Что останется детям-сиротам от того, что было создано в годы работы А.А. Католикова?

Игра или серьёзный труд?Играть любят все: и взрослые, и дети. А можно ли связать...

18:00. 8 июля, 2012  
  
6

Игра или серьёзный труд?

Играть любят все: и взрослые, и дети. А можно ли связать игру с трудовым воспитанием? Труд детей, чтобы быть способным увлечь их, организовать и дисциплинировать, должен быть серьезным, а не игрушечным — эта точка зрения находит своих сторонников среди руководителей агрошкол, директоров детских учреждений для детей-сирот, желающих наладить в своём учреждении чётко выстроенную систему включения ребёнка в посильный для его возраста труд, чтобы привить ему общественно значимые личностные качества — трудолюбие, ответственность, целеустремлённость.

 

Однако, оказывается, это понимают не все педагоги. Так в недавно опубликованном открытом письме педагогов детского дома-школы им. А. А. Католикова (статья «Мы живы», «Красное знамя» от 5 июля 2012 г.) педагоги (11 подписей) пишут: «Надо признаться, игра в трудовое воспитание стала для нас проблемой. Трудовое воспитание переросло в безответственную трудовую деятельность, не имеющую плодотворных результатов. Работа в больших объёмах не вызывает желания трудиться, она становится тяжёлым камнем, тянущим творческий и духовный потенциал детей вниз».

Давайте попробуем разобраться, так ли это. Неутихающие дискуссии вокруг «наследия Католикова», заложенного им в авторской воспитательной системе приобщения к труду детей-сирот, споры вокруг хозяйства «Межадорское» побудили дать ответ на открытое письмо 11 педагогов детского дома-школы им. А. А. Католикова.

После ухода из жизни А. А. Католикова прошло 16 лет. В те годы редактор одного из республиканских журналов О. Клековкина писала: «Последние годы его жизни сверх всякой меры осложнились событиями, происходящими в стране. Он понимал, что благодаря перестройке стало возможным создание Детского фонда. Но одновременно он видел: рушится слишком многое, недопустимо многое. До сердечной боли переживал засилье дешевых американских фильмов и то, что часть граждан, насмотревшись их, сталa «смекать»: это и есть «настоящая жизнь», можно жить «красиво», не трудясь. В своих детях он воспитывал понимание: потребности удовлетворяются трудом. А как тяжела была для него девальвация таких понятий, как студенческие строительные отряды, трудовые лагеря старшеклассников! Как больно было ему видеть сменяющих один другого говорливых политиков! С каким тяжёлым чувством он, народный депутат СССР, возвращался из Москвы со съездов, транслировавшихся на весь мир!».

И всё же по прошествии 16 лет попробуем ответить на вопрос: какую оценку дал бы сам Александр Александрович Католиков труду детей и взрослых на базе созданного им учебно-опытного хозяйства «Межадорское»? Думаем, что положительное.

Претворены были в жизнь его идеи и мечты. Сдано в эксплуатацию мелиоративное поле, начатое ещё разрабатываться при А.А. Католикове, всего 32 га, из них с площади 3 га поднято на поверхность торфа 7 тыс. тонн – тем самым были сэкономлены деньги, чтобы не покупать органику, были достроены животноводческие фермы, увеличено поголовье скота, построены новые корпуса для проживания детей. При этом при наличии 64 га пашни для детского труда задействованы не более 5 га: это сбор картофеля, прополка моркови, свёклы и других культур, остальная агротехническая работа механизирована (есть опрыскиватели, сеялки, уборочная техника, трактора и т.д.).

Что же мы читаем в «открытом письме педагогов» о хозяйстве «Межадорское»? «…разваленные, необустроенные корпуса, старая техника, мебель 80-90-х годов… и, конечно же, примитивные орудия труда – тяпки и лопаты. Вот такое наследство досталось нынешнему руководству – Любови Степановне Витенковой». Ощущение такое, что 11 педагогов, подписавшие это письмо, или не бывали в учебно-опытном хозяйстве или забыли, что на технике работают взрослые люди (раньше работали выпускники), а «тяпки и лопаты» всегда применяются в детском посильном труде.

