Вклад в копилку вселенского вздора

К 2017 году большинство регионов России обзавелись собственными яркими и узнаваемыми брендами, желая ещё...

Автор:   
14:03. 1 октября, 2012  
  
12
К 2017 году большинство регионов России обзавелись собственными яркими и узнаваемыми брендами, желая ещё больше выделиться на аляповатом лоскутном одеяле Федерации и мечтая оттянуть у соседа толпы туристов. Коми оказалась в группе провошкавшихся территорий, так и не решив окончательно, как и чем позиционировать себя и какой имидж создавать. В результате, как это всегда бывает, когда кто-то куда-то торопится, ответственные за принятие самых важных глупых решений пришли к чрезвычайно странному итогу, на который были только способны. Так символом Коми стал борщевик.
 
В начале 2010-х в республику, край непуганых комаров и оводов, бескрайних болот и нахальных медведей, приезжало не так много туристов, как хотели чиновники и только-только появляющиеся в зарождающемся турбизнесе предприниматели. Именно тогда всерьёз заговорили о бренде Коми, появление которого должно было всё и всех спасти. Но самый главный смысл преобразований был в том, чтобы вывести имя республики не только на российский рынок (где название столицы коверкают так, что кажется, будто это каскадно чихает беззубая вагоновожатая с заложенным носом), но и куда подальше – в Европу и даже с небольшим наскоком на все две Америки. Повышать узнаваемость доверили медленно говорящим экспертам и аналитикам из Петербурга, которые полгода изучали архивные документы, этнографические записки, читали блоги и новостные ленты, ставили галочки в государственных программах и пропускали через ксерокс региональную концепцию развития туризма. В 2012 году на важном правительственном заседании они выдали результат: брендом Коми должны стать морошка и четырёхглазая собака. Морошка – потому что яркая, необычная, красивая, а собака – потому что она когда-то являлась тотемным символом местного населения, постепенно растворяющегося и теряющего вкусовые признаки в общем национальном супе.
 
Но этому не суждено было сбыться. Результаты весьма дорогого исследования о культурном коде территории оказались сомнительными: морошка уже прочно ассоциировалась с настойкой, которую производил местный ликеро-водочный завод, а реанимация четырёхглазой собаки никак не способна была воскресить память народа, забывшего о своём уникальном животном ещё в XV веке. Конечно, существовал и параллельный бренд «Коми – грибное место», но после легализации лёгких наркотиков в 2014 году он становится нишевым брендом-явкой для определённой категории творчески раскрепощённых личностей и уже никак не мог претендовать на всереспубликанский масштаб.
 
Превращению борщевика из сорняка в символ региона произошло очень быстро, буквально за год. В 2016 году благодаря тому, что три предыдущих лета выдались аномально тёплыми, первые заросли борщевика были обнаружены уже вблизи Воркуты. Коми утопала в этом величественном растении, и ничто не могло его уничтожить – ни косы нанятых безработных, ни мизерные ассигнования бедных муниципалитетов на выкорчевку ботвы, ни советы учёных, к которым мало кто прислушивался, ни секретные разработки местных изобретателей. Ситуация была признана чрезвычайной – руководство республики даже было готово тайно выжечь основные очаги распространения борщевика напалмом, если бы у них не созрела идея использовать растение во благо. Так борщевик стал визитной карточкой региона.
 
В 2017 году были свёрнуты все муниципальные программы по борьбе с этим растением. Более того, Институту биологии было заказано масштабное исследование, целью которого было «облагородить» сорняк, найдя в нём множество полезных свойств. Одновременно в СМИ развернулась пиар-кампания в поддержку борщевика. Более того, было решено возродить отраслевой бренд «Выбирай наше», который перестали использовать в 2013 году после того, как стало известно, что под этим лозунгом местные товаропроизводители продавали продукцию, напичканную гормонами, пестицидами и ГМО.
 
В течение года государственные газеты, порталы и интернет-телевидение почти ежедневно пели оды борщевику. Дело дошло даже до того, что в стоп-лист попал бывший глава Коми Владимир Торлопов, который первым поднял проблему распространения этого кормового растения на столь высокий государственный уровень ещё в 2004 году. Всё это время он оставался верен своей нелюбви к сорняку, о чём не преминул напомнить в нескольких интервью. В результате государственной важности пенсионера заперли на даче в Верхней Максаковки и ограничили к нему доступ.
 
В начале 2018 года в правительство Коми из Института биологии поступают результаты исследования о потенциале борщевика. Доклад сразу же засекречивают, так как итоги неутешительные: учёные пришли к выводу, что ничего полезного в борщевике нет и быть не может. А пропаганда в СМИ, между тем, только усиливается, появляются первые сообщения о том, что в отдалённых сёлах местные жители стали избивать огородников, которые выкорчевывают сорняк со своих грядок.
 
