«Остаться самим собой. Николай Бурдаев». Взгляд куратора выставки (ФОТО)

В эти дни в Национальной галерее Республики Коми работает выставка, на которой представлено творчество...

16:10. 21 июня, 2012  
  
2

В эти дни в Национальной галерее Республики Коми работает выставка, на которой представлено творчество художника Николая Бурдаева.

 

Выставка – уже памяти художника, безвременно ушедшего из жизни, – ушедшего в возрасте, когда опыт даёт возможность свершить задуманное, а силы – душевные, физические, умственные, казалось бы, ещё должны эту возможность предоставить. Планам подготовить свой вернисаж к 65-летнему юбилею не суждено было сбыться, но его желание и стремление, уже больного человека, преобразовалось в идею, дружно поддержанную ближайшим окружением художника, его друзьями и коллегами, – организовать и провести выставку, – ту, которую он хотел ещё сделать в своей жизни.

Работы Николая Павловича Бурдаева (памятуя, что в творчестве нет отчества, ум всё равно цепляется за него, выражая в отношении к этому человеку безмерную грань уважения) не так часто показывались на выставках художников Республики Коми. Не состоя в республиканском отделении Союза художников, не имея профессионального собственно художественного образования, он, тем не менее, представлял на отборочные выставкомы свои работы и находил там поддержку. Его персональные вернисажи, состоявшиеся иногда вопреки или по стечению обстоятельств, всегда находили отклик в прессе – что-то неуловимое, тёплое, душевное, милое сердцу, отражённое в его пейзажной живописи, невольно притягивало взор журналистов. 
 
 
Именно с их лёгкой руки  он был награждён эпитетом «певца затонских лугов» (сама фраза была сказана живописцем Анатолием Копотиным). Неброская красота северной природы как нельзя лучше соответствовала тому состоянию внутренней гармонии, которую передавал автор на холсте (или бумаге) и которая в первую очередь говорила о нём самом, о его чувствовании окружающего мира и его миропонимании. Одна из его работ была отобрана на последнюю «зону» – Х межрегиональную выставку «Российский Север», которая прошла в Новгороде в 2008 году. Это – своеобразный успех, и кто знает, как бы был представлен художник на следующей выставке, которую вскоре (в 2013 году) предстоит увидеть сыктывкарцам. Виновник торжества – «Колокольчик» – прижавшийся к стогу сена козлёнок с большим колокольчиком на шее, растерявшийся в поисках мамы во время наступающих сумерек. Поэзия красоты, добра, тепла, жизнеутверждающего позитива и тонкий лиризм – всё это сделало обыденную деревенскую зарисовку близкой к тому мирополагающему началу, которое и является истоком жизненных сил.
 
Общаясь с художником ещё при планировании юбилейной выставки, обговаривали её условия, решив остановиться на небольшой площади показа. Однако задержка со сроками выставки развернула ситуацию таким образом, что под экспозицию были отведены выставочные площади Национальной галереи – те два зала, которые он неоднократно оформлял, представляя и персональные, и фондовые, и детские, и иные выставки, проходившие в галерее. Беспокойство за зрительный ряд улеглось, когда в зале были размещены картины, написанные маслом. Все они – очень разные, но в каждой из них узнаваем автор; связанные между собой тонкой эстетикой чувствования, они раскрывают разные ипостаси творческой направленности художника, различные периоды его жизни. Работ начала 1980-х годов совсем немного, по воспоминаниям, большая часть была уничтожена самим автором, о чём он в дальнейшем неоднократно сожалел: то ли под воздействием собственной оценки, неудовлетворенности ожидаемым результатом, то ли в результате реакции на холодные отзывы, не сумев ещё отличить в критике окружающих зерна от плевел. Одна из работ этого периода – отражающаяся в зеркальной глади воды черемуха – передаёт то особое состояние зачарованности и успокоения, которое несёт с собой красивейший разлив проснувшейся после зимней спячки природы. 
 
Первая половина 1990-х – сложнейшее время в жизни россиян. Невозможно было прожить этот период, не ставя перед собой вопросы гражданственности, не задумываясь о судьбе своих близких, своего поколения, своей страны. Тихая жизнь природы в самосознании автора не уходит, но отступает на второй план, на холст просятся портреты, натюрморты, абстракция. Попытка разобраться в этом мире, сфокусировав его в свой, внутренний, мир, привела его к созданию работ, по своим ощущениям близким к восприятию художников начала века. В пейзаже – бόльшая эмоциональность, концентрация чувственного начала, практически доходящая до ощущения накала, горения, какого-то внутреннего света. Удивительно тёплым, укрытым покрывалом солнечного света видится стог сена в одноименной работе («Стог»), буйство цвета, сродни ощущению пожара, противопоставило мощь и силу оставшегося без листвы дерева и тихую заводь уютного домика – средоточия тепла, покоя и удалённости от жизненных потрясений («Воспоминание»). 
 