Конечно, не всё так радужно стало в последнее время, как того хотелось бы: 5 лет назад перестали выделять субсидии на мясо, молоко, комбикорма, приобретение элитного сортового картофеля, мелиорацию земель, приобретение техники. Работники интерната неоднократно выходили с письмами и выступлениями в Госсовет РК по этим проблемам, но законы оказались выше. По новой концепции развития УОХ «Межадорское», разработанной Министерством образования РК, планируется «изъятие из оперативного управления учреждения зданий и сооружений животноводческого комплекса и передача данных объектов в государственную казну Республики Коми, установка нового ограждения, отделяющего территорию хозяйства от территории животноводческого комплекса, передача части земель, недвижимого имущества (хозяйственных построек: складов, гаражей) в аренду» и т. д.

Что останется детям-сиротам от того, что было создано в годы работы А. А. Католикова? «Основной упор, – пишут 11 педагогов в «открытом письме», – будет сделан на информирование детей через проведение опытных и исследовательских работ… А для этого достаточно иметь небольшие участки из-под картофеля, капусты, свёклы, моркови и других культур. Зато можно будет проводить исследования с шестью сортами картофеля, четырьмя сортами моркови с внесением различной дозы минеральных веществ. Можно грамотно осуществить экономические подсчёты». А что, хотелось бы спросить у этих педагогов, раньше не проводились такие исследования? Это какое-то ноу-хау?

Более 5 лет в хозяйстве проходили практику студенты лесного института с/х факультета, студенты агропромышленного колледжа (ветеринары, мастера машинного доения, механизаторы и т. п.), студенты биологического факультета пединститута, здесь проходили все экологические мероприятия, исследования республиканского и российского значения. В лагере есть коллекционные участки, создан уникальный кедровый сад (единственный в России), создан лесопарк ландшафтными рубками, аптекарский огород и т.д. Но если научно-исследовательская работа была всегда, а это по концепции детям и оставляют, то получается, что кто-то очень заинтересован, чтобы отсечь у хозяйства материальные «излишки», выдавая это за панацею от всех бед?

Другого хотел Александр Католиков. На территории, где сейчас находится хозяйство, интернату выделили два барачных домика и лесной массив, и за 23 года там возник целый посёлок для жизни и деятельности детей. Он всё время повторял: «Будем жить лучше! У нас ещё будет конно-спортивная секция, и вы, дети, будете пасти белых коней, будет молочная лаборатория для переработки молока, будет племенной скот, от которого мы разбогатеем». Он никогда не говорил, что надо разрушить, всегда только созидал вместе со своим коллективом и детьми. Он создал уникальное хозяйство, уникальный по размерам и сложности механизм, каждый винтик и каждое колёсико которого работали дружно, слаженно, не позволяя механизму ни на минуту остановиться и замереть, дать сбой.

Католиков прекрасно понимал, что государство и интернат вполне могли бы обойтись без тех тонн редиса, картофеля, капусты, которые собрали ребята на своих полях: ведь продукты и овощи выделяют для детей-сирот. «Но почему дети, – говорил он, – должны быть только потребителями благ, которыми их осыпают взрослые? Блага эти – не манна небесная. Они трудом создаются. Знают ли это дети? На словах – да, сколько угодно приведут высказываний, пословиц и поговорок о значении труда. А вот на деле эти знания не всегда становятся убеждениями, потому что от самого труда мы их оберегаем. А в итоге – от жизни оберегаем. Наработаются, мол, ещё. Да какие же из них получатся работники, если привычка к труду не воспитана! Личность активную, деятельную в безделье не воспитаешь».

Заметьте, что, прежде всего, А. Католиков говорит о созидательном труде. Этим летом впервые дети не выехали в своё хозяйство всем детским домом, и, как пишут 11 педагогов в своём «открытом письме»: «мы созрели и выпустили детей в «свободное плавание», понимая, что привычка трудиться только в рамках УОХ «Межадорское» тормозила реальный процесс социализации воспитанников… Дети «осваивают» профессии подсобного работника, грузчика, помощника продавца, мерчендайзера». Заметьте, ни одной профессии созидательного характера! Эти профессии так и подсказывают детям: вот твоё место в рамках новой рыночной экономики! До этого дети, конечно, тоже продавали овощи на рынке, но продавали продукт, созданный своим трудом. А это большая разница!

