Месяца три назад, выступая на НТВ, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко напомнила о себе несколько заскорузлым размышлением: «Надо укрупнять регионы не по чьей-то воле, а имея экономические, инвестиционные и иные основания».
Ну наконец-то, дождались! А то уже более десяти лет никто не давал отмашку на подобные разглагольствования. Причём рассуждать об этом берётся не экономист, не кабинетный учёный, выверивший своими расчётами все возможные риски. Нет, наукой тут и не пахнет: рассуждает человек, совершенно отдалённый от этой темы.
Слушая госпожу Матвиенко, я вспоминаю один поучительный рассказ, в котором есть что-то до боли знакомое. Там пришедший заходит в избу, окидывает взглядом светёлку и слышит с печки надрывный кашель старухи, которая именно этим кашлем пытается подсказать жильцам этой избы, что она ещё жива и, кажется, нужна им…
Я вспоминаю эту старуху каждый раз, когда слышу призывы то насчёт мавзолея Ленина, то насчёт перекраивания границ республик и областей. Словно заняться больше нечем депутатам и трибунам всех уровней – вот и норовят себя преподнести, стараются хоть таким путём быть услышанными.
Разумеется, и Государственная Дума, и Совет Федерации уже все вопросы первой необходимости решили, а теперь можно отдохнуть на такой теме, как укрупнение регионов. Почему-то им не приходит на ум заняться самими собой: например, какова польза России от наличия в ней Совета Федерации?
А когда проходила последняя кампания по укрупнению регионов, касающаяся Коми? Да и вообще, насколько живуча эта тема в нашей стране?
2004 год. Глава РК Владимир Торлопов проводит совещание с редколлегией мартиролога «Покаяние». И вдруг обращается с вопросом к историкам, присутствующим на совещании, Сметанину и Жеребцову: а был ли когда-нибудь у коми народа выход к океану?
Владимир Торлопов.Фото Андрея Шопши
Вопрос застал историков врасплох. Что-то историками было произнесено в ответ. Кажется, только я знал тогда причину такого интереса Главы, ибо в архивах исследовал именно такой вопрос, как «расширение Коми края».
Коми АССР была отсечена от океана Архангельской областью в «лице» Ненецкого национального округа.
2005 год. Тогдашний секретарь политсовета Коми регионального отделения партии «Единая Россия» Анатолий Каракчиев проявил инициативу в части создания Северного края. Его проект предусматривал объединение Архангельской и Вологодской областей, Республики Коми и Ненецкого автономного округа в единой целое.
Каракчиев посовещался с тогдашними главами названных регионов: кто-то одобрял, кто-то отвергал, но каждый видел столицей Северного края именно свою вотчину. Разумеется, проект предчувствовал уязвимость Сыктывкара как столицы Северного края.
Поговорили, посудачили, заглохло.
Но именно в конце этого же года в результате референдума Коми-Пермяцкий автономный округ был присоединён к Пермской области, и образовался Пермский край.
2011 год. Опять пошёл шумок на всё ту же тему о Северном крае. Немодный ныне для цитирования Вячеслав Гайзер так отнёсся к вопросу об укрупнении регионов: «Как можно реагировать на бред? Это обычная популистская предвыборная болтовня политиков, которые на этом хотят заработать какие-то дополнительные очки. Ничего общего с реальной действительностью это не имеет» ( газета «Молодежь Севера», 2.12.2011).
А теперь переместимся почти на 80 лет назад.
1937 год. 3 января в ЦК ВКП(б) ушла докладная записка Коми обкома партии «Об объединении Коми-Пермяцкого округа Свердловской области с Коми АССР». Эта записка подробнейше останавливается на благах, которые принесёт такое объединение. «Исходя из вышеизложенного Коми ОК ВКПб ходатайствует перед ЦК ВКПб об объединении Коми-Пермяцкого округа с Коми АССР» ( ГУРК НАРК ф. П-1, оп. 3, д. 302, лл. 6 – 8).
