусства согласились, что Мастер года Олег Махов получил звание заслуженно. При этом они обеспокоены состоянием народных ремёсел в регионе. Наш корреспондент стал свидетелем разговора двух мастеров. А также задал им прямые вопросы, на которые получил честные ответы.

Награды нашли лауреатов почти в двух десятках номинаций: художественная обработка корня, шерсти, бересты, дерева. Плюс – керамика, лоскутное шитьё, кукла, костюм, ткачество и другие. Смутило, что половина лауреатов, включая жителей Сыктывкара, на церемонию не пришла. Ведущий заверил, что награды найдут обладателей. В кулуарах говорили, что в этот раз организация выставки и качество работы с участниками оставляло желать лучшего.  

Воз и ныне там 

Мастером года, обладателем премии Правительства Коми им. Оверина (с 2003 года она составляет баснословные 10 тысяч рублей) стал Олег Махов – за высокий уровень создания изделий из капа. Оказался он человеком скромным: от торжественного слова отказался, взял приз и быстро вернулся на своё место в зале. В 2004 году Махову было присуждено звание Народного мастера России, его работы из капа и сувели (наросты на дереве) выставлялись во Франции и Финляндии. 

Премия могла бы потерять обладателя. Когда на церемонию подходили участники и гости, сотрудников «Югöра» смутила кожаная куртка мастера. На предложение раздеться, мол, гардероб тут есть, он ответил, что уже разделся. Блюстители порядка недоверчиво посмотрели на мужчину, но в зал впустили. (Эту историю поведал мне коллега по цеху в ходе церемонии.) 

– Награда заслуженная. Он большой художник, проделал большую работу, – сказал член Союза мастеров Коми Владимир Кисёлев нашему корреспонденту. 

Киселёв является одним из лучших мастеров республики по художественной обработке бересты, занимается также росписью по дереву. Несмотря на преклонный возраст  (в конце мая отметит 65-летний юбилей), он занялся батиком (техника росписи ткани красками). Для себя, для души. На церемонию Киселёв надел собственноручно расписанную рубаху. Научился ремеслу в Центре народных ремесел «Зарань», созданном его коллегой и другом, Народным мастером России, гончарных дел мастером Валерием Тороповым.  

Столица лидирует – глубинка на обочине 

Значительная часть призов, как и раньше, осталась в Сыктывкаре. Столица и близлежащие районные центры лидировали и по числу заявок. Давно твердят, что нужно облегчать доступ жителей отдалённых сёл и деревень Коми к участию в конкурсе. Ведь именно там проживает немало самобытных людей с золотыми руками. Но воз и ныне там. Если внимательно посмотреть на списки лауреатов конкурса за последние годы, очевидно, что награды получают одни и те же люди: из года в год они конкурируют друг с другом. 

Ложки дёгтя на этом не исчерпываются. Высокие чины проигнорировали конкурс, который для национальной республики с многообразными народными промыслами является событием знаковым. Если в прошлом году Мастер года – 2011 (выпускница факультета искусств СыктГУ Галина Степченкова) получил награду из рук Главы Коми Вячеслава Гайзера, а в 2011 году на закрытие пришёл тогдашний министр культуры Валерий Коробов, то нынешний руководитель министерства Артур Рудольф отправил своего заместителя Алексея Просужих.   

За полтора месяца выставку посетило всего около 1300 человек. Для сравнения –  в 2011 году цифра равнялась трём тысячам. Интерес увлекающихся народными ремёслами остаётся высоким: более трёхсот работ от более чем сотни человек. Показатели 2011 и 2012 годов примерно такие же.  

Всю бересту ободрали 

Состоявшийся утром пятницы круглый стол по итогам конкурса и проблемам развития народных ремёсел в Коми собрал очень скромное число участников, серьёзного разговора не получилось. Всё по той же причине организационных просчётов. Как отметил в разговоре с нашим корреспондентом Валерий Торопов, болевых точек в отрасли много. «Мы многое могли бы обсудить, прежде всего, озвучить рекомендации в адрес начинающих мастеров. Но кому было рассказывать – самим себе?» – сказал он. 

