За порогом художественной и общественной мысли

Почему в Национальной галерее нет полотен о наших великих земляках?

13:35. 26 января, 2013  
  
49

Москву историческую или даже такой небольшой город, как Тобольск, мы можем прочитать и «прочитать» как в буквальном смысле, так и через произведения живописи, скульптуры, через ремесла (макеты), через сотни тысяч(!) альбомов на русском и на всех основных европейских языках.

 

Коми не прочитана… Она даже не написана. Она даже не отснята, не нарисована, не вылеплена…

Несколько раз поднимался и сходил на нет вопрос о том, почему в Национальной художественной галерее нет полотен о наших великих земляках? О самых великих — о Стефане Пермском, о святых Герасиме Питириме и Ионе (кстати, о язычнике Паме тоже не лишне бы иметь полотно). Нет скульптур и картин, нет даже заметных литературных текстов, о походе в наши края сибирского хана Маметкула (сына Кучума), а также о Ермаке и его отрядах, которые пополнились десятками казаков с Выми, Вычегды и Лузы.

«Ушли во казаки — Трошевы, Пыстины, Сокерины…». Нет князей Вымских.

А есть ещё Питирим Сорокин, есть Виктор Савин и Михаил Доронин, есть геолог Чернов, есть нигде и никак не отмеченные в искусстве первые поезда и первые пароходы… Вот случилась история с посадкой в Ижме самолёта. И, слава Богу, стала она страницей общероссийской истории. А остальные страницы — это ерунда, что ли?

Я о чём — вы хоть один госзаказ на эту тему помните? Я нет. Может, когда-то где-то озвучивался конкурс, тендер на исполнение работ? Не помню… Гуманитарная составляющая жизни республики должна быть системной не только по структуре бюджета, но, может, всё-таки и по вектору внимания?

Но это вопрос не только к Министерству культуры и национальной политики — это вопрос и к творческим союзам, и к интернет-сообществу, к профсоюзам и ветеранам. Кстати, к Церкви этот вопрос имеет тоже прямое отношение. Святых Герасима Питирима и Иону славят во всем мире — от Аляски до Святого Афона, а у нас епархия никак не удосужится в полной мере распространить иконы святых епископов Великопермских. А уж по отдельности (трое вместе ещё встречаются) вы их и вовсе не найдёте. И сомневаюсь, что целевой заказ в Софрино хоть раз оформлялся. Заодно уж вынужден напомнить и про новомучеников, в Коми земле просиявших. Их, наверно, пока только одни священники и видели…

Сейчас озаботились туристической отраслью республики. Но логично тогда озаботиться и иллюстративной, объектной составляющей этой отрасли. А оно невозможно без краеведческой и знаковой, символической. Недавно газета «Республика» рассказала об альбоме и фильме, выпущенном кинодокументалистами Китайской Народной Республики.  «Мистическая Республика Коми». Таинственная, то есть… А от мистического помнят разве что Яг-Морта да некоторые деревенские байки про домовых да леших, про шэву удорскую, да про ванесс — летающих женщин-эльфов на Выми.

Тайны искажений пространства и времени, территорий миражей — есть и такие , как и исчезновение-появление людей — предмет туристического и этнографического интереса. (Оставляем в скобках народные промыслы, которые ванесс и шэвы не коснулись, как и Яг-Морт в поделках тоже нигде не встречается).

Концептуально оформить всеё это не проблема. Создать территории и объекты внимания — это уже дело менеджеров и финансистов. Но в основе лежит всё-таки либо госзаказ, либо стихийная любительщина, которая, конечно, тоже в состоянии родить «продукт», но… Но почему десятилетиями властям-то до этого нет дела?

 

Опубликовано в блоге автора.

