Про уродов и кочегаров

- На войне, это другое, там свои и чужие, а здесь все свои.«Кочегар», реж. А....

Автор:   
15:56. 28 октября, 2010  
  
6

– На войне, это другое, там свои и чужие,
 а здесь все свои.

«Кочегар», реж. А. Балабанов

Главные герои фильма “Кочегар”, как и почти во всех его предыдущих работах, – так называемые  «братки». Этих персонажей Балабанову, если говорить языком литературным, очень хорошо получается прописывать во всех деталях. В новой работе они появляются не такими, как в гротескных «Жмурках», не бесшабашными убийцами. Скорее, они напоминают персонажей «Брата» и «Брата II». При этом картина гораздо более глубокая по смыслу и содержанию, чем культовые блокбастеры 90-х. В ней режиссёр говорит на новым языке киноискусства, на том, с которым зритель впервые столкнулся, просматривая фильм «Груз 200».

Пространство и время в фильме намеренно скрыты от зрителя, непонятны ему. То есть нельзя сказать, в какой период истории нашей страны происходят события (если судить по общей картине, складывается впечатление будто на дворе 90-е, учитывая возраст кочегара и предпринимательскую деятельность его дочери, однако в кадре иногда появляются советские рубли) и  где они происходят (если человек не знаком с архитектурой того или иного города – а никаких достопримечательностей и памятников в фильме нет – можно сказать, что место действия картины – любой перестроечный или постперестроечный городок, с обшарпанными подъездами, криминальными разборками и т. д.) Кроме того, непонятно, сколько времени проходит между действиями и эпизодами.

Вся атмосфера фильма пропитана слепой жестокостью, коварством, грязью, беспорядком и глупостью. В центр картины – котельную – помещён главный герой. Он кочегар. Образ этого харизматичного и весьма  своеобразного персонажа полностью раскрыт режиссёром. За время фильма, наблюдая за Кочегаром, невольно проникаешься  искренними чувствами к этому человеку. Он якут, ветеран Афганистана, герой СССР, живущий в котельной, дабы не стеснять свою дочь, пишущий книгу «про якутов» (ударение на последнюю гласную).

Главной темой балабановского «Брата» и «Брата-2» была справедливость: «Сила в правде, брат». В чём-то «Кочегар» перекликается с этими фильмами. Главный герой верит в то, что он является частью системы, устанавливающей и поддерживающей справедливость. Поэтому он и сжигает тела людей. «Это плохие люди», – сообщают ему знакомые, привозящие покойников. «Хорошее дело ты делаешь, сержант» – отвечает кочегар лидеру навещающих его «знакомцев».

Но всё это до поры до времени, пока однажды кочегар не узнает в последней «жертве» родную дочь. Для героя наступает момент переоценки ценностей, и он выходит на путь установления уже иной справедливости.

В конце фильма зритель наблюдает короткий чёрно-белый ролик, снятый по книге, которую в течение трёх лет писал кочегар. Этот ролик окончательно даёт понять зрителю абсурдность происходящего беспредела…

Поделиться в соцсетях

guest
6 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Юрик-Миш
Юрик-Миш
29.10.2010 00:58

Забавная публикация,неплохо написано.Раньше не читал этого автора.Кто он?

Простодевушка
Простодевушка
29.10.2010 02:12

Он студент-политолог.

Балаболов
Балаболов
31.10.2010 15:22

Черно-белые кадры ни на какую никакую “абсурдность происходящего беспредела” не наталкивают и не указывают, потому как её, абсурдности, нет. Все логично и закономерно. В фильме есть “отгротескованная” до монохромного восприятия реальность. Подобно тому, как в компьютерной графике для определения и выделения фрагментов отключаются те или иные цветные каналы, так и… Читать далее »

Балаганов
Балаганов
31.10.2010 15:41

“Для героя наступает момент переоценки ценностей, и он выходит на путь установления уже иной справедливости”.
Справедливость не может быть той или иной. Она либо, либо нет. А вот понимание этой справедливости в тех или иных “цветовых каналах” восприятия жизни становится, действительно, иным.
А так ничего – заЧот, студент!

Баззи
Баззи
01.11.2010 07:17

СИМПАТИЧНЫЙ АВТОР

ГопНик
ГопНик
01.11.2010 14:44

Видимо парнишке нравится арт-хаус))

А на самом деле с Кочегаром всё понятно: Груз-200 – это г… в профиль, Кочегар – г… в анфас.