Удручённо вторил коллеге и Владимир Киселёв: 

– Такой круглый стол проходил аж три года назад. Были и представители министерства. Мы обо всем там рассказали, что нас волнует в декоративно-прикладном искусстве. Результата никакого не было. Поговорили и на этом остановились.   

– Какие проблемы, например? – поинтересовалась я.    


Мастера по бересте огорчают работы современных умельцев
 

Владимир Киселёв стал моим собеседником случайно. Мы с Валерием Тороповым, который отбирал присланные со всей республики работы для участия в выставке, говорили о том, что порадовало в этом году. 

– Качество работ стало выше. Стало больше молодых участников. Есть дипломные работы студентов факультета искусств СыктГУ, над некоторыми из которых ребята работают два года. Это серьёзный подход. Хорошо, что используют местные природные материалы, которые есть именно в нашей республике, например, бересту, – стал делиться своими впечатлениями Торопов. 

На последней фразе к нам и подошёл Владимир Васильевич. Его, конечно, заинтересовал разговор о бересте: 

– Бересты нет хорошей. А потому что слишком много стали заниматься плетением из бересты. Я всегда был против этого. Вот всё и ободрали. 

– В лесном крае нет бересты? – удивляюсь я. 

– Есть, но за ней далеко надо ехать, в другие районы, искать. А поблизости с Сыктывкаром не осталось… Вот на этой выставке туеса сделаны неправильно. В некоторых туесах детали сшиты берестой. Никогда в народных промыслах берестой не шили! Никогда для сыпучих продуктов туеса не делали, наши предки их делали для жидкостей. Или вот отверстия делают в туесах. Какие отверстия? В них же жидкости должны храниться. Лапти делают сейчас из бересты. Из бересты их никогда не делали, только из лыка, – стал распаляться Владимир Киселёв.   

Тут он обратил наше внимание на манекен, который был наряжен то ли в кольчугу, то ли в жилет из бересты: «Вот посмотрите, что из бересты делают». 

– А что это? – спрашиваю я. 

– Это лузан – одежда коми охотника. Но охотник такое не наденет. Сделано совсем не по технологии. Все неправильно. Как его носить? Только если для красоты поставить. Вот такие изделия сейчас делают из бересты… Я с 1975 года занимаюсь берестой.  

Халтура и копии

Халтура, нарушение традиций, несоблюдение технологий современными творцами задело обоих ветеранов художественных промыслов за живое.

– Что-то вам все-таки понравилось? – интересуюсь я. 

– Елена Кокорина очень хорошо делает изделия из корня, она чтит традиции. А вот это посмотрите, разве это народный промысел? – Указывает Киселёв на огромное лоскутное одеяло на стене. 

– А что с ним не так?  – следует мой наивный вопрос. – Одеяло красивое. 

– Это всё скопировано из книг и журналов, из обычных, которые продают везде. И это, и это, и это тоже, – охлаждает мой восторг мастер. – Здесь нет автора, сдули из журнала, здесь думать не надо. 

Тут лицо Владимира Васильевича неожиданно озаряется, он подходит к черно-белому панно из ткани и кружева с вышивкой. 

– Вот это очень хорошая вещь. Посмотрите, какая искусная вышивка, – делиться он впечатлениями.  

Вскоре два мастера начинают дискуссию о выставке и состоянии декоративно-прикладного творчества в Коми, не обращая внимания на меня. Владимир Киселёв уверен, что мастерам из глубинки не дают дорогу на конкурс. «Из Сыктывдинского района представлен только Выльгорт. А есть ещё село Ыб, село Пажга, да много. Нужно сначала организовывать конкурсы по районам, выбирать в каждом районе лучших, а потом отправлять на республиканский конкурc», – уже обращаясь ко мне, говорит он. Кстати, ни Киселёв, ни Торопов ни разу не удостаивались звания «Мастер года»…   
 

Когда Владимир Васильевич нас покидает, продолжаем разговор с Валерием Лаврентьевичем. На мой вопрос о том, что ещё, кроме нарушения технологии, беспокоит мастеров старшего поколения, он отмечает безответственность молодых. 