Видя, к чему всё движется, группа учёных созывает пресс-конференцию, где всё-таки озвучивает результаты своего исследования. В прямом эфире их выступление транслирует независимое общественное телевидение «СОТКА 2», многие оппозиционеры после этого начинают интернет-истерию, общий смысл которой сводится к якобы раскрытому в республике государственному заговору. Буквально на следующий день после пресс-конференции учёных при Общественной палате Коми создаётся комиссия по выявлению антинаучных достижений, которая на первом же заседании объявляет прославившуюся группу биологов лжеучёными. Начинается обычная травля непримиримых научных сотрудников, оппозиционеров и скептически настроенных обывателей. Государственный Совет принимает закон «О борщевике», внеся его в список регионального наследия, отрегулировав вопросы разведения и уничтожения (в очень крайних случаях) этого растения. Непримиримые формируют целый фронт, их лозунгом становится фраза «Выдирай «наше», своим лидером они назначают находящегося под домашним арестом Владимира Торлопова. Но из-за нехватки средств ничего более существенного, чем единоразовые прополки зарослей борщевика, противопоставить государственной машине непримиримые не могут.
 
В 2019 году совет столицы Коми с подачи тайно финансируемой из бюджета общественной организации «Одинокие женщины Сыктывкара» вносит изменения в герб муниципалитета: вокруг медведя появляются заросли борщевика, а животное выглядит так, как будто ему радостно, что он прогуливается среди них. Тогда же на территории Финно-угорского этнопарка, восстановленного после грандиозного акта вандализма во время «Ыбицы 2016», появляется завод по производству изделий из борщевика. Начинается экспорт товаров за рубеж.
 
В 2020 году Коми у большинства россиян ассоциируется как борщевичное место. Разработано несколько туристических маршрутов (и общепознавательного, и аграрного толка), в Усть-Куломском районе строится первый в мире отель из этого растения. В то же время замалчиваются все случаи ожогов, полученных от сорняка. Некоторым людям, ставшим из-за этого инвалидами, выплачивается большая компенсация, но их насильно переселяют в охраняемую деревню в Вуктыльском районе.
 
В конце 2020 года в 15 километрах от столицы Коми закладывается город-спутник Сыктывкара, подобрать название для которого было предложено населению. По результатам интернет-голосования город стал называться Борщевинск.
 
Источник komionline.ru
Поделиться в соцсетях

guest
12 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
серж
серж
01.10.2012 14:32

Бед сивой кобылы в безлунную ночь на городском кладбище.

Но на фоне той бредятины, которая идёт в СМИ, практически ничем не выделяется.

diez
diez
01.10.2012 14:51

С головушкой точняк проблемы у аффтара.И у большинства аффтаров Краски.Суранов пишет фэнтези про котов а этот сказку про борщевик.

да ладно
да ладно
01.10.2012 14:52

хорошая статья, в Краске ей самое место

г...
г...
01.10.2012 15:56

ПОЛНЕЙШИЙ ДЕБИЛИЗМ…

Аноним
Аноним
01.10.2012 16:45

ПОЛНЕЙШИЙ ДЕБИЛИЗМ…

это то что происходит сегодня в коми.и зря говорят про сказку.это тот случай когда сказка очень скоро уже может стать былью.

Ну зачем Вы так!
Ну зачем Вы так!
01.10.2012 17:29

Суранов пишет фэнтези про котов а этот сказку про борщевик.

———————————

Ну зачем Вы так!У Суранова то был просто словестный понос,у Соколова же тоже понос но местный и твердого качества.

Мигом
Мигом
01.10.2012 17:41

Мда, господа, это же был обычный журналистский стеб. Смеяться надо, а вы какаете.

ABS
ABS
01.10.2012 22:55

Ничего смешного и никакой фонтастики, вполне реальная перспектива и совершенно недалёкого бууещего. Выльгорт, Пажга уже почти сплошь “освоены” борщевиком. И как от него избавится не знает никто. Семена храняется в почве до 8 лет и при этом не теряют своей всхожести. До смеха ли будет нам через некоторое время???

катерина
катерина
02.10.2012 12:59

Повеселило)))) “Роковые борщевики” прям)

Владимир Уляшев
Владимир Уляшев
02.10.2012 14:08
Местный
Местный
02.10.2012 16:17

Автор не в теме. Борщевиком Сосновского в Коми начали заниматься более 40 лет назад как кормовой культурой. Вначале в Корткеросском и Сысольском районах. Он давал до тысячи центнеров зеленой массы. Внес свой вклад во внедрение этой культуры в производство и институт биологии Коми филиала АН СССР. Был только один противник… Читать далее »

дуст
дуст
02.10.2012 17:20

2021 год: ученый – одиночка, в тиши своей лаборатории вывел особый род генно – модифицированного жука, который ест лишь борщевик – листья и стебель, а его личинки, кушают борщевик с корней, быстро размножается, врагов не имеет.

2025 год – год памяти борщевика, без скорби…