Поделиться в соцсетях

guest
49 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Порог
Порог
26.01.2013 17:06

Почему то Григорий Иванович выносит за порог все, что написал не он, а кто-то другой. Ответственно заявляю, что через меня переступило множество авторов с полотнами и текстами именно на указанные темы. А тайны искажения времени и пространства, существующие в воспаленном мозгу (мозге?) уважаемого писателя пусть там о остаются. Не хватало… Читать далее »

Аноним
Аноним
26.01.2013 18:21

“Почему в Национальной галерее нет полотен о наших Великих земляках?” Во-о-о писатель как загнул. Если это сказано по-русски, то я чучмек. Гриня, а ты сам случайно, не за порогом художественной и общественной? Этой, как ее там, мысли…

Спичак
Спичак
26.01.2013 18:35

Ну а если все ж по существу, а не взбрыкивать?

художник
художник
26.01.2013 18:45

да, почему?

Т. Бунчук
Т. Бунчук
26.01.2013 19:51

Очень своевременно! Спасибо, Гриша, за поднятую тему. Меня тоже давно уже беспокоит то, что мы живем в каком-то бездушном вакууме, без корней и, соответственно,без ростков. Коми – территория призраков. Людям, живущим здесь, как будто нет дела, что эта земля родная, не важно, какой они национальности.Были и нет, чем не призраки?… Читать далее »

Романтичность - непобедимая сила
Романтичность - непобедимая сила
26.01.2013 20:24

Надо держаться за этот идеализм. Только так можно преобразить камни и материю…

полотна
полотна
26.01.2013 20:45

Ещё можно заказать портреты современников: например, членов зарубинской ОПГ – Зарубина, Чернова, Ковзеля, Гайзера, Торлопова. Коллективный портрет этой группировки также украсил бы стены местных музеев.
А где портрет основоположника коми республиканской коррупции Юрия Спиридонова? Срочно сделать госзаказ местным художникам.

Спичак
Спичак
26.01.2013 20:46

Вот ведь какие “пониматели” истории встречаются. Он и в матрешке “зажравшуюся бабу” увидит…

Антик64
Антик64
26.01.2013 21:35

” Коми – территория призраков… мы живём в каком-то бездушном вакууме, без корней и, соответственно, без ростков.” – бред великолепнейший! И до чего только не допишутся наши писаки! Жизнь нашего общества вполне удовлетворительной не назовёшь. Вот и следует думать о том, что требуется для её улучшения. Используя опыт накопленный человечеством.… Читать далее »

чел
чел
26.01.2013 21:48

Антик,это ты то умный? Ты больше на предурка похож.

Осип
Осип
27.01.2013 00:01

Власти наши только одним делом занимаются по-настоящему – распилом.

Т. Бунчук
Т. Бунчук
27.01.2013 02:21

Антику64 “Жизнь нашего общества вполне удовлетворительной не назовёшь. Вот и следует думать о том, что требуется для её улучшения”. А жизнь – это не только сытый живот, пьяный глаз и нос в табаке. Увы, Вас с потрохами захватила потребительская культура, вот и мерещится, что нормальной жизнь может быть только с… Читать далее »

Geron45
Geron45
27.01.2013 05:24

Наша жизнь. какая есть и какой может быть. Интернет сообщает; с 8 по 10 марта 2013 года состоится 22-й Российский конкурс детско-юношеского художественного творчества; ” Тихвинский Лель. ” Конкурс-долгожитель! А кто о нём знает? Смотрите сайт Тихвинского Дворца культуры! У нас такого нет. А что мешает создать? Попробуйте! Созидание –… Читать далее »

Geron45
Geron45
27.01.2013 07:18

Т. Бунчук. Вы читать умеете? Ваши тексты об этом не свидетельствуют. Что такое Коми в понимании Г. Спичака? Коми – это Спичак! И если в музее нет его изображения, то какой же это музей? Ясно – никакой! В национальной библиотеке есть книги о Коми ещё с ятями. Поинтересуйтесь! Белла чао!

