Смотреть или слушать?

В прошлую пятницу республиканские театры открыли новые сезоны. Вот и я решила приобщиться к...

15:03. 6 октября, 2010  
  
15

В прошлую пятницу республиканские театры открыли новые сезоны. Вот и я решила приобщиться к прекрасному, а именно к опере Пуччини «Богема», которой республиканский театр оперы и балета начал свой 53-й творческий год.

Услышать «Богему» в Сыктывкаре можно было ещё в прошлом году. И как только зазвучали первые ноты, я подумала о том, что постановка уже прошла строгую зрительскую цензуру, а если эта опера появляется на сцене нашего театра самой первой в сезоне, значит, заслуживает особого внимания.

Сюжет оперы несовременен. Рубеж XIX-XX веков, художник, философ и поэт живут в мансарде, считая копейки. Поэт Рудольф влюбляется в тяжело больную швею Мими, живущую по соседству. К художнику Марселю возвращается ветреная красавица Мюзетта. Рудольф хочет бросить Мими, потому что ему тяжело видеть, как на его глазах умирает любимая. Рудольф хочет бросить Мюзетту, потому что её поведение оставляет желать лучшего. Апофеозом страданий представителей нищей богемы становится смерть Мими.

Современному зрителю, живущему в век больших скоростей, смотреть классические постановки сложно. Сложно даже фильмы полуторачасовые смотреть, что уж говорить о четырёх действиях, перемещающихся из мансарды в Латинский квартал, к заставе, и снова в мансарду. Видимо, это и стало причиной того, что с каждым актом в зале оставалось всё меньше людей. Работники гардероба, как правило, больше всех переживающие за постановку, не уставали повторять: «Ну что вы, совсем уж никак не высидеть?»

Я ожидала выверенной до мелочей зрелищности. Ибо однажды мне довелось увидеть «Тоску» Пуччини в постановке театра «La Scala». Кстати, говоря об актёрской игре солистов оперы перед началом «Богемы», Михаил Герцман именно об этом всемирно известном театре и упомянул, мол, вот на чьи традиции, заложенные там Фёдором Шаляпиным, нужно ориентироваться.

Первое действие показалось мне небрежным. Художник Марсель сначала уронил свою картину, создав образ человека, которому не нравится его творчество, затем он же, накрывая на стол, достал откуда-то цветную газету. Зрителей начали давить смешки. Они стали гадать, что это за издание, пестрящее цветными модулями, которое богема стелет под бутафорскую курицу.

Затем на сцене появилась Мими — Ольга Сосновская. «Мими была грациозная девушка двадцати двух лет; маленькая, деликатная…» – прочитала я  тут же в программке. И тут почему-то вспомнилась Фаина Григорьевна, а именно её «прибавка» к чеховской «Драме»: «Его дочь, Анна Сергевна, 35 лет, чистая девушка… Валентин, студент, 40 лет…» При всём моем уважении к таланту Ольги Сосновской, на миниатюрную тяжело больную швею она не похожа.

Следующим откровением для меня стала абсолютно потрясающая луна. Всё в ней было прекрасно, кроме верёвок, на которых она висела. И «зашла» она потом как-то неаккуратно, задев собой крышу дома, на краю которой Рудольф и Мими пели о своей тяжёлой жизни.

Эти несколько мелочей совершенно вывели меня в реальность. Вернее, не дали из неё уйти. Я сидела с осознанием того, что меня здесь обманывают. Да, идя в театр, я и хотела обмануться, но не хотела думать об этом постоянно.

Во втором акте участники массовки толпились около музыкального оборудования, стоящего на сцене. В третьем — Марсель страдал, уткнувшись в дверь с пожарной надписью «Выход», а его упавшая в первом акте картина, ставшая вывеской харчевни, почему-то увеличилась в разы в конечном варианте. С четвёртого акта я ушла, хотя слышала от гардеробщика: «Осталось же недолго!» А почему, собственно, оперу Пуччини я должна именно терпеть?

