Финно-угорское кино: доступ зрителям воспрещён

Вечером 22 октября в Академическом театре драмы имени В. Савина прошла церемония награждения победителей...

Автор:   
13:03. 31 октября, 2010  
  
3
Вечером 22 октября в Академическом театре драмы имени В. Савина прошла церемония награждения победителей XV международного телефестиваля «Финно-угорский мир».

Призы и награды нашли обладателей. Участники разъехались по домам. В рамках фестиваля конкурсные работы видели только сами участники. Зрительская аудитория некоторых из представленных 90 работ, в том числе фильма-обладателя Гран-при, была ограничена членами жюри. Как сказала на пресс-конференции накануне открытия фестиваля директор Финно-угорского культурного центра РФ Татьяна Барахова, возможность просмотра работ телевизионщиков из российских регионов и стран зарубежья в дни фестиваля для жителей и гостей Сыктывкара даже не обсуждалась. На церемонии закрытия фестиваля с гордостью объявили о том, что работы победителей будут показаны на телеканале «Страна».

Однако гордиться особенно нечем. Это кабельный канал, о котором мало кто слышал даже в крупных городах. О масштабах зрительской аудитории канала остаётся только догадываться. Учитывая, что потенциальные зрители фильмов и программ о финно-угорском мире проживают преимущественно на селе, смысл трансляции работ-победителей мало понятен. В неофициальной беседе один из журналистов республиканского канала «Юрган» пояснил, что телеканал «Страна» заранее не обозначает название документального фильма, зрителю остаётся только догадываться. В общем, желающие увидеть хорошее кино, смогут сделать это с большим трудом. Возникает вопрос: кому, кроме самих творческих групп, именитых и не очень режиссёров, нужны были эти три дня? Каков КПД мероприятия, за церемонии закрытия которого представители политического бомонда Коми и московские гости не отметили «важность фестиваля» и выразили надежду «встретиться снова»?

Реалии таковы, что национальное вещание в регионах с  трансляцией программ и фильмов о финно-угорских народах приходится преимущественно на утренние будние часы. Руководство региональных отделений ВГТРК только на словах ратует за более полное присутствие национальной тематики в сетке вещания. По словам одной из зарубежных участниц фестиваля, эстонское телевидение показывает фильмы о жизни народов в прайм-тайм. В России уже который год идёт дискуссия о необходимости прекратить оболванивание населения и повышения качества телевидения. Зависимость СМИ, низкий зрительский спрос на продукцию финно-угорских журналистов, сознательная политика Москвы по исключению национальной тематики из сетки вещания – такие доводы приводили участники фестиваля, оправдывая минимальное присутствие своих работ на телевидении. В кулуарах многие сетовали на то, что документальные фильмы и программы о финно-угорских народах дирекция телеканалов, показав лишь однажды, отправляет в архив.

Возникает вопрос: предпринимает ли журналистское сообщество финно-угорских регионов какие-то шаги для изменения ситуации? Подчинение воле редактора, коммерциализация телевидения, зависимость журналиста – таковы правила игры современного российского телевидения. Но коллективные действия по защите собственных журналистских интересов и интересов зрителей ещё никто не отменял. Из общения с участниками фестиваля стало ясно, что для российских телевизионщиков, освещающих финно-угорскую тематику, фестивали – это возможность наладить личные связи и приятно провести время за счёт организаторов. Популяризация национальной тематики, вывод работ на широкий экран и стремление быть услышанными и увиденными отходят на второй план. В кулуарах член жюри, режиссёр из Екатеринбурга Александр Балуев, на вопрос о мотивах участия в фестивале ответил, что руководствовался только желанием снова приехать в Коми, где он уже не раз бывал. Режиссёр признался, что из 90 конкурсных работ он посмотрел от силы 30. Да и те были рекомендованы другими членами жюри. «Я свадебный генерал. Я тут единственный лауреат Государственной премии РФ. Это звание очень редкое. Вашим организаторам нужно было присутствие в жюри человека с высоким званием. Они всё оплатили, я и приехал. Почему нет?» – раскрыл истинные причины своего приезда на фестиваль именитый режиссёр.

Одна из победительниц телесмотра призналась, что, участвуя в подобных мероприятиях, руководствуется желанием наладить «личные контакты». «Благодаря знакомствам, налаженным здесь, впоследствии при звонке коллегам-журналистам в Ханты-Мансийск или Ижевск, мне не нужно будет объяснять, кто я такая. Достаточно будет сослаться на то, что мы познакомились лично на таком-то фестивале. Эти фестивали полезны лично для меня. Благодаря налаженным контактам мне проще реализовывать свои  профессиональные интересы». 

Среди участников, подчеркивавших фактор индивидуальной полезности и забывших о том, что культурные мероприятия должны способствовать достижению коллективных интересов, прежде всего, зрительских, был известный в финно-угорских кругах режиссёр Лев Вахитов. Его работы не раз удостаивались наград на всероссийских и международных телесмотрах. Гость из Удмуртии уверен, что финно-угорские журналисты должны снимать кино даже для одного зрителя. О расширении зрительской аудитории творец беспокоиться не должен, его дело – сделать фильм. А увидят – не увидят – вопрос второй. На вопрос о том, зачем снимать кино, которое почти никто не видит и что пытается сделать журналистское сообщество, чтобы изменить ситуацию, режиссёр ответить не смог. Предлагаем вниманию читателей полную версию беседы с фестивальным завсегдатаем.

