За порогом художественной и общественной мысли

Почему в Национальной галерее нет полотен о наших великих земляках?

13:35. 26 января, 2013  
  
49

Москву историческую или даже такой небольшой город, как Тобольск, мы можем прочитать и «прочитать» как в буквальном смысле, так и через произведения живописи, скульптуры, через ремесла (макеты), через сотни тысяч(!) альбомов на русском и на всех основных европейских языках.

 

Коми не прочитана… Она даже не написана. Она даже не отснята, не нарисована, не вылеплена…

Несколько раз поднимался и сходил на нет вопрос о том, почему в Национальной художественной галерее нет полотен о наших великих земляках? О самых великих — о Стефане Пермском, о святых Герасиме Питириме и Ионе (кстати, о язычнике Паме тоже не лишне бы иметь полотно). Нет скульптур и картин, нет даже заметных литературных текстов, о походе в наши края сибирского хана Маметкула (сына Кучума), а также о Ермаке и его отрядах, которые пополнились десятками казаков с Выми, Вычегды и Лузы.

«Ушли во казаки — Трошевы, Пыстины, Сокерины…». Нет князей Вымских.

А есть ещё Питирим Сорокин, есть Виктор Савин и Михаил Доронин, есть геолог Чернов, есть нигде и никак не отмеченные в искусстве первые поезда и первые пароходы… Вот случилась история с посадкой в Ижме самолёта. И, слава Богу, стала она страницей общероссийской истории. А остальные страницы — это ерунда, что ли?

Я о чём — вы хоть один госзаказ на эту тему помните? Я нет. Может, когда-то где-то озвучивался конкурс, тендер на исполнение работ? Не помню… Гуманитарная составляющая жизни республики должна быть системной не только по структуре бюджета, но, может, всё-таки и по вектору внимания?

Но это вопрос не только к Министерству культуры и национальной политики — это вопрос и к творческим союзам, и к интернет-сообществу, к профсоюзам и ветеранам. Кстати, к Церкви этот вопрос имеет тоже прямое отношение. Святых Герасима Питирима и Иону славят во всем мире — от Аляски до Святого Афона, а у нас епархия никак не удосужится в полной мере распространить иконы святых епископов Великопермских. А уж по отдельности (трое вместе ещё встречаются) вы их и вовсе не найдёте. И сомневаюсь, что целевой заказ в Софрино хоть раз оформлялся. Заодно уж вынужден напомнить и про новомучеников, в Коми земле просиявших. Их, наверно, пока только одни священники и видели…

Сейчас озаботились туристической отраслью республики. Но логично тогда озаботиться и иллюстративной, объектной составляющей этой отрасли. А оно невозможно без краеведческой и знаковой, символической. Недавно газета «Республика» рассказала об альбоме и фильме, выпущенном кинодокументалистами Китайской Народной Республики.  «Мистическая Республика Коми». Таинственная, то есть… А от мистического помнят разве что Яг-Морта да некоторые деревенские байки про домовых да леших, про шэву удорскую, да про ванесс — летающих женщин-эльфов на Выми.

Тайны искажений пространства и времени, территорий миражей — есть и такие , как и исчезновение-появление людей — предмет туристического и этнографического интереса. (Оставляем в скобках народные промыслы, которые ванесс и шэвы не коснулись, как и Яг-Морт в поделках тоже нигде не встречается).

Концептуально оформить всеё это не проблема. Создать территории и объекты внимания — это уже дело менеджеров и финансистов. Но в основе лежит всё-таки либо госзаказ, либо стихийная любительщина, которая, конечно, тоже в состоянии родить «продукт», но… Но почему десятилетиями властям-то до этого нет дела?

 

Опубликовано в блоге автора.

Поделиться в соцсетях