Лумбини значит «Любимый». Один день из жизни очарованного странника (ФОТО)

4 июня два миллиона российских буддистов вместе со своими единоверцами во всем мире отмечают...

Автор:   
17:20. 31 мая, 2012  
  
24

4 июня два миллиона российских буддистов вместе со своими единоверцами во всем мире отмечают главный праздник года – День Рождения Просветления и Паранирваны Будды Шакьямуни. В преддверии этого праздника мы предлагаем нашим читателям путевые заметки нашего постоянного автора Сергея Суранова, побывавшего на месте рождения Будды.

 

Intro

 
Накануне поездки один очень мудрый человек, отвечая на мой вопрос о возможных рисках, связанных с пребыванием в Непале, отметил, что главная опасность заключается в том, что может катастрофически не хватить времени для того, чтобы насладится этой прекрасной страной. Как же он был прав!
 
Другой, тоже мудрый человек, посоветовал не составлять заранее план пребывания в Непале. Все равно всё пойдёт не по сценарию. Тем не менее, по рекомендации Павла Кашина я всё же запланировал следующее: 
 
1. Полететь росою в утреннем луче
2. Поглядеть на все глазами Будды
3. Подарить весь мир себе как будто
(Наша жизнь простой рисунок на свече).
 
 

По дороге в Непал

 
Конечно, проще всего попасть в Лумбини, на родину Будды Шакьямуни, прилетев сначала в столичный Катманду и затем любым автотранспортом (300 км 8 часов) петлять по горным непальским дорогам. Так и поступает подавляющее большинство европейских паломников.
 
Есть еще сверхэкстремальный маршрут, на который в свое время указывал легендарный Б.Г., – «загадочная горная тропа из Непала в Сикким». Но вот пускай сам Борис Борисович, оставив мирские дела, ходит этой загадочной тропой!
 
Не самый быстрый, не очень комфортный, но зато чрезвычайно интереснейший путь на родину Принца Гаутамы начинается на территории индийского штата Уттар-Прадеш. Поезд Дели-Горакхпур довезет вас до конечной станции за 14 часов (лучше всего выбирать поезд, прибывающий в Горакхпур ранним утором). Место в вагоне слиппер-класса в таком поезде стоит всего 310 индийских рупий (менее 6 долл. США). До пограничного городка Сонаули можно доехать на регулярном автобусе или на такси за 3 часа.   
 
На этом участке пешеходные граждане обеих стран пересекают границу без всяких там документов, но форинам необходимо иметь многократную индийскую визу, а так же получить отметку об убытии на индийской стороне и соответственно визу на непальской. Перед этим можно поменять немного банкнот с портретом Гандиджи на хрустящие купюры с видами Эвереста. Именно немного. Поскольку курс на границе грабительский. А как показывает практика, в приграничных районах Непала всюду к оплате с большим удовольствием принимают индийские денежные знаки.
 
Найти контору с индийскими «ответственными лицами» с первой попытки было крайне сложно. Сонаульский КПП – это небольшое придорожное строение с вынесенным вперед столом, за которым обнаружилось сразу 5 чиновных дядек, четверо из которых тут же спали, а один только что проснулся. По-видимому, я был первым иностранцем, пересекающим границу в это хмурое утро. И действительно, через несколько минут подкатил автобус с корейскими монахами, и КПП стал неторопливо просыпаться. Из-за простого заполнения листа убытия и штампа в паспорт и пришлось надолго задержаться. 
 
Самый популярный вид транспорта в Непале
 

Бхайрава-Лумбини

 
Совершенно иной прием ждал меня на непальской стороне. Сам процесс получения визы, включая заполнение несложной анкеты, занял не более 15 минут, после чего служащий проводил меня к остановке, на которой частники на допотопных джипах довозят паломников до центра пограничного непальского городка Бхайрава. В путеводителе «Lonely Planet» сказано, что подобная услуга стоит не больше 20 непальских рупий. Водила, сообщивший мне, что поездка обойдется мне в 10 рупий only, на финише все же потребовал двадцатку. Типа за погрузку багажа.
 