Я вышла на улицу и начала себя ругать. «Красивые декорации, отличные костюмы, в которые было вложено столько сил, прекрасное исполнение, ибо Ольга Сосновская, Альфия Коротаева и Михаил Журков и не могут по-другому…» – думала я. Но, каким бы оксюмороном это ни казалось, я хочу быть обманутой честно. Искусство не может быть провинциальным. А вот театр во всех его мелочах, к сожалению, может.
 

Поделиться в соцсетях

guest
15 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Отжигоф
Отжигоф
06.10.2010 15:24

а его упавшая в первом акте картина, ставшая вывеской харчевни, почему-то оказалась в разы в конечном варианте
======================================================

Это как???

Х. Моржевой
Х. Моржевой
06.10.2010 15:36

…«La Scala». Кстати, говоря об актерской игре солистов оперы перед началом «Богемы», Михаил Герцман именно об этом всемирно известном театре и упомянул, мол, вот на чьи традиции, заложенные там Фёдором Шаляпиным, нужно ориентироваться.============================================== Фёдор Шаляпин заложил тридиции театра Ла Скала? (Театр открылся в 1778 году). Это сенсация!!! Срочно в номер!!!… Читать далее »

Ещё тупее
Ещё тупее
06.10.2010 15:55

Что для автора есть “дидактика”?

до кучи
до кучи
06.10.2010 16:03

а что такое 53-й творческий год?

А.К. Куратов
А.К. Куратов
06.10.2010 16:28

Услышать «Богему» в Сыктывкаре можно было еще в прошлом году.
————————————————————-

Услышать “Богему” в Сыктывкаре можно было в этом году, а именно 22-го и 25-го апреля.

Небрежнев
Небрежнев
06.10.2010 20:05

Статья показалась мне небрежной. И некомпетентной.

До кучи
До кучи
06.10.2010 20:15

– Зрителей стали давить смешки. По статье можно фильм ужасов снимать. Может, тогда уж мешки?

– Да, идя в театр, я и хотела обмануться.

– Марсель страдал, уткнувшись в дверь С пожарной (???) надписью

– Но, каким бы оксюмороном это нЕ казалось…

grenada
grenada
06.10.2010 20:30

Удивительно примитивно понимает автор искусство театра.А уж рецензии как жанр,видимо, ему неведомы. О музыке-ни слова!!! В опере главное- МУЗЫКА! Так написал бы грамотный школьник.

Запятов
Запятов
07.10.2010 01:20

…смотреть классические постановки, сложно.
—————————————-
Уберите же запятую! Сколько можно ждать?

читатель
читатель
07.10.2010 11:23

о нашем театре либо хорошо,либо никак.

Пухов
Пухов
07.10.2010 16:51

Земля ему пухом.

Ребекка
Ребекка
16.10.2010 01:09

Автор явно бредит. В этой постановке есть свои плюсы и свои минусы, но девушка похоже в театре первый раз. . “Рудольф хочет бросить Мими, потому что ему тяжело видеть, как на его глазах умирает любимая. Рудольф хочет бросить Мюзетту” – ну спал ли Рудольф с Музеттой конечно сложный вопрос. Может… Читать далее »

Ия П.
Ия П.
16.10.2010 02:00

Экая отвратительная, пасквильная статейка! Вы, голубушка, посещайте лучше заведения наподобие “9000 метров”, там вас обманут честно. И музыкальное оформление замечательное и молодые девушки 22 лет, маленькие и деликатные.

Зритель
Зритель
16.10.2010 06:38

Ну,что Вы все набросились на автора статьи-каков театр,такова и статья-попытайтесь увидеть себя любимых глазами некоторых зрителей и делайте выводы прежде всего о себе,т.е. о театре.

Де Ла Пе
Де Ла Пе
18.10.2010 13:17

Ла Скала конечно ГУ Гос Театр Оперы и Балета затмит, спору нет. НО для такой “провинции” как наш город, Богема – очень неплохая претензия на звание лучшей постановки за всю историю театра. Есть у нас и хорошие и посредственные исполнители, ничего не поделаешь. Но для ценителей прекрасного найдётся в этой… Читать далее »