Эту докладную записку изучал Президиум ВЦИК: « Окрисполком Коми-Пермяцкого округа категорически возражает против данного присоединения по тем соображениям, что данный вопрос окрисполкомом не возбуждался. Кроме того, население округа имеет хорошо налаженную связь с Свердловской областью и г. Свердловском…Экономического тяготения населения округа к Коми АССР никакого не имеется, тем более, что центр Коми АССР, г. Сыктывкар, находится в 400 км от центра Коми-Пермяцкого округа при наличии неудовлетворительных путей сообщения. Ходатайство исполкома Коми АССР о присоединении Коми-Пермяцкого национального округа к Коми АССР считал бы целесообразным отклонить…».
20 мая 1937 года Президиум ВЦИК постановил: «Учитывая экономическое тяготение населения Коми-Пермяцкого национального округа к Свердловской области, а также протест Коми-Пермяцкого окрисполкома, — ходатайство исполкома Коми АССР отклонить» (там же, д. 311, лл. 24-26).
Думаю, что в комментариях эти выписки из документов не нуждаются. Разве что напрашивается вопрос: а бывали ли подобные рассуждения до и после 1937 года? Не буду касаться «борьбы за самоопределение», которая связана с именем Дмитрия Батиева, что имело место в 1930-е годы.
1929 год. Коми обком ВКП(б) обращается в ЦК с просьбой о выделении Коми области из Северного края в самостоятельную область. Вопрос рассматривали на заседании Политбюро, которое вынесло своё решение уже 3 января: «Постановили: г) Отклонить просьбу Коми обкома о выделении области Коми в самостоятельную область. Секретарь ЦК И.Сталин» (там же, ф. П-1, оп. 2, д. 729, л. 1).
1944 год. Появляется «Докладная записка о включении города Котласа и Вычегодских районов Архангельской области в состав Коми АССР», подписанная 7 февраля 1944 года секретарём Коми ОК ВКП(б) Тараненко. На четырёх страницах обосновывается важность и необходимость такого решения. Однако и это обращение, отправленное И.Сталину иВ.Молотову, было отклонено (там же, ф. П-1, оп. 3, д. 1077, лл. 38-40).
И снова пауза, и вновь очередной зуд…
1957 год. Первый секретарь Коми ОК КПСС А.Дмитрин подписывает письмо в ЦК «О включении в состав Коми АССР Ненецкого национального округа». В этом письме обосновывается важность для Коми АССР иметь выход к океану. Особенно уязвимыми для Архангельской области являются доводы о том, что пос.Хальмер-Ю, находившийся в 80 километрах от Воркуты, и пос.Цементнозаводской, по сути пригород Воркуты, значатся за Архангельской областью (там же, ф. П-1, оп. 5, д. 512, лл. 91-93).
Это в Москве понимали, учли и отказали в таком присоединении. Но подсказку оценили: указом президиума Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1959 года был ликвидирован Большеземельский район Архангельской области как административная единица и передан в административное подчинение Воркутинского горсовета Коми АССР. Рабочие посёлки Хальмер-Ю и Цементнозаводской с населением в 9 тысяч человек переданы из Ненецкого НО Архангельской области в состав Коми АССР (там же, ф. П-1 оп. 5 д. 688 лл. 1, 9, 10).
Потом было долгое затишье, но очень уж хотелось руководителям Коми АССР, а потом и Республики Коми, порезвиться с присоединением земель за счёт любого из соседей. Не удавалось, не получалось, не везло… Похожесть всех этих попыток в том, что они замышлялись без уважения к тем, кто населяет облюбованные под присоединение земли, без обсчёта всех рисков, плюсов и минусов. Главное — захватить, а там видно будет…
Выступление госпожи Матвиенко из этого замшелого разряда. Сетование на то, что многие регионы являются дотационными, не влечёт за собой попытку задуматься о причинах такого неровного существования регионов на карте России. А ведь самым дотационным регионом является Москва: туда уходят деньги из регионов, чтобы частично вернуться вновь.
Значит, нужно сначала оценить живучесть такой схемы сосуществования центра и регионов, попытаться усовершенствовать её или, что тоже имеет право на жизнь, полностью забраковать подобную игру в вассалов. Но ни в коем случае не играть такими темами на лозунговом уровне: это вредно для страны, о которой такие инициаторы меньше всего думают.
Но Валентина Матвиенко вбросила тему, газетчики подсуетились — и началось обсуждение на бытовом уровне государственных задач. Как говорится, кухарку пригласили порулить.