Авиаторам наперекор, да с музыкой! Путешествие Нарьян-Мар – Сыктывкар (ФОТО)

Катер с мощным японским мотором, похожий на маленький чемоданчик, рассекает зеркально-спокойные воды Печоры. На...

Автор:   
15:15. 9 июля, 2012  
  
4
Катер с мощным японским мотором, похожий на маленький чемоданчик, рассекает зеркально-спокойные воды Печоры. На горизонте – Усть-Цильма. До сыктывкарского поезда остаётся пять с половиной часов. Слава Богу, успел… 
 
 
Счёт денег 
 
А началось всё с просмотра цен на авиабилеты. Долететь до Сыктывкара из Нарьян-Мара стоит примерно десять тысяч рублей, а соберись я в Москву или Петербург, пришлось бы отдать около четырнадцати. 
 
Зарплата у большинства жителей заполярного Нарьян-Мара, наперекор мифам о заоблачном материальном благополучии, не так уж и велика, если только ты не нефтяной начальник. Билеты ценою в десять или более тысяч рублей бьют по карману, да ещё как! Приходится нам, простым смертным, выкручиваться. Ибо взывать к совести владельцев частных авиакомпаний, к сожалению, бесполезно. 
 
Знакомый сказал, что до Сыктывкара можно доехать через Усть-Цильму и Ираель. Значит, лукавят те, кто утверждает, что из Нарьян-Мара на Большую землю если и выбираются, то лишь самолётом? И я решил ничтоже сумняшеся опробовать этот путь. Благо, путешествовал один – детьми и чемоданами, а также престарелыми родственниками отягощён не был. 
 
Найти транспорт оказалось делом техники. В свежем номере нашей газеты я увидел объявление: «Катер «Патриот». Нарьян-Мар – Усть-Цильма». Позвонил по указанному телефону и забронировал местечко на 22-е число. Время отправления – пять утра. Цена вопроса – 4200 рублей. Дороговато, конечно, но зато от Усть-Цильмы до Ираеля и дальше до Сыктывкара дорога обошлась всего в 1500 рублей: 900 кровных – плацкарт и ещё 600 – «ГАЗель» до железнодорожной станции. Итого – 5700 рублей в одну сторону. 
 
Природные шутки 
 
К вечеру 21 июня становилось всё ненастнее. Дождь молотил барабанной дробью по крышам и подоконникам домов Нарьян-Мара. Я складывал дорожную сумку, изредка посматривал в окно и молил небо о хорошей погоде. Казалось, успеть к поезду не суждено. В компании ветра и дождя быстро не поплаваешь, тем более против течения. 
 
К счастью, мои опасения оказались напрасны. К утру плотный слой туч рассеялся. Теплые лучи солнца заиграли бликами в лужах. Ветра не было и в помине. Видимо, мать-природа изволила накануне поиграть на моих молодых нервах. 
 
С облегчением вздохнув, я взял сумку и направился в сторону порта. У дебаркадера, упершись носом в берег, стоял тот самый плавучий «чемоданчик» с гордым именем «Патриот». Воды Печоры казались ласковыми и безмятежными. 
 
По узкому шатающемуся трапу я поднялся на борт, что, к слову сказать, далось нелегко. Так что, дорогие дамы, если соберётесь плыть до Усть-Цильмы, ни в коем разе не надевайте обувь на высоких шпильках. Иначе – конец неотразимому образу. 
 
Внутри катер напоминал городскую маршрутку. Пассажиры – восемь человек, плюс сотни две-три прожорливых комаров. То и дело раздавались хлопки, то была битва людей с кровососущими насекомыми. 
 
Наконец все в сборе. Двери закрыли. Я приготовил плату за проезд. 
– Почему цены такие высокие? – спрашиваю у капитана плавсредства Анатолия. 
– Топливо недешёвое. У вас в Нарьян-Маре литр бензина стоит целых 28 рублей. В Коми немного дешевле – 26, но всё равно дорого. Да и народу ездит не так много. Работа сезонная. Плаваем лишь в летний и осенний периоды. Так что буржуями нас не назовёшь. 
– А как складываются ваши рабочие будни? 
– Днём выходим из Усть-Цильмы, к вечеру – в Нарьян-Маре. Поужинаем и ложимся спать. С утра – в обратный путь. 
– А где останавливаетесь в Нарьян-Маре? 
– Нигде. Спим прямо в катере. 
– Во сколько мы будем в Усть-Цильме? 
– Дорога занимает около семи часов. Но это при условии, что погода не испортится. 
– А может испортиться? 
– Может быть всякое. 
 
«Чемоданчик» с ревом, плюясь по сторонам коричневатыми брызгами, помчал нас прочь от Нарьян-Мара. Мой собеседник оптимизмом явно не отличался. Его настроение передавалось и мне. И зачем я ввязался в эту дорожную авантюру? Перед глазами мысленно предстала обыкновенная ромашка. Гадая, успеем – не успеем, я отрывал от неё по лепесточку. Магнитола воспроизводила бодрую песню про цунами… 
 
Однако река оставалась спокойной. По дороге делали остановки в сёлах, расположенных к югу по Печоре. Кто-то выходил, кто-то появлялся – круговорот людей на катере. 
 
Дорога заняла около семи часов, как и говорил Анатолий. Издалека Усть-Цильма напоминает небольшой город. И если количество устьцилёмов будет расти, городской статус селу обеспечен. 
 
 
Диско-трип Усть-Цильма – Ираель 
 
Катер причалил к берегу. Я вышел. Тут же подъехала маршрутка. Сервис, однако. Анатолий сказал, что бронировать место в машине лучше заранее. Иначе в «ГАЗель» можно просто не сесть. 
 