Подведём итоги – что же получается, вместо созидательного труда, детям предлагают «поиграть» в труд, оставляя им «пару грядок» и «информирование детей через проведение опытных и исследовательских работ», вместо «устойчивой потребности трудиться» (А. Католиков) подсовывают другую цель – «формирование социально адаптированной личности» (из «открытого письма»), надо думать, в рыночном социуме на подсобных работах и в сфере обслуживания. Известный педагог В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трёх начал — «надо, трудно и прекрасно» — и вложил в это определение глубочайший смысл: без любви к труду человек не сможет состояться как личность.

Сегодня Детский дом-щкола №1 им. А. А. Католикова переживает не лучшие дни. В настоящее время принято решение о размещении Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский лом №3» г. Сыктывкара в здании спального корпуса №2, который Александр Католиков построил в 1988 году для более комфортного проживания воспитанников. Католиковцы же останутся в спальном корпусе 1961 года постройки, то есть на одной территории будут жить два детских дома практически без прогулочных площадок. Как же уживутся два «комбината детских печалей», два директора, два коллектива? Это только начальные вопросы.

Сложнее вопросы возникают после недавнего суицида 9-классника детского дома им. А.А. Католикова после сдачи им государственных экзаменов. Сейчас ведётся следствие. В учебном пособии Байбородовой Л.В., Серебренникова Л.Н., Кириченко Е.Б. «Трудовое воспитание детей-сирот», изданном Детским фондом «Виктория» в 2010 г., сказано, что «главным фактором, влияющим на социальное становление и психическое развитие детей-сирот, является депривация. Депривация — психическое состояние, возникающее в результате лишения, утраты или ограничения возможностей человека удовлетворять жизненно важные потребности. Лишение ребёнка необходимых источников, влияющих на его развитие, имеет пагубные и необратимые последствия». Следователям, думаем, надо бы обратить внимание на это и поставить правильные вопросы перед администрацией детского дома и Министерством образования РК, ведь у мальчика была сформирована «устойчивая потребность трудиться» и парень… так любил животных.

 

Бывший учитель физики и информатики Детского дома-школы №1 им. А. А. Католикова Александр Вербин,

по материалам, предоставленным старейшими работниками детского дома.

 

Поделиться в соцсетях

guest
6 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
От педагогов
От педагогов
08.07.2012 21:00

А Вы, знаете, Александр, что с ТЕХ времён количество воспитанников уменьшилось! А здоровых воспитанников сейчас совсем не поступает! По медицинским показаниям БОЛЬШИНСТВУ выходить на сельхозработы НЕЛЬЗЯ! Так кто же может возделыавать и ухаживать за ОГРОМНЫМИ полями?! Поэтому можно включать в трудовое воспитание только небольшие опытные площадки. Надо вариться самому во… Читать далее »

Педагогам
Педагогам
09.07.2012 10:11

Так вы, педагоги, и не освещали эту проблему, а просто расточаете то, чего приобрести будете не в силах? Сомневаюсь, что если вам дать здоровых детей, то все расцветет…Молодец Александр, не здавайся!

Александр Вербин
Александр Вербин
09.07.2012 12:49

“Педагогам”: вы бы хоть представились. Думаю, что среди 11 педагогов вряд ли все были педагоги. Количество детей на сегодняшний день мне известно. Но дети и раньше не работали на всех “ОГРОМНЫХ” полях. Я работал при Католикове, когда было 300 чел. детей (сейчас 130), но уже тогда часть полей стояла “под… Читать далее »

Крестьянка
Крестьянка
09.07.2012 21:41

Очень жаль, что развалится АГРОшкола, известная на всю Россию. А городским педагогам не хочется спину гнуть на грядках, вот и разводят демагогию- теорию под свое нехотение расписали. Но народ-то все знает, видит и понимает. Не сдавайтесь, Вербин.

УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
10.07.2012 14:20

Александр, что Вам лично мешает заняться крестьянско – фермерским хозяйством? Если Вам лично и вашему окружению нравится этим делом заниматься, так и вперед (только в вашем образовательном учреждении).

Александр Вербин
Александр Вербин
10.07.2012 22:00

“Учителю”: Когда я работал в интернате при Католикове, то я не считал детей государственными, это были МОИ дети. Я учил их и работал вместе с ними летом в лагере и учился сам. Однажды моя мама спросила меня, где я так научился плотницкому делу. Я ответил: там, где у меня второй… Читать далее »