Недавно мне коллега прислала ссылку на сайт, где можно посмотреть, за что был награждён ваш дед. Я искал информацию по обоим дедам – по воронежскому крестьянину Василию Герасимовичу Колтавскому, погибшему в 1943 году под Луганском, и на коми деда Семена Михайловича Сажина, прошедшего войну от 41-го до 45 года в Невельской дивизии. Дед почти не говорил про войну, рассказывал только, как получил случайно орден Красной Звезды. Он отстал от своего полка и, догоняя своих, по пути заночевал в лесу под деревом, а утром обнаружил там же, под деревом, спящего немецкого солдата, отобрал у него оружие и доставил в полк.
Так вот, в информации о моём погибшем под Луганском деде нет упоминаний о наградах, а вот у моего коми деда я обнаружил наградной лист от 20 февраля 1945 года. Оказывается, входил мой дед Семён в отдельный стрелковый взвод при ОКР “СМЕРШ” 28-ой Невельской дивизии. В кратком описании “боевого подвига” записано, что 5 января 1945 года он, с “заградгруппой… принял энергичные меры к пресечению попыток бегства с поля боя” красноармейцев после контратаки немцев.
А дальше – приписка: “Тов. Сажин неоднократно успешно выполнял целый ряд специальных заданий, связанных с выявлением и разоблачением вражеского элемента”.
По наградному листу его представили к ордену “Красной Звезды”, но получил он за работу в заградительном отряде медаль “За отвагу”.
При этом в наградном листе написано, что с 1941 года дед мой ни одной наградой не награждался.
Больше всего меня из этой информации удивило, что “заградотряды” существовали до 1945 года включительно, то есть потребность в том, чтобы не допустить бегства солдат даже в конце войны, была очень высокая. Также удивило, что Невельская дивизия, состоящая в основном из жителей Коми, имела в штате такой отряд. Интересно, как после боя смотрели друг на друга те, кто бил фашистов, и те, кто сидел за их спинами и целился в своих, чтобы не сбежали с поля боя?
Ну и, конечно, возникли мысли по поводу моего деда, который был всегда очень тихим и застенчивым, нас очень любил, делал на заказ до конца своей жизни мебель и пестеря, держал свинью. Он, наверное, выполнял там на фронте важную функцию, мне сегодняшнему это понять сложно.
Я тоже, когда служил в дивизионе разведы и РЭБ на БПК “Маршал Ворошилов”, выполнял важную функцию и слушал переговоры бомбардировщиков B-52, несущих ядерное оружие на борту, и мы передавали всю информацию в КГБ СССР, а в нашу рубку не мог зайти даже старпом без сопровождения особиста, и мы этим гордились.
Я, наверное, мало что осознавал и очень удивлялся разговорам одного матроса, который до службы ходил в какую-то протестантскую церковь. Он говорил мне очень много удивительных вещей, которые толкали меня к обдумыванию, но так и не сдвинули. Осознание происходящего пришло позже, уже когда я учился в вузе, что здесь что-то не так, и когда узнал, что произошло с моей русской семьёй, когда в 1929 году их пихнули в поезд и увезли на Печору.
Вот так и страна. Мы делаем и думаем о том, что нам удобнее. Ищем простых решений, а их нет. Мы как будто всё ещё в детстве, в безответственном детстве, а ответственность уже лежит на нас.
За наши грехи будут нести расплату наши внуки, а мы уже ничего изменить не сможем…
Опубликовано в ЖЖ.
Вот она – ИСТОРИЯ. В документах, а не в парадах