Спичак
Спичак
27.01.2013 12:47

А на каком основании это хамло – Gerоn45- что-то утверждает о моем представлении о Коми? Анонимно, естественно… Надо умудриться текст прочитать “по -героновски”. Выпей ещё пару стаканов желчи… Трепач.

Т. Бунчук
Т. Бунчук
27.01.2013 16:46

Geron45. Извините, у нас с Вами, видимо, коммуникативный сбой. Мне сложно понять, за что Вы ратуете и к чему призываете и вообще, кто Вы? Читать я, безусловно, умею (и даже тексты с ятямя), но вот уловить подтекст вашего, извините, нескладного и агрессивного текста не получилось. Думаю, Вам следует подумать над… Читать далее »

Лиля
Лиля
27.01.2013 17:01

В защиту Нац. галереи. В ней есть, кстати, несколько полотен о Стефане Пермском, есть, кажется, скульптурный портрет Чернова (геолога).Энгельс Козлов писал портреты наших известных соотечественников. Согласна с Григорием, что этого мало, но и не “ноль”. И писать, Григорий, (с вашим весом!) надо не в блогах, а к тем, кто может… Читать далее »

Антик64
Антик64
27.01.2013 21:18

Человек, служащий делу, думает о деле, а не о себе. На что лучше потратить деньги; на жизнь или на изображение жизни? А если к тому же неизвестно является ли это изображение истинным или лживым. Мы прозябаем во лжи, а плодовитый Г. Спичак свят и чист. Разъезжает по Республике, как представитель… Читать далее »

Спичак
Спичак
27.01.2013 23:48

Полемика может быть с личностью, с конкретным объектом(субъектом). Вы кто? Электронный лай… Полемика о чем? Вы ж предмет полемики нащупать не в состоянии. ———————–Что касается жизни и изображения жизни…. вы хоть бы поняли, что говорите…Степень несуразицы не вмещается ни в какие ворота: свадебный ритуал – изображение , церковные ритуалы, демонстрации… Читать далее »

Для Лили
Для Лили
27.01.2013 23:52

Национальную галерею никто и не хулит, и претензии не к ней… О “ноле” – перечитал текст – где “ноль”? Не утверждаю, что нет совсем уж. Есть, но так мало и так мало популяризированно, что недопустимо! А главной мыслью было все ж – почему нет целевой политики? Почему нет целевого госзаказа?… Читать далее »

Антик64
Антик64
28.01.2013 01:31

Многоуважаемый мэтр!Высокочтимый и высокопочитаемый!Осмелюсь напомнить Вам, что средством полемики являются тексты. Суждения бывают истинными или ложными. Ваше; ” Коми не прочитано.” – удивляет. Но; ” Оно даже не написано. ” – может лишь рассмешить. Действительно, – за порогом разума. С такими мыслителятами не спорят, – их высмеивают! Белла чао!

Спичак
Спичак
28.01.2013 01:42

:)))) Я просто раздавлен:)))

Владимир Пыстин.Сыктывкар
Владимир Пыстин.Сыктывкар
28.01.2013 02:27

Уважаемый Антик64, полагаю, что Вы заблуждаетесь. Потому что само понятие “суждение” означает, что это фраза, которую невозможно проверить на предмет истинности или ложности.На предмет истинности или ложности можно проверить информацию, сведение.Но никак не суждение, мнение. Значит суждения не бывают ни истинными, ни ложными. Это я так.К тому что нужно понимать… Читать далее »

Доброе утро
Доброе утро
28.01.2013 02:33

Пыстин проснулся. Полагать сразу стал.

Geron45
Geron45
28.01.2013 04:16

О,многомудрый! Это Вы сами придумали; “..само понятие “суждение “означает, что это фраза, которую невозможно проверить на предмет истинности или ложности.”? Вчитайтесь! Подумайте! Книжки полистайте! Ваше суждение ложно. Будьте самокритичны. Белла чао!

Не рождённый в Сундукваре
Не рождённый в Сундукваре
28.01.2013 14:18

А они, что есть – “великие” земляки, достойные памяти кого-либо, кроме собственной родни?

