Фильмы-галлюцинации

Продолжаем разговор о странных кинофильмах. На очереди – такая вот парочка:   «Всё это и вторая...

18:40. 24 октября, 2010  
  
1

Продолжаем разговор о странных кинофильмах. На очереди – такая вот парочка:

 
 
 
«Всё это и вторая мировая война», 1976 год
 
 
Я так и не смог найти объяснение тому, с какой целью был создан этот чудовищный гибрид, которому крайне трудно подобрать жанровое определение (авангардный мюзикл? историческая пародия?).
 
Если смотреть его без звука (ну или слушать звук без изображения), то всё получается вполне пристойно, а вместе выходит невесть что.
 
На экране – нарезка кадров времён Третьего рейха и Второй мировой войны, подобранная без всякой хронологической и логической последовательности. Нацистские манифестации, танковые сражения, бомбёжки городов неожиданно стыкуются с фрагментами художественных военных фильмов и пропагандистских мультиков.
 
И всё это без единого слова комментария, только музыка «Битлз». Выбор авторов фильма абсолютно непонятен, потому что «Битлз» обычно ассоциируются с миром и красотой. К тому же, наверное, во избежание проблем с авторскими правами, режиссёр использовал не оригинальные версии песен, а каверы. В саундтрэке звучат Элтон Джон, «Статус Кво», Тина Тёрнер, Питер Габриел и прочие именитые люди.
 
Особенно интересен момент, где движения Гитлера, вскидывающего руку в нацистском приветствии и шаги марширующих эсесовцев подогнаны под ритм песенки Get Back, как будто они все исполняют танец («рок-н-рейх» – пошутил сайт allmovie.com).
 
Стоит ли говорить, что это произведение пережило фантастически плохой прокат (даже несмотря на популярность альбома с песнями из него). Очевидцы рассказывают, что на сеансы собиралось человек пять и хорошо, если к концу оставались двое из них. Но у фильма есть и свои ценители.
 
Надо ещё добавить, что в конце 70-х, в самый разгар панк-безобразий, снималось неожиданно много лент на битловскую тематику: в 1977-м вышел сказочно-фантастический мюзикл Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band (с «Аэросмит», «Би Джиз», Элисом Купером и другими), в 78-м – комедия Роберта Земекиса I Want to Hold Your Hand про компанию подростков, всеми правдами и неправдами пробивающихся на концерт «Битлз», и пародия комик-группы «Монти Пайтон All You Need Is Cash. В 79-м – первый биографический фильм Birth of the Beatles.
 
 

 
 
«Голова», 1968 год
 
 
…Церемония открытия нового моста. Важный чиновник пытается произнести в микрофон речь, но что-то не срабатывает, и его слова звучат дикой какофонией. Подскакивает помощник, пробует: «Раз, два, три» – всё работает идеально. Возле микрофона снова чиновник, и снова первые же слова искажаются мощной реверберацией.
 
Так повторяется несколько раз, и чиновник, отчаявшись, направляется к символической ленточке с ножницами, когда его опережают четверо парней, бегущих к этой ленточке, как к финишной. За ними гонится толпа. На середине моста парни прыгают вниз с большой высоты. Экран заливается зелёными и лиловыми абстрактными узорами под странную музыку.
 
Так начинается (и заканчивается так же) один из самых галлюцинаторных фильмов за историю кино. Снят он был группой Monkees и стал полной неожиданностью для всех, кто успел эту группу полюбить.
 
История Monkees началась с того, что ушлый продюсер Боб Рафелсон решил срубить бабла на успехе поп-музыки. Он дал в газету объявление: «Требуются четыре сумасшедших парня для создания рок-группы…».
 
В назначенный день к его дверям выстроилась очередь. Существует популярный миф о том, что эту очередь выстоял и знаменитый впоследствии лохматый убийца Чарлз Мэнсон, но не был принят в проект из-за плохих зубов. На самом деле Чарли никак не мог участвовать в кастинге, поскольку в это время ещё сидел в тюрьме, откуда он вышел со своими плохими зубами только спустя два года.
 
Были выбраны наиболее подходящие кандидатуры – и первая в мире «фабрика звёзд» заработала. Сценаристы сели строчить сюжеты сериала. Композиторы и текстовики – песни, такие, чтобы были достаточно танцевальными и достаточно мятежными. Сессионные музыканты записывали в студиях все партии, так что «обезьянкам» оставалось только правильно наложить вокал. Ещё до выхода сериала с Monkees  на экраны ТВ, предприятия подготовили фанатскую продукцию – значки, футболки, плакаты, кукол…
 
И Monkees взорвали Америку! Тиражи их альбомов по результатам десятилетия были сопоставимы с тиражами лучших дисков Элвиса Пресли.
 
Но «Манкиз» вдруг повели себя так, как никто из «фабрикантов звёзд» впоследствии не вёл: они послали всю эту машинерию куда подальше.
 
Гитарист Майк Несмит откровенно рассказывал журналистам, что «Манкиз» – чисто коммерческий проект, что он ненавидит этот шоу-бизнес и что продюсер не дает им развивать свои музыкальные идеи. Они спародировали собственную историю в телешоу 33 1/3 revolutions per Monkee (переведите, пожалуйста, это сами), а потом занялись авангардным кинопроектом «Голова», в первых кадрах которого музыканты, как я уже рассказал, кончают с собой, спрыгнув с моста. Весь дальнейший фильм – череда бредовых скетчей. В зеркальном шкафчике общественного туалета обнаруживается гигантский подглядывающий человеческий глаз. Ковбою надоело стрелять в индейцев, и он ушёл с поля боя, а прекрасная прерия за его спиной оказалась нарисованной декорацией. Посреди раскалённой пустыни нашёлся автомат, торгующий кока-колой, но, как назло, не работающий. Эпизоды сменяются всё быстрее и быстрее. Темп ускоряется, все гонятся за «Манкиз», они убегают, толпа преследователей всё растёт, пока фильм не приходит к началу.
 
Зрители, привыкшие к тому, что «Манкиз» – это смешные исполнители песен про любовь, были шокированы увиденным.
 
Группа вскоре распалась, и судьба каждого участника сложилась по-разному.
 
А вот Боб Рафелсон, который, кстати, и режиссировал «Голову», не потерялся. Устав возиться с живыми людьми, он раскрутил рисованный проект (привет, Gorillaz!) Archies. Их главный хит наверняка слышали все (ну вот это: “sugar… oh honey-honey”), потом продюсировал фильм «Беспечный ездок», перевернувший представление о голливудской продукции и положивший начало новой эпохе авторского американского кинематографа. Снял одну из лучших картин этой эпохи «Пять лёгких пьес» с Джеком Николсоном.
 
Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
асуждаю
асуждаю
26.10.2010 14:44

многа букав ниасилил