Мне повезло. Через пять минут мы ехали по узеньким улочкам Усть-Цильмы в направлении Ираеля. Водителя звали Вячеслав. Он был подтянут, одет в белую майку с модными узорами и спортивные штаны. На лице – тёмные очки. В общем, деревенский ловелас. Динамики «ГАЗели» разрывались от дискотечных ритмов. Кто-то пел приторным, как жирный маргариновый крем, голосом: «Не целуйте девчонок в губы, не целуйте». И так всю дорогу. 
 
В 14.30 подъехали к переправе. Паром напоминал огромную разделочную доску. Пока суд да дело, я вышел наружу, дабы немного перевести дух от дорожной тряски и не в меру буйных песен. 
 
– Садись, поехали, – прервал Вячеслав мой маленький отдых, и я вернулся в машину. 
 
«ГАЗель» развернулась и задним ходом въехала по узкому шатающемуся мостику на паром. Стоит отдать должное мастерству нашего водителя. Манёвр, прямо сказать, не из легких. 
 
Переправа заняла минут 15-20, а ещё примерно через полтора часа состоялась сорокаминутная остановка у придорожной столовой.
 
– Кто хочет, может пойти покушать, – сказал Вячеслав и присоединился к другим водителям, которые курили неподалёку. 
 
Интерьер столовой: прилавок. На подносах – свежая выпечка, рядом – стаканы с компотом из сухофруктов. Люди заказывали суп и котлеты с пюре. Я справился у продавщицы, можно ли купить воды. К глубочайшему удивлению, ответ был отрицательным. Оказалось, они вообще не продают ни воды, ни соков, ни шоколада. Упущение, надо сказать. 
 
Пришлось возвращаться к маршрутке с пустыми руками. Неподалёку мычали коровы. Бычки лениво ухаживали за жующими бурёнками. Я сел на своё место и уснул, убаюканный «говяжье-молочной» музыкой, другой на сей раз, благо, не было. 
 
Когда проснулся, мы были уже в Ираеле. Часы показывали ровно двадцать минут пятого. До поезда оставалось около часа. 
 
 
Пирожок на салфетке 
 
Назвать здание железнодорожной станции тесным не повернется язык. Три этажа, просторные помещения. Казалось, почему бы не сделать приличное кафе, магазин, уютный зал ожидания? Может быть, народу мало, невыгодно? 
 
Но у билетной кассы выстроилась большая очередь. Стало ясно, что решать вопросы с билетами лучше ещё в Нарьян-Маре. На стенде висели расценки маршрутов. Плацкарт до Санкт-Петербурга стоит всего-навсего 2000 рублей, до Москвы примерно столько же. Единственное, что удручает, – ехать полтора суток. Но ради экономии шести-восьми тысяч рублей можно и потерпеть. 
 
Недалеко от станции располагается единственное кафе «Транзит». Длинные столы, стулья, в углу – маленький телевизор с картинками столичной жизни. За прилавком с жареными пирожками стоит продавщица. На её груди болтается невиданное мною доселе на женщинах украшение – обыкновенный штопор. 
 
– А пирожки с картошкой у вас есть? 
– По двадцать рублей. 
– Можно один? 
Продавщица подала жирный пирожок на тоненькой салфетке. 
– А кроме салфеток, есть какая-нибудь посуда? 
– Одноразовая тарелка – ещё шесть рублей. 
– Давайте. 
 
Я присел у окна. За столиком напротив сидели трое мужчин с грубо вылепленными лицами. Руки – в татуировках, впрочем, этим никого теперь не удивишь. Но сразу вспомнилось, что Север – кандальный край. Компания пила пиво и вкушала куриные крылышки, лежащие на салфетках, – на одноразовую посуду не тратились. Стол был усеян костями и блёстками жира. Я откусил от своего пирожка и тут же его положил – мучиться остаток дороги животом не хотелось. Сделал пару глотков горького пакетированного чая и пошёл в сторону прибывающего поезда. 
 
Вскоре я лежал на верхней полке плацкарта и считал в уме деньги. Экономия – практически в два раза. Неплохо. Только вот, если бы ещё станция была более комфортной, если бы в Усть-Цильму ходил более вместительный муниципальный транспорт и, соответственно, более дешёвый, выбранному мною маршруту не было бы цены, в самом лучшем смысле этого слова. Как много “если”… 
 
Но всё-таки ещё один путь из округа на Большую землю, кроме воздушного, есть. Не так страшен и плох, как мне казалось из Нарьян-Мара. И, как выяснилось, знают о нём и пользуются им многие. Действительно, есть о чём подумать руководителям НАО и Республики Коми. Ведь, помимо удобства пассажиров, можно получить ещё и прибавку в бюджеты, если не пускать все на самотёк и не отдавать в руки частников. Которым, конечно, тоже надо заработать. 
 
Автор – журналист газеты «Няръяна вындер».
 
 
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
4 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
ВованНАО менCтасЛитовский атлет Recent comment authors
новые старые популярные
Литовский атлет
Гость
Литовский атлет

Чё за х..йня , ты чё из брянска что ли?

Cтас
Гость
Cтас

Плавали, знаем. Коми и НАО – братья навек!

НАО мен
Гость
НАО мен

Какой я вам брат

Вован
Гость
Вован

Нормально парень написал. Подсчитал все, молодец. И, главное, вывод правильный сделал. Если бы руководство округа и республики побеспокоилось о людях… И частный бизнес бы подсуетился, этот маршрут был бы более привлекательным. А там, глядишь и авиаторы бы призадумались.