– Ваши впечатления о главном победителе – фильме-обладателе Гран-при?

– Гран-при – это настоящее откровение. Это фильм молодого режиссёра из Екатеринбурга Ивана Головнева «Старик Пётр». Это такой фильм, после которого другим человеком становишься. Такое кино переворачивает человека. Это кино перевернуло меня, я немного другим человеком стал.   

– Если есть такие фильмы, которые по вашим словам, переворачивают сознание, почему в России их показывают утром по будням, когда их мало кто имеет возможность увидеть?

– Это политика, деньги.  К сожалению, всё подчинено деньгам. Раз смотрит народ «Кто хочет стать миллионером», пусть смотрит. Ну что теперь поделать?! Жаль, что такое кино массовый зритель не увидит.

– А фильм-победитель увидят зрители после фестиваля? Этот вопрос обсуждается?

– Не знаю, не могу сказать. Моё дело сделано. Я очень рад, просто счастлив, что эта работа стала победителем этого конкурса. Это достойная работа.

– Какими качествами должен обладать художник, чтобы создать достойную работу? И много ли нужно денег, чтобы сделать хорошее кино?
 
– Деньги отнюдь не на первом месте. Желание и горение в первую очередь. Не деньги делают кино. Даже если свалится кому-нибудь на голову миллион рублей или два-три миллиона, но нет горения, настроя и подъёма, то не получится кино. Если нет любви, не получится кино. Кино и любое творчество начинается с любви.

– Как вам кажется, финно-угорские фильмы, программы о народах и культурах России интересны российскому зрителю? Как вы относитесь к тем, кто утверждает, что российскому зрителю интересны только развлекательные программы?

– Если подходить с такой позиции, тогда хорошего кино и не будет. Тогда зачем там Тарковский, Герман? Их фильмы не все смотрят, но они делали и делают гениальное кино. Если кто-то не понимает этого и не хочет смотреть, пусть не смотрит. Но настоящее кино всё равно нужно делать. Мне кажется, надо обязательно делать, надо продолжать в этом направлении работать.

– И всё-таки зрителю нужно то кино, которое делаете вы и участники нынешнего финно-угорского телефестиваля?

– Я скажу так: если звёзды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. Кому-то это всё равно нужно! Пусть из ста два-три человека посмотрят – это уже хорошо. Не нужно стремиться охватить такими фильмами всё население России. Зачем? Например, вчера я со своими коллегами, членами жюри, посмотрел «Старика Петра» (фильм-обладатель Гран-при фестиваля – прим. авт.). После просмотра – тишина. Нас настолько сильно задел этот фильм. Даже какое-то просветление возникло. У нас что-то сжалось от этого фильма внутри, от одиночества этого великого старика, 80-летнего ханта, который живёт в тайге один. Он стоит посреди цивилизации и молится за всех хантов, за всех людей.

– Сейчас многие говорят о том, что финно-угорские народы отличаются от других народов России разобщённостью. Отсюда и неудачи попыток возрождения национальных культур и сохранения языков. В чём причины разрозненности финно-угорского сообщества?

– Не нужно думать, что киношники способны перевернуть весь мир. Это не так, нет. Если хоть кого-то задело это кино, хорошо. Мы вчера сидели, три человека, нас это задело: всё! Ради этого можно было это кино делать – это же здорово. Вы посмотрите, обязательно вам понравится. И тысячи и тысячи людей оценят это кино.

– Опять возвращаемся к вопросу о зрителях. Где я, как зритель, смогу увидеть этот и другие фильмы фестиваля?
 
– Я не знаю, здесь нужно спросить автора работы. Сложно сказать, я же этим не занимаюсь.  Вот я когда делаю кино, я получаю огромное удовольствие от своей работы. Есть процесс, от которого получаешь удовольствие.

– А как быть с практической пользой работы?

 Я уже говорил: если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. Если мне нравится это кино, если я горю этой работой, значит, это кому-нибудь надо будет. Придёт время, человек найдёт это кино, посмотрит его и что-то новое для себя откроет.
 

Поделиться в соцсетях

guest
3 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Зритель
Зритель
31.10.2010 15:59

Что вы плачетесь, что никто не увидит. Может это не нужно и не интересно не только нам, зрителям, но и самим авторам. Если не так, то пусть авторы выкладывают свои работы в инете, а вы пропиарьте их шедевры анонсами, рецензиями и ссылками.

nikitasun
nikitasun
31.10.2010 21:20

Хорошую тему подняла, Маша

julia
julia
01.11.2010 22:31

вот в том-то и вопрос- “кому нужно и посмотрят”. культуру нужно пускать в массы, а не устраивать закрытые показы. а работа ради работы и последующего банкета на фестивале это по крайней мере пошло. режиссер должен себя реализовать, творить для людей, для того, чтобы открыть новые грани нашего сознания, заставить нас… Читать далее »