Наверное, можно сказать, что этапом в творчестве художника Бурдаева была поездка на Полярный Урал вместе с Владимиром Гурьевым в 2001 году. Итогом поездки стал цикл работ, представленный на совместной выставке, он неоднократно показывался в последующие годы, представлен и сейчас. Это семь этюдов маслом, написанных уверенной рукой, широкими мазками, с хорошим ощущением цвета и света. Прикосновение к живописной поэзии в этот раз уже не сродни передаче её близкого чувствования, горы вносят в её транскрипцию суровую нотку противостояния земли и неба в беспрецедентном масштабе. Камень, насчитывающий в своём течении жизни тысячи лет, имеющий иной временной диапазон жизни, позволяет прикоснуться к вечному, расширяя пространство восприятия, но сжимая, прессуя человеческий взгляд на мир, изымая все мимолетное, временное, трепещущее.
 
На мой взгляд, удачными в творчестве художника были 2000-е годы. Во-первых, его обращение к технике масляной пастели, в большей степени соответствующей живописным исканиям художника, дало ему возможность сочетать в работе силу цвета с мягкостью тона как вариант более тщательного приближения к тому,  что должно быть выражено на полотне. Ряд его пастелей был написан по ранним масляным этюдам, и сам автор был удовлетворён тем, как по-иному «заиграли» его работы в новом исполнении. Именно тогда о нём заговорили как о виртуозном мастере пастели, могущем передать малейшие нюансы чувствования природы. Тщательно оформленные к выставке «Тепло Севера» произведения в большей своей части разошлись по ценителям искусства. Важно подчеркнуть, что иного названия выставка и не могла иметь – это были действительно работы, в которых любовь к северной природе, восхищение её неброской красотой, выраженные в тёплой цветовой гамме, наполняли пейзажи ещё и теплом человеческого восприятия.
 
Поиски собственных средств выразительности, совершенствование манеры письма, новое восприятие цвета и света – от мимолётно схваченных отблесков солнечных лучиков до насыщения цветовой гаммы до уровня декоративности, – всё это позволяет говорить, что впереди были намеченные цели, и проба сил уже состоялась. Интересен не раз уже повторенный вид из окна собственного дома («Снег идет»), на этот раз он декоративно изящен, эстетичен и умиротворен. И выполненное в схожем настроении и цвете «Светлое воскресение» – казалось, автором найдены свои ответы на животрепещущие вопросы человеческих ценностей. И еще одно полотно – созданное на основе этюда с лодкой, непривычно больших размеров для художника, пишущего камерно, незавершенное, начатое второй раз и опять оставленное. Речь идет о работе «Судьба», на которой изображён остов прибившейся к берегу лодки. Солнечные лучи выхватывают потемневшие от времени доски, отполированные водной гладью, – те, что когда-то были срублены и стесаны человеком, построившем лодку, которая уже отслужила ему свой век. Такая философская подоплека полотна, которой, в общем-то, нет или она глубоко запрятана в этюде, делает работу более открытой, но сложной для восприятия, как равно и для воплощения замысла. Что не устраивало автора в замысле – цветовое, композиционное решение, а может быть, сама мировоззренческая позиция, не соглашающаяся с таким исходом событий…
 
Открытие выставки было многолюдным, с атмосферой, располагающей к общению об искусстве, к воспоминаниям о хорошем человеке, казалось, её создают сами работы, наполненные теплотой души человеческой. О Николае Павловиче рассказывали те, кто с ним сотрудничал в процессе подготовки выставок, оформления книг, кто у него учился, кто с ним был дружен, кто приводил к нему на изостудию «Солнечный зайчик» своих малышей. Работать с дошколятами, помогая им разобраться в собственном мире чувств, в окружающей действительности, в умении принимать мир таким, какой он есть, отражая всё это в своих рисунках, – это многого стоит.
 
 
Это значит, что память о художнике будет жива ещё долгие годы, пока будут здравствовать те, кого он не оставил равнодушным своим искусством, своим отношением к жизни, своим мастерством и профессионализмом
 
Выставочная деятельность Николая Бурдаева:
 
Экспозиция выставки «Веков связующая нить». Национальная галерея Республики Коми, 2008.
 
 
Экспозиция выставки «Становление Финляндии». Национальная галерея Республики Коми, 2009.
 
 
 
Подготовка  выставки Татьяны  Васильевой «Странница». Национальная галерея Республики Коми, 2009.
 
 
 
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
2 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
АНБАВСеменов Recent comment authors
новые старые популярные
АВСеменов
Гость
АВСеменов

Какой светлый человек”

АНБ
Гость
АНБ

Алексей, спасибо!