Сразу хочу успокоить сердобольных читателей. За один американский доллар дают примерно 80 непальских рупий, соответственно российский рубль тянет на 2,5 непальских рупий.
 
Автобус до Лумбини не пришлось искать долго. Водила с кондуктором благополучно дремали, но очень обрадовались моему появлению. Сказали, что тронемся где то через 5 минут, а чтобы мне не скучно было сидеть, в салоне локалбаса на всю катушку врубили что-то чипа местного шансона – героические песни непальских партизан. 
 
Уже потом, в Катманду, я попросил администратора-непальца перевести мне одну наиболее часто звучащую композицию. Вот что получилось. «Парень из горной местности полюбил девушку с равнины. Но они не могут быть вместе, поскольку нынче рано партизаны покидают дом родной, и ждет его дорога к повстанцам – маоистам на горный склон». В общем, украли и перекроили нашу легендарную «Смуглянку», причем самым наглым образом.
 
«Где-то через пять минут» плавно так перетекло в полчаса. За это время успел слегка перекусить (омлет из 2 яиц, тосты, джинжер – всего 45 рупий) и немного изучить окрестности. Пока никаких намеков на то, что рядом находится место рождения Величайшего Учителя всех богов и людей Будды Бхагавана Шакьямуни Победоносного, я не обнаружил. Напротив, повсюду колыхались на ветру мурти с изображением бога Шивы и выцветшие маоистские плакаты.
 
Наконец мы поехали. Добрую половину пути я был единственным пассажиром автобуса и начал немного сомневаться, туда ли мы едем вообще. Потом число пассажиров увеличилось за счет дедушки с козлом и двух школьниц, которые горячо и громко что-то обсуждали, заглушая при этом шум бесконечного непальского шансона. Я почему то про себя дал им имена Зоя и Соня и  стал серьезно сомневаться в корректности своего прошлогоднего наблюдения насчет того, что «непальцы в отличие от индийцев – довольно сдержанный и немногословный народ». Подружки вышли  где-то за  5 километров до Лумбини, среди бескрайних степей, и каждая пошла своей дорогой, автобус поехал своей.

 

В поисках жилья

 
Автобусную станцию в Лумбини назвать таковой можно очень и очень условно. Помимо нашего автобуса, там находился очень старенький индийский «Тата» и несколько дремлющих велорикш на своих транспортных средствах.
 
Первый же отель, куда я обратился, неприятно поразил своими расценками. Самый дешевый сингл там стоил 45 долл. Во втором картина была не намного лучше -30 долл. Причем всякий торг в обоих случаях был неуместным, что совсем не характерно для туриндустрии стран индийского субконтинента.
 
Собственно говоря, можно было остановиться в одном из многочисленных монастырей (что я и сделал в дальнейшем) или пилигримских центров совершенно бесплатно. Но хотелось все же немного попользоваться такими видами сервиса, как душ с горячей водой, санузел в европейском стиле и мягкая кровать.
 
Наконец я нашел гэст-хаус, менеджер которого сообщил мне, что у них есть место в трехместном дормитории за 150 рупий в день. В комнате уже проживал молодой израильтянин, и всякие попытки проникнуть вовнутрь были безуспешны. Наконец менеджер сказал, что, дескать, сори, «скорее всего, к постояльцу пришла дама», но у них к счастью есть еще один вариант – номер в который заселятся японские паломники, но только через 3 дня. А пока в нем могу пожить я всего за 300 рупий в сутки.
 
Позднее я узнал, что японские туристы (большей частью люди пожилого возраста) – это просто золотое дно для местной сферы услуг и страшная напасть для паломников из других стан мира. Так граждане страны Восхода Солнца готовы платить по 100 долл. за номер, который для других странствующих стоит, к примеру, только 10 долл. Они же, японские пенсионеры, являются главными генераторами роста цен на остальные товары и услуги не только в главных буддийских центрах, но и в Индостане вообще.