– Ему всё равно, что брать: бересту или пластик. Беда мастеров в том, что в условиях рынка они попадают под влияние заказчика. Не мастера воспитывают публику, а наоборот. Мастер идёт на потребу публики, потому что она платит. Самое главное, что старые мастера никогда не делали изделия для красоты. Народный промысел на то и промысел, что предки наши делали всё для пользы. Сейчас спроси ребёнка в школе: «Для чего делаешь?», он ответит: «Для красоты». Среди присланных на выставку работ было много бесполезных. 

Я прошу показать бесполезные вещи. Валерий Торопов задумался, огляделся и направился к той самой тумбе с комплектом коми охотника.   

– Вот этот тулуз, бесполезный совершенно. Или вот этот туес, – берёт он экспонат в руки. – Сделан не по правилам: тут и клей использован, и отверстия есть, и крышка, непонятно какая. Вот смотрите, как она косо садится, – продолжаю я слушать инструктаж по берестяному делу. 

Валерий Торопов отбирал из массы бесполезных работ настоящие творения 

Мастер обращает моё внимание на стенд с изделиями из кружева, в частности, на кепку. 

– Вот кепка с козырьком. Такой козырёк разве будет защищать летом от солнца? Он просто упадёт на глаза. Технология опять же нарушена, – рассуждает мастер. – Об этом нужно говорить, о задаче декоративно-прикладного искусства, о том, что нужно соблюдать технологию и следовать традициям. Но скажешь коллегам об ошибках – они обижаются. Не скажешь – будут продолжать. Дилемма, – многозначительно заключает Валерий Лаврентьевич. 

Тут к нам подходит его коллега по Выставочному комитету, художник Ольга Томилова и просит скорее подняться наверх, где его ждут. Обещая продолжить разговор, гончарных дел мастер покидает зал. А я продолжаю разглядывать кепку из кружева, пытаясь понять, насколько она все-таки бесполезна. 

Поделиться в соцсетях

guest
10 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
С.А.
С.А.
13.04.2013 18:52

Олег! Мои поздравления!

123
123
14.04.2013 00:08

а где фото кепки?

Яков
Яков
14.04.2013 01:26

“Несмотря на преклонный возраст (в конце мая отметит 65-летний юбилей), он занялся батиком (техника росписи ткани красками).”
Смешно, какой преклонный возраст, как будто ему 85 исполняется!

Г.Е.
Г.Е.
14.04.2013 02:25

интересно где живут 123,и Яков? В РК ещё 23-е а у них уже 24-е? эх, побывать бы на такой выставке :),но жаль что она не для всех.Не участвовать,не посетить – не каждому дано. Мария,видимо,слишком молода или наоборот,что 65-преклонный возраст для неё :).Сейчас узнаем 🙂

про Махова
про Махова
14.04.2013 17:51

Обработкой капа занимается с 1992 года. Делает на заказ изделия: для наших органов власти, для крупных компаний. Его чаши и братины есть даже у Ельцина и Путина – наши чиновники дарили от Коми. Он вообще мастер золотые руки. Зарабатывает сам, дизайном интерьеров занимается. На промыслах, как мы видим, не заработаешь.… Читать далее »

автор
автор
14.04.2013 18:18

спасибо! Действительно эта информация есть на сайте
http://kap-suvel.ru/master.html

Как я поняла, это официальный сайт Мастера. Можно сделать заказы. Чаши его дарили также Ельцину. Но не это главное

Саша
Саша
16.04.2013 16:54

Господа от Югора! прежде, чем подписываться на подобные проекты, организуйте нормальный охраняемый гардероб. На открытие люди приходили еще в шубах, не расплатитесь, если что.

Ну Маша!
Ну Маша!
16.04.2013 16:55

“Самобытные люди с золотыми руками” – это перл! Кстати, Торопов был мастером года.

автор
автор
16.04.2013 19:44

Я склонна доверять Валерию Лаврентьевичу. По его словам, звания Мастер года он не удостаивался. Кстати, перлы – всегда пожалуйста. Добавляйте в свою копилку. Рада быть полезной

Иванова
Иванова
17.04.2013 14:29

Что за замашки жёлтой прессы – подбирать и распространять слухи о не снятых кожаных куртках! Пишите о сути события и пытайтесь в нём разобраться, а не сплетничать!Я была в зале.., но даже я смогла разобраться, что одежда была не кожаной… Автору нужно поставить не зачёт! Профессиональней нужно быть! Какая разница… Читать далее »