Рывок в пустоту

"Невежества перестали стесняться, вот в чём главная беда..."

Автор:   
10:50. 6 декабря, 2012  
  
28

Время несётся вскачь, как нахлёстанное. Что-то в этой гонке мы не замечаем, что-то теряем. Но ведь это мелочи, поскольку страна семимильными шагами идёт в своё инновационное, наверняка светлое будущее, жизнеутверждающе погромыхивая заслонками газопровода, ничтоже сумняшеся уничтожая до основания социальные гарантии, надёжные системы медицинской помощи и образования.

Да и бог с ними – природа не терпит пустоты, поэтому на смену порушенному приходит новое: вместо высоких устремлений – искажение правды и махровое воровство, вместо любви – секс, вместо веры – фанатизм, вместо интеллигентности – образованщина, вместо идеи – насмешка и гротеск. Собственно, за что боролись…

Я отношусь к уходящему поколению. В определённые периоды жизни думаю с облегчением – хорошо, что большая часть жизнь прожита. Прожита в прекрасной стране, с хорошими, верными друзьями, с незыблемым запасом нравственных ценностей, подаренных моей страной, в которой главным принципом была забота о человеке. И эту заботу миллионы россиян сегодня вспоминают, сравнивая бытие, и удивляются – как это всё мы могли предать?..

В проклинаемые иными советские времена наша страна была самой читающей в мире, у той власти, которую всё чаще начинают вспоминать с ностальгией, была цель – создать мощную, сильную, великую страну (ну, не хочу швырять камни в спину моей сгинувшей Родине, не за что! Не довелось столкнуться моей семье с ужасами лагерей, книг в библиотеках хватало, смех моего пионерского детства до сих пор отдаётся звонким эхом, моя комсомольская юность подарила самые чистые, самые чудесные года…). Советское образование не было фиктивным, знания, полученные в школьные годы, верой и правдой служат до сих пор. Не сравнивать системы образования – советскую и постсоветскую – не получается.

Уже не часто, но в Воркуте всё ещё некоторые педагоги приглашают творческих людей на встречи с учащимися школ и учебных заведений (лет пятнадцать назад такие встречи были постоянными, да и поэтов, к числу которых отношусь, в городе было побольше…). Просят почитать стихи, рассказать о тех, кто был основоположником славы и гордости воркутинской литературы. Всегда отзываюсь охотно. Накануне Дня города иду на встречу с юными воркутинцами в одно учебное заведение Воркуты, обозначать его нет смысла – в любом другом ситуация, боюсь, была бы аналогичной.

То, что такие встречи больше нужны педагогам, которые ещё не отреклись от своего почётного звания, чем учащимся, ощутилось сразу: стрекот телефонов, смех, верчение на стульях. Нашим детям культура восприятия поэтического слова фактически незнакома, ибо утрачена. Но если всё ещё периодически присылают рукописи со стихами, значит поэзия кому-то нужна, значит кто-то пытается постичь светлую тайну Слова.