 

Я приветствую в тебе Бога!

 
Забросив рюкзаки, я решил совершить ознакомительную вылазку к Храму Майа Дэви – главной достопримечательности буддийского комплекса.
 
Европейские туристы – все же большая редкость для Лумбини. Главным образом его посещают буддистские пилигримы из Японии, Китая, Таиланда, стран Индокитая.
 
По дороге к Храму тебя с восторгом приветствуют стайки детей, приехавших на экскурсию из северных районов Непала. Дети, кстати, довольно сносно говорят по-английски.
 
Каждый из многочисленной группы школьников считает делом чести не только поздороваться с тобой, но еще и потрясти твою правую руку, которую после этой процедуры нужно обязательно тщательно протереть гигиенической салфеткой. Разумеется, так, чтобы юные Виджаи и Суджаты этого не заметили. Ничего не поделаешь, обычные меры предосторожности. На Севере свирепствует новый вид гриппа, и большая часть граждан появляется в людных местах в черных марлевых повязках. 
 
Кстати, на широких просторах Индостана люди приветствуют друг друга словом «Намасте!», что в переводе означает «Я вижу в тебе Бога!». Так вот, в первый день пребывания в Лумбини во мне увидели Бога как минимум 70 человек, и я, конечно же, ответил им тем же.
 
Помните, как у Митяева:
 
Вспоминалась еще дорога,
Где тебе говорит любой:
«Я приветствую в тебе Бога,
Повстречавшегося со мной!»

 

Священное дерево, пруд и камень…

 
У меня при себе не было карты местности, поэтому на территорию храмового комплекса я попал через восточные ворота и был очень удивлен тем, что меня вот так запросто пропустили без билета. Уже потом я узнал, что главный вход находится в противоположной части комплекса, где за 200 непальских рупий можно приобрести многоразовый билет-пропуск. Следует сказать, что на территории, примыкающей к Храму, ходить в обуви запрещено. Также следует соблюдать относительную тишину.
 
Храм Майя Дэви
 
Как известно, будущий Будда родился предположительно около 544 г. до н.э. в семье правителя небольшого арийского государства Шакьев Шуддходаны. По легенде его называют царем, хотя у шакьев была республиканская форма правления, и Шуддходана соответственно был главой исполнительной власти. Согласно легенде, мать принца, королева Майя Дэви направлялась из столицы Шакьев Капилавасту в дом своих родителей, когда почувствовала родовые схватки. Растущее неподалеку дерево протянуло к ней свои тонкие ветви, чтобы защитить от палящих лучей солнца. Здесь, под деревом и родился принц Гаутама – Величайший Учитель богов и людей. Сама каноническая сцена рождения Будды прекрасно знакома российскому зрителю по знаменитому художественному фильму гениального Бертолуччи.
 
Дерево Бодхи, укрывшее когда-то мать Будды также почитается, как священное. Конечно, самого дерева давно уже не существует. Зато существует его родственник. Его ветви украшены химоринами – молитвенными флажками, а у подножья располагаются монахи. 
 
Под Деревом Бодхи
 
В момент рождения наследника у жителей Капилавасту сбывались все желания и осуществлялись ранее задуманные планы. Поэтому младенца отец Шуддходана назвал Сиддхартха «Исполняющий все желания». После наречения имени Бодхисаттву принесли в храм, чтобы почтить местное божество, и там он своим видом покорил и умиротворил Шакьев, которые только что грубо ругались между собой. Об этом стало известно, и люди прозвали Его Шакьямуни – «Самый Могущественный из Шакьев».
 
Внутри ступы…
 
Кстати, в храме Майя Дэви есть памятный камень, прикоснуться к которому стараются многие женщины, посетившие комплекс. Считается, что камень может излечить от бесплодия.
 
Неподалеку от храма, в южном направлении, находится пруд Пушкарини, в котором, согласно преданию, совершала омовение Майя Дэви непосредственно перед родами.
 