Полковник
Полковник
28.01.2013 15:25

Способность вызывать из небытия самые странные и противоречивые суждения – органическая и , пожалуй, самая сильная особенность писателя Григория Спичака (это – суждение=) А уважаемый Владимир Пыстин в силу специфики профессиональной деятельности иногда путает юридическое с общечеловеческим. Стоит напомнить, что за суждение “А все таки она вертится” наказывали до тех… Читать далее »

Че
Че
28.01.2013 16:59

Реально великих тут нет, не было и в обозримом будущем не просматривается. Придуманные – никому, кроме родни не интересны. Тема поднята, вероятно, с целью продавить госзаказ на написание великокомической лабуды за бюджетные деньги. Если бы реально что-то можно было показать, то давно бы “гремело и сверкало”. А так… Мышиная возня… Читать далее »

Спичак (для Че)
Спичак (для Че)
28.01.2013 17:09

Питирим Сорокин, как уже сказано св.Герасим , Питирим и Иона – они почитаются и поминаются во всем мире… Че, их родни-то здесь нет, а вы все “по кочечкам”… Чернов тот же, или Вымские князья – (Федор – первый мэр Пустозерска к вашему сведению) – у них тут тоже родни нет…… Читать далее »

Кстати...
Кстати...
28.01.2013 17:15

Туве Янсон когда-то написала комическую лабуду для детей про мумий-троллей…Взрослые фыркали, а дети почему-то читали… Сейчас это знаменитый объект туристической индустрии Финляндии (топ-10) в Скандинавии – Долина Мумий-троллей в Тампере. Прошло всего чуть больше 50 лет…

Владимир Пыстин.Сыктывкар
Владимир Пыстин.Сыктывкар
28.01.2013 18:09

Уважаемый полковник, дело в том, что термин он на то и термин, чтобы его понимать правильно Суждение отличается от информации, от сведений тем, что суждения нельзя проверить , правильные они или неправильные.А сведения можно проверить.Так было и так есть.Если то, что содержится в фразе можно было проверить, то это никогда… Читать далее »

Сара
Сара
28.01.2013 20:45

Гриша, у всех понятие о величине разное..Потому и не считают нужным земляки их увековечивать..)) А потом ты не забывай, что много здесь людей пришлых, которым это ни к чему, они живут в душе со своими корнями и со своей культурой..Ну и намешано кровей..Что-то , может, и было, но не сохранили..А… Читать далее »

Антик64
Антик64
28.01.2013 21:45

” Люди, как люди, только квартирный вопрос их испортил. ” – суждение ложное. Прочитайте роман,- квартирных проблем нет. А может и писателя нет? Был, но канул в Лету, как множество писак, опусы которых на жизнь общества влияния не имели. Рождённые в Таракании родословной не имеют; их бытие, – непосредственный быт,… Читать далее »

Полковник
Полковник
28.01.2013 23:05

Сдается мне (полагаю=), что если Григорий выразит суждение о недостатках городской канализации, то обсуждение немедленно вознесется к высотам натурфилософии и нырнет в глубины мистического реализма. Такой вот талант у человека!

Спичак
Спичак
29.01.2013 00:44

Это, Полковник, запросто…Например: у города есть Голова? Есть. Значит должна быть и задница… Где главный коллектор – т.е. прямая кишка города? Ну а там – согласно анатомии, мы выйдем прямо к … Предложите поразмышлять о половых признаках нашего города – мужское или женское начало в нем доминирует? Я скажу вам… Читать далее »

Полковник
Полковник
29.01.2013 01:15

С удовольствием. В г..не я все таки лучше разбираюсь, чем в коми истории и мифологии. Поэтому считаю, что с последними дела более или менее, а канализацией – беда. Сыктывкар – чуть ли не единственный город, где эти важные трубы проложены под проезжей частью улиц. Поэтому любой выброс нечистот приводит к… Читать далее »