Потихоньку находим с юными слушателями общий язык, с воодушевлением рассказываю о воркутинских поэтах, их судьбах, читаю стихи. Дети (а это был первый и третий курсы) в свою очередь озвучивают обзор по истории литературного процесса Воркуты (День города всё-таки), честно зачитав тезисы по бумажке. Просят прочесть один из любимых стихов. В стихотворении, которое им дарю, есть такие строки «…что мне делать с вами, ледяные кони! Что наделал ты, Пигмалион!». И в связи с этим стихом спешу поделиться с моими слушателями одним курьёзом, произошедшим несколько лет назад. На тех чтениях взрослая девушка, к слову, с высшим образованием, задала вопрос: «Что такое пигмалион?». Смеясь, рассказываю этот эпизод слушателям, воспринимая их соучастниками мыслительного процесса, и осознаю, что меня не понимают… Начинаю догадываться, спрашиваю – а вы знаете, кто такой был Пигмалион? Вся аудитория, как один, наивно глядя в глаза, отвечает – нет. А Бернард Шоу, спрашиваю, такое имя на слуху хотя бы? Была единичная попытка просветить меня на тему шоу, как увеселения, но кто-то из молодёжи интуитивно шикнул. Рассказываю всё, как на духу, и про мифологический сюжет о Пигмалионе, и про Бернарда, и Элизу Дулитл. Примирительно роняю фразу – ничего, дети, читайте книжки, это самый ценный капитал, места не пролежит. Тем более, душа обязана трудиться, и день и ночь, и день и ночь, – люблю цитировать эти стихи Николая Заболоцкого, школьная программа, пятый класс. Бес попутал задать вопрос об авторстве этой строки… В аудитории повисает тишина. Потом раздаются ответы: – Гоголь! Реагируя на мою мимику, следующий студент «поправляет»: – Лермонтов! Да полноте, дети, ошарашено смотрю в чистые детские глаза, читаете ли вы хоть что-нибудь?! И опять тишина разводит руками. Затем чуть ли не высокомерно раздаётся один ответ: – Конечно! Стивена Спилберга. В другом учебном заведении, так же на поэтической встрече, фразой «поют аллилуйя Золотому тельцу…» вгоняю аудиторию в ступор (показалось, не только юных слушателей…). Полное непонимание сказанного. Ещё в одном случае получаю, что называется, хук слева, узнав, что Чехова звали… Владимир Иванович. А вот ещё «перлы» от воркутинских учащихся: «Горе от ума» написал Некрасов, а потом ещё постарался, да и «Поднятую целину» сочинил… Ахматова эмигрировала, что написала? Да, роман какой-то. Пастернак предал родину, за это его лишили Шнобелевской (именно этой…) премии. Ещё на одной встрече, цитируя Сергея Довлатова: «Самое большое несчастье моей жизни — гибель Анны Карениной», узнаю, что ни один из присутствующих студентов не читал романа Льва Толстого. Как, впрочем, произведений Фёдора Достоевского, Александра Куприна, Ивана Бунина… А такие имена, как Мандельштам и Кюхельбекер, воспринимают со смехом, думают, что я с ними заигрываю и доверительно и замысловато матерюсь… Один учащийся, не зная, что буквально цитирует грибоедовского Фамусова, огрызнулся – «все ваши книги надо сжечь!». Опасное, однако, направление мысли, ведущее к истории Германии 30-х годов двадцатого столетия… На вопрос, знают ли наизусть хоть какие-нибудь стихи, ни один (!!!) не ответил утвердительно, притом что никого к чтению не принуждала.

Желая быть объективной, не давая упрочиться своим догадкам, делюсь невесёлыми открытиями с другом, поэтом Валерий Салтановой. Вот небольшой отрывок из нашей переписки: «Эта ситуация, увы, и в Ростове. К нам в издательство приходила учительница русского и литературы из престижного кинотехникума. Каждый год она тестирует абитуриентов, чтобы представлять уровень своих будущих студентов. В тесте, который она сама составляет и раздаёт ребятам, простейшие вопросы. «Назовите великих писателей Дона» (ответы – Пушкин, Гоголь, Есенин). Шолохова не знают, про остальных история умалчивает. «Кто герой нашего времени?». Одна девочка мелкими буквами написала «воробей». Другая – опять «Гоголь». Остальные пишут «незнаю». Именно так – слитно. «Что такое сюжет и фабула?». Все – «незнаю». Один: «Сужет – это короткая фабула». И ещё трое написали «сужет». В смысле «суженная фабула», что ли? Вот такой ужас! Они инопланетяне!».

Школьная российская реформа приносит свои плоды. Один урок литературы и истории в неделю и пять физкультуры уверенно делают из детей неандертальцев. То, что литература и история формируют личность – кричащая аксиома, намеренно попираемая чиновниками от образования. Наши дети не умеют связно говорить на родном нормативном языке, великом, могучем и прекрасном, и поэтому в подавляющем большинстве изъясняются матом и междометиями.

Наши дети очень хорошо не знают не только литературу, но и историю, и то, что с нашей историей связано. В мае в Воркуте прошёл фестиваль «Поклонимся великим тем годам», посвящённый Великой Победе. В условиях конкурса было заявлено: «к прослушиванию принимаются песни времён Великой Отечественной или о Великой Отечественной…» То, что довелось прослушать на отборочных турах, повергает в ступор – учащиеся средних и старших классов, техникумов чуть ли не повально «исполняли» дворовые песни, «жалистные до боли, только по электричкам ходить» – вердикт одного из членов жюри. Дети не знают «Смуглянку», «Бери шинель», «На безымянной высоте», «Эх, дороги», «Мы так давно не отдыхали…». Один из конкурсантов вышел с листочком-шпаргалкой и, безбожно перевирая песню, попытался исполнить «Журавли» Расула Гамзатова, то и дело забывая текст. Члены жюри и педагоги, присутствующие в зале, подхватили песню (фактически молитву) и довёли её до конца, понимая, что происходит что-то непоправимое. Память о Великой войне – последний рубеж святости русского человека. А ну, как сдадим?..