Непальский Петергоф – да и только…
 
Возле пруда также всегда много паломников сидящих в позе лотоса и негромко читающих священные тексты. В тот вечер на берегу Пушкарини, Вашим покорным слугой, помимо прочего, была прочитана еще и сутра Сердца Арья Праджняпарамиты на русском языке.
 
Также очень полезно совершать обход Храма 108, либо 54 или, на худой конец, 27 раз.

< iv style="text-align: justify; "> 

Разумеется, весь комплекс, состоящий из монастырей, храмов, паломнических центров, ступ, парков, памятных мест, торговых рядов и музея, невозможно изучить за один день. Да и недели на это благое дело явно недостаточно.
  

О хлебе насущном

 
А моя первая встреча с главной буддийской святыней закончилась, когда невеселое непальское солнышко уже закатилось куда-то за Гималаи. Темнеет в этих краях внезапно и так же неожиданно, откуда ни возьмись, появляются полчища москитов. Вспоминаю, как кто-то из паломников назвал местные интернет-кафе «дхабами (едальнями – ред.) для комаров», где в качестве экзотических блюд подаются «европейские чикены». По-моему, очень удачное сравнение.
 
Отметить свое прибытие на родину Будды я решил, что называется, с непальским размахом в ресторане самого «европейского» фешенебельного отеля Лумбини.
 
На страницах «Красного знамени» я как-то обнаружил путевые заметки студентки местного университета, путешествующей по Скандинавии. Одна фраза запомнилась особо: «Мы нашли недорогое уютное кафе, где можно позавтракать всего за каких-то 60 евро». Не буду поражать читателя фактами столь беспрецедентной экономии. Скажу только что, что в этот вечер я заказал: грибной суп, большую порцию бриани с сыром, чайник джинжера, чапати. За всю эту безумную немыслимую роскошь мне пришлось заплатить, включая чаевые ….. 245 рупий, или чуть больше 2 евро.
 
Возвращаясь в отель по слабоосвещенным тропам, я напевал про себя старый советский шлягер, где есть такие слова «Любимый город может спать спокойно». К своему глубокому стыду я еще не знал тогда, что Лумбини в переводе с санскрита и есть «любимый». Во благо всего сущего! 
 
Такое существо можно встретить ночью в Лумбини…
 
(Продолжение следует)
 
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
24 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Ответ предыдущему авторуПоправкеJanetteilyaxЛариса Recent comment authors
новые старые популярные
Ганя
Гость
Ганя

“Не самый быстрый, не очень комфортный, но зато чрезвычайно интереснейший путь на родину Принца Гаутамы начинается на территории индийского штата Уттар-Прадеш”.

Туда то как нам попасть уважаемый странник?

Поправка
Гость
Поправка

544 год это очень приблизительная дата. у нас в СГУ принято говорить о 564 как факт

Лиля
Гость
Лиля

Очень красивая история.Тоже хочу в Непал.Жду продолжения

Православный
Гость
Православный

Господин Горчаков!

У нас что месячник охаивания православия.Сначала харе рама а теперь и индийские язычники.может хватит уже!Пишите о нашей вере.православных в коми 80%

ириша
Гость
ириша

про БГ зачоооот!!!!!!!!!!

Православному от редакции
Гость
Православному от редакции

У нас что месячник охаивания православия.Сначала харе рама а теперь и индийские язычники.может хватит уже!Пишите о нашей вере.православных в коми 80% ________________________ Нет ни какого охаивания – перечитайте метериалы. Нет даже намека! Да не вопрос поставить и православных – поставим с удовольствием. Но только пусть напишут и пришлют материалы или… Читать далее »

Ольга Православному
Гость
Ольга Православному

Вот именно.У нас так для инфы еще и мусульмане живут.А буддистов в РФ ПО INTEG 2 254 000 человек и все граждане страны.Вы не православный а редкостный мракобес с чем Вас и поздравляю!