Полковник
Полковник
29.01.2013 01:15

С удовольствием. В г..не я все таки лучше разбираюсь, чем в коми истории и мифологии. Поэтому считаю, что с последними дела более или менее, а канализацией – беда. Сыктывкар – чуть ли не единственный город, где эти важные трубы проложены под проезжей частью улиц. Поэтому любой выброс нечистот приводит к… Читать далее »

:))
:))
29.01.2013 01:42

Господин В.Н.Манаков – преподаватель университета (Царство ему Небесное) рассказывая о смысловом наполнении культовых символов (которые тоже теперь остались за порогом понимания), напоминал слушателям, что стелла на круге возле Универсама и Карлсона – это фаллический символ. Причем символ этот прямо в другом символе – в круге! Что ж это такое происходит… Читать далее »

Полковник
Полковник
29.01.2013 02:27

Да… господин джазовый филолог был реально велик и ужасен! И при этом абсолютно аполитичен! Вот из него блоггер бы получился!!! Не чета нынешним=)))

Geron45
Geron45
29.01.2013 02:50

Чем хороша морозная погода? – Звёздным небом! Увы, нынче живут уткнувшись носом в землю, а раньше была устремлённость к звёздам. Наше Солнце не вечно и, чтобы жить вечно, человечеству придётся решать проблемы космического масштаба. В напоминание об этом и возводились стеллы. Восприятие мира человеком зависит от уровня его социального развития.… Читать далее »

Стелла
Стелла
29.01.2013 02:56

Ещё любопытная деталь, нашего времени.Эта стелла, как фалические символ в круге, нынче окружена светящимися крестами на могилках. Это к чему? К тому что деторождению в сыктывкаре конец? или сексу конец? Или попы так с языческими символами боряться, окружая их могилками с крестами. А заметили, что гирлянды над коммунистической тоже с… Читать далее »

Горожанин
Горожанин
29.01.2013 14:09

“Коми не прочитана…” А что здесь читать?В мировую копилку общечеловеческих ценностей немцы дали Баха, греки-Платона, поляки-Коперника, русские-Чайковского, Циолковского и т.д. Мысль понятна?Что дал для человечества Коми народ кроме нескольких богомольцев? Чем интересен народ не имевший сто лет назад письменности? Ну, очень хочется получить бюджетные деньги на написание “нетленки”. Достоевский как-то… Читать далее »

Ольга
Ольга
29.01.2013 15:00

Полковник, давайте знакомиться. Чую неординарного человека. А таких в Коми, увы…

Че
Че
29.01.2013 15:15

(для Спичака). Перечисленные имена-фамилии широко известны в узких кругах. Там и останутся.

(для Кстати…) Мечтать не вредно. Но увы, нет у нас муммиев. Только тролли. Туризма не будет.

Ольге
Ольге
29.01.2013 16:25

Ольга, держитесь подальше от Полковника. Первое, что он вам предложит – это бухнуть.

Ольга
Ольга
29.01.2013 17:26

Спасибо, Че – предупредил. Но я далековато от Сыктывкара- бухнуть быстро не получится. А он правда Полковник или так- Маркеса начитался?

Первое, что он вам предложит - это бухнуть.
Первое, что он вам предложит - это бухнуть.
29.01.2013 20:18

Шахов настоящий коми морт.)))

Полковник
Полковник
29.01.2013 21:09

Опять рассекретили))) По теме поста… Полагаю =)), что наша история и мифология представлены в трудах ученых, художников и литераторов вовсе не слабо. Проблема в популяризации. Такие уникальные книги, как “Сотворение мира”, гравюры и офорты в зверином стиле, балет и мультфильм “Яг-морт” заслуживают полноценных тиражей и нормальной раскрутки. Мизерные тиражи и… Читать далее »

Че
Че
30.01.2013 18:08

“Облачный атлас” по-коми. Пера-Стефан-Юралысь??? На Зарань кандидатов поболее… :)))