Можно ли требовать от подрастающего поколения знания своей истории, уважения к прошлому своего народа? Если нет, то надо быть готовыми к такому сюжету – в последнее время в своей журналисткой деятельности часто слышу от юных: «Мы не хотим жить в этой стране. В этой стране нет будущего». Не достаточно ли для постановки диагноза обществу?

С большой долей тревоги можно говорить о деградации населения страны. Деградирует так же государственный национальный язык, на котором мы общаемся (развивается у нас, пожалуй, только банковская сфера…). Ильфовская Эллочка-Людоедка на фоне юных современниц просто доктор филологических наук… Часто и порой непроизвольно становлюсь свидетелем «диалогов» девчонок пятнадцати-шестнадцати-семнадцати лет: «…а я такая стою…а он такой идёт… чё-чё? а я такая говорю… ва-а-аще-е-е улёт!..» К слову, ни о Илье Ильфе, ни о его персонаже, ни тем более о Евгении Петрове этот контингент учащихся счастливо ничего не знает. Конечно же, митрофанушки были во все времена (это для тех, кто ещё помнит «Недоросль» Фонвизина), но не было, как сейчас, государственной поддержки невежества и безграмотности. Невежества перестали стесняться, вот в чём главная беда.

Так в погоне за колбасой теряют душу. Мыслимо ли было при советской власти то, что сейчас происходит в нашей стране практически ежедневно: убил отца, бабушку… съел человека… порезал ножом учителя… сожгли человека на Вечном огне… зарубила топором сына-младенца… безнаказанное буйство педофилии… И такие новости каждый день, а стало быть, это уже система. И во всех этих ужасах главные действующие лица не какие-то инопланетяне, – наши сограждане, потерявшие душу.

Не замечать этой тенденции могут только или слепые от рождения, или те, кому такой расклад на руку. Социологические опросы бесстрастно констатируют: чем ниже уровень образования (как следствие – интеллекта), тем выше потребность в материальных благах. А это способствует, с одной стороны, росту продаж, с другой – лёгкости управления жующей, безграмотной страной. Оглянитесь вокруг, и вы найдёте этому феномену массу подтверждений.

Да, конечно, в России ещё не перевелись отличники и медалисты. И дай бог, чтобы они со своими медалями не оказались в других государствах в качестве эмигрантов, опыт утечки мозгов в России колоссальный. Но и остающиеся на родине успешные выпускники не могут полностью чувствовать себя комфортно, если прибегнуть к аллегории с лодкой, на другом конце которой находится в тысячи раз большее по количеству – невежественное – народонаселение. К чему это приводит, подробно можно узнать в учебнике по истории, про 1917-й год, в частности. Да кто сейчас увлекается такой ерундой, как история…

Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить. За исключением немногих. Вот выдержка из статьи профессора С.П. Капицы, увы, умершего в этом году: «Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, – воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу».

Каждый волен жить по своему сценарию, каждому решать самому, действительно ли человек – это звучит гордо и в чём эта гордость заключается. Пренебрегая историей, не повернуть бы её вспять: пещера, палка-копалка, попытка особи встать на две конечности.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
28 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
БЛАГОДАРЮА ВиноградовЧёртП-куПолковник Recent comment authors
новые старые популярные
175th_Scientist
Гость
175th_Scientist

Алармизм какой-то! По сути же вечная проблема детей и отцов. Никогда подрастающее поколение не удовлетворяло требованиям старших. И не надо проводить параллели с социально-экономической средой! Это не “рыночные”, а как раз “советские” дети разрушили “до основания социальные гарантии, надёжные системы медицинской помощи и образования”. Те самые, которые в школе читали… Читать далее »

Полковник
Гость
Полковник

Полностью разделяю обоснованное беспокойство автора. Мы, старшее поколение, желаем знать: кому мы вручаем знамя… Но, что бы нас поняли, не стоит “ничтоже сумняшеся” усердствовать с красивостями. Тогда и заслонки газопровода перестанут грохотать, как вагоны на стыках. Будем проще и люди к нам потянутся.

П-ку
Гость
П-ку

Просто писать сложно

Север
Гость
Север

Ольга, спасибо за прекрасную статью!

Алла
Гость
Алла

Спасибо, Ольга!

Аноним
Гость
Аноним

Зрите в коренЬ, 175th_Scientist. Главная мысль статьи – в советское время не было “государственной поддержки невежества и безграмотности. Невежества перестали стесняться, вот в чём главная беда”. И это действительно так.