Ольга
Гость
Ольга

О чем мы вообще говорим.Стыдно!

С праздником всех буддистов России и Коми!

Православному
Гость
Православному

Вы, пожалуйста, атеистов к православным не присоединяйте, а, как я надеюсь, как раз их то и будет 80%

Буддистка
Гость
Буддистка

Жду продолжения с нетерпением))) Я пару лет назад тоже была в Лумбини. В городке, конечно, особая атмосфера! Хотелось бы туда вернуться еще раз. Возможно даже сделаю это в августе)
А товарищу православному хочется пожелать быть добрее и терпимее. Буддист никогда и никому не станет навязывать свою веру

сравнение
Гость
сравнение

У нас в Коми верующих чуть меньше 10% населения. Сколько из них мусульман, православных, буддистов? Никому неизвестно.Понятно, что мусульман поболе, чем праволсавных. Поболе и иеговистов , и пятидесятников. Буддисты очень хорошо смотрятся своей миролюбивостью и терпимостью ко всем другим вероучениям.На фоне агрессивно -злобных православных, они словно ягнята обругиваемые волчьей стаей… Читать далее »

Игорь
Гость
Игорь

Такого типа путевые заметки большая редкость для КЗ и для других газет.В основном все воспоминания о пляже выпивке экскурсиях.я так понял что автор путешествовал на свой страх не пользуясь услугами туристической фирмы?

Оценка
Гость
Оценка

5+

Ольга
Гость
Ольга

Очень приятный и позитивный отчет.Люблю Лумбини всей душой.Спасибо. А товарищу православному желаю читать побольше-про дворцы,дачи,машины главных православной церкви.

Хулио Ган
Гость
Хулио Ган

А буддистов в РФ ПО INTEG 2 254 000 человек
———————————————

Когда россиянин называет себя буддистом – это очень смешно. Дети тоже играют “в магазин”, “в больницу”…

Елка Хулио Гану
Гость
Елка Хулио Гану

Когда россиян, проживающих в Бурятской республике и Тыве называют православными это тоже очень смешно.Но солгашусь с тем что “белому” человеку быть буддистом немного странно.Это скорее мода чем настоящая вера.

Наташа
Гость
Наташа

Интересный рассказ. В лучших традициях “КП” – “Испытано на себе”:)И еще мне интересно, помогает ли путешествие в современную Индию измениться душой. Ведь все эти тропы…куда они ведут в главном смысле?

Наташа
Гость
Наташа

Интересный рассказ. В лучших традициях “КП” – “Испытано на себе”:)И еще мне интересно, помогает ли путешествие в современную Индию измениться душой. Ведь все эти тропы…куда они ведут в главном смысле?

Игорь
Гость
Игорь

Православные – это ж злобливые мелкие фанатики с православием головного мозга, разве можно на них вообще обращать внимание?

Лариса
Гость
Лариса

Очень грустный и вместе с тем веселый очерк.Парадоксально но это так.Можете!

ilyax
Гость
ilyax

Отличный ,язык не поворачивается сказать, репортаж 😉

Janette
Гость
Janette

Ужин за 2 ойро и номер за 3- фантастик! Я тоже так хочу.Неужели есть такие страны на планете?

Поправке
Гость
Поправке

Не знаю как у вас там в СГУ а 544 действительно общепринятая среди историков дата.Другое дело что само место рождения Будды установить сложно.Я лично очень сомневаюся что это случилось в том самом месте Лумбини.Такая же политическая возня как с нашим Аркаимом.Все ведь основано на легендах.

Ответ предыдущему автору
Гость
Ответ предыдущему автору

Вы же сами себе противоречите.Если дата общепринята, то как можно говорить о том, что “место рождения установить сложно”? Соглашусь с тем что Сергей дипломатично ушел от ответа на вопрос “когда точно” применив определение “предположительно”.Но! Я прошлась по источникам, так в 5 из 7 случаев указана дата 564 год до нашей… Читать далее »