Воркутянин
Гость
Воркутянин

Браво, Ольга! Посильнее надо бить в набат и может быть народ проснется!

Макар
Гость
Макар

Ольга, вы правы!!!

живущий ранее
Гость
живущий ранее

– согласен с автором статьи– с сожалением читаю комментарии типа “175th_Scientist” – по ограниченности своей они видят только проблему “отцов и детей”. Но социальная эволюция повернулась к нашей стране задом – мы теряем не только в том, что описано в статье. Или эти “умники” не слышали, что сделали с нашей… Читать далее »

Мракобесие и джаз
Гость
Мракобесие и джаз

Итак, переводя с высокопарного на посконный, учителя-подвижники и нестяжатели регулярно собирают Вам, Ольга, аудитории учеников-имбицилов… Не чувствуете противоречия? Может дело не во всеобщем духовном обнищании, а в том, что эти самые учителя – плохи? Да и в благословенном комсомольском прошлом Ахматову (значительную часть), Пастернака, а тем более Довлатова Вы могли… Читать далее »

ЦЕННИТЕЛЬ Ильфа и Петрова
Гость
ЦЕННИТЕЛЬ Ильфа и Петрова

“жизнеутверждающе погромыхивая заслонками газопровода” = “волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом”

Владимир Подлузский
Гость
Владимир Подлузский

Оля, умница! Большое тебе спасибо за статью. Хоть одна газета заговорила по-человечески.

Владимир Подлузский
Гость
Владимир Подлузский

Спасибо, Оля!

Хоть одна газета заговорила по-человечески!

Полковник
Гость
Полковник

Володя! “Ура!” положено троекратное. Напрягись.

Редактор
Гость
Редактор

Превосходный стиль! Не перевелись ещё журналисты в России. Полностью солидарен с автором статьи.

Вован
Гость
Вован

Училка носом тыкает читать это. Ну и чё шуметь. Ваших книг не читаю а у миня два компа, айпад и планшетник есть. Отец тачку обищает. Главна штоб бабло было.

Татьяна
Гость
Татьяна

Ольга, спасибо за открытие основного закона мироздания. Высокий интеллект рождает высокие эмоции, а высокие эмоции заставляют творить дела, за которые не стыдно. К сожалению, невежеством не только не принято стыдиться, более того оно востребовано в структурах власти. Невежественные чиновники бесчувственны. Их не трогает ни красота мира, ни человеческая боль и… Читать далее »

Василий Лукин
Гость
Василий Лукин

Скоро русский будут преподавать один раз в месяц, и в хиджабе…

Полковник
Гость
Полковник

Отдельное (от Татьяны) спасибо за “заслонки”! Меня так тронула их красота, боль и унижение, что я не могу ни есть, ни спать… Могу только пить: за высокий интеллект! эмоции (они тоже высокие?…не важно) За милых дам! И присоединившегося к ним Подлузского! За КЗ! За ХЗ… За Родину! За Сталина!

Полковнику
Гость
Полковнику

На здоровье! “Будете жарить пельмени, переворачивайте!”

Полковник
Гость
Полковник

Постараюсь не громыхать.. ничтоже сумняшися

Полковник
Гость
Полковник

Постараюсь не громыхать.. ничтоже сумняшися

Полковнику
Гость
Полковнику

А сами-то, товарищ (господин?) полковник, с грамотой не дружите – “сумняшЕся” не громыхайте.

Полковник
Гость
Полковник

Грешен… я спец чисто “по заслонкам… жизнеутверждающим”… сумняться – не мой слог… бес попутал. Правда, бес симпотный такой… судя по фотке. Гораздо красивее Капицы, на пару с которым она решила что-то “понять и остановить”. Безумству красивых поем мы песню!

П-ку
Гость
П-ку

Хорош брюзжать… Тебя вон вообще никто не комментирует.

Чёрт
Гость
Чёрт

Не совсем, чтобы в подарок, но сказу Вам я, О. Хмара: Лезть сквозь горлышко иглы?! А, простите, кто же Вы?

А Виноградов
Гость
А Виноградов

Боже мой, как я с Вами согласен!

БЛАГОДАРЮ
Гость
БЛАГОДАРЮ

Оля Вы умничка! Что бы не писали-все очень здорово и в яблочко.Все от души-будь то о подлом хаме Пуро или любимой Воркуте или могучем русском народе,языке.ОГРОМНОЕ СПАСИБО.ЖЕЛАЮ…