Бутман, Гудман и джазмены (ФОТО, ВИДЕО)

Одним из чудес, которые подарил человечеству музыкальный ХХ век, является биг-бэнд. Сформировавшись почти сто...

16:00. 4 мая, 2012  
  
15
Одним из чудес, которые подарил человечеству музыкальный ХХ век, является биг-бэнд. Сформировавшись почти сто лет назад, он прошёл эволюционный путь от оркестров Флетчера Хендерсона и Пола Уайтмена, через составы Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Тэда Джонса-Мела Луиса и множество других великолепных коллективов, к последнему достижению американского биг-бэндового джаза – оркестру Марии Шнайдер. В эпоху свинга (1930-е – 40-е годы) биг-бэнды были ведущими исполнительскими музыкальными группами. Всему миру известен знаменитый оркестр того периода – биг-бэнд Гленна Миллера.
 
Визитами профессиональных биг-бэндов столица РК не только не избалована, а вообще сидит на голодной диете. За всю историю лишь однажды сюда заезжал подобный коллектив – оркестр Олега Лундстрема, и случилось это ещё в середине 80-х годов. И вот сейчас в Сыктывкаре прошёл второй исторический концерт – на сей раз биг-бэнда Игоря Бутмана – лучшего джазового оркестра России. Кстати, в 80-е годы Бутман — тогда молодой ленинградский саксофонист — работал у Лундстрема и, как он сам рассказал, в тот приезд ему даже пришлось по просьбе старших музыкантов сбегать «кое за чем» («но это были не книги») в один сыктывкарский магазин. 
 
Такого концерта, какой случился 2 мая в зале филармонии, Сыктывкар ещё не видел. Мощь бэнда, состоящего из 15-ти отличных музыкантов, взаимодействие групп инструментов, яркие соло почти всех участников коллектива плюс мАстерские аранжировки – вот составляющие успеха этого выступления. Большинство аранжировок сделаны Николаем Левиновским, выдающимся советским и уже два десятка лет американским джазменом, давним соратником Бутмана. 
 
 
В самом начале концерта Игорь Бутман поздравил сыктывкарцев со всеми прошедшими праздниками, в том числе с впервые отмечавшимся 30-го апреля Международным днём джаза, для официального принятия которого больше всех сделал великий музыкант и композитор Хэрби Хэнкок. И первым номером, прозвучавшим в этот вечер, стала его нестареющая «Cantaloupe Island».
 
За ней последовала пьеса «Полуночное солнце никогда не заходит», которую «Куинси Джонс написал в 1958 году специально для Константина Сафьянова», как пошутил Бутман, представляя первого альт-саксофониста бэнда. Не беда, что сам Константин родился спустя четверть века — Куинси Джонс остался бы довольным его игрой. 
 
Вообще в течение концерта Игорь охотно шутил, каламбурил и рассказывал. Но больше, конечно, он играл и руководил. Его соло и по продолжительности, и по темпераменту выгодно отличались от выступлений других солистов, а кульминации, как правило, были очень яркими и экспрессивными, причём не только музыкально, но и визуально. Один пожилой зритель, явно напуганный внешним видом раскрасневшегося и обливающегося потом и даже слезами возбуждённого Бутмана, после концерта заботливо советовал бэнд-лидеру не забывать о здоровье и наблюдаться у врача.
 
В первом отделении ещё были исполнены «Blues Minor» джазового «революционера» (по словам Бутмана) Джона Колтрейна, бутмановская «Самба де Игорь», а также «Караван» Хуана Тизола и Дюка Эллингтона. “У каждого оркестра, — пояснил бэндлидер, — есть один «Караван», а у нас их три или даже четыре. Затем Игорь представил молодого трубача Александра Сахарова, использующего в качестве плунжерной сурдины «настоящий вантуз». 
 
Четвёртый «Караван» вылился в грандиозное полотно. Началось исполнение с неспешного контрабасово-барабанного хода по пескам пустыни. Трубач с вантузом изложил тему и развил её. Эстафету по очереди приняли баритон-саксофонист и тромбонист, а потом снова трубач, но уже без применения вспомогательной сантехники и в другом характере. Игорь Бутман на сопрано-саксофоне и с нарастающей поддержкой ритм-группы и остального оркестра перехватывает соло, в своей манере доводит развитие почти до кульминации и заканчивает импровизацию проведением темы с мощнейшим сопровождением всего бэнда. Но это ещё не конец. Затем наступает очередь солирующего барабанщика Эдуарда Зизака. Его продолжительное соло оркестр прерывает ударным рок-риффом «Sunshine Of Your Love», который служит как бы переходом к последней, завершающей части композиции, где изменённая караванная тема, разъятая на фразы и начинённая полуцитатами, намёками и аллюзиями, получает окончательное развитие и завершается многократным оркестровым проведением нисходящей фразы темы.   
 
Публика в восторге. Аплодисменты. Одна благодарная зрительница, как две капли воды похожая на певицу Ольгу Сосновскую, вручила пианисту Антону Баронину прекрасный жёлтый цветок.
 
Второе отделение началось с русской темы «Очи чёрные» («Dark Eyes»), много раз в истории исполненной различными джазовыми музыкантами. Здесь в соло блистали тенорист Дмитрий Мосьпан, тромбонист Павел Овчинников и опытнейший трубач Александр Беренсон. Было и “групповое соло” всей саксофонной группы — пяти человек. 
 
В известнейшем джазовом стандарте Джина де Пола «Ты не знаешь, что такое любовь» (You Don`t Know What Love Is) солировали контрабасист Виталий Соломонов и альт-саксофонист Илья Морозов. Как только музыка стихла, Бутман в сердцах воскликнул: «Блестяще! Вот что делает с людьми любовь!».
 
Ещё одна пьеса Хэрби Хэнкока, только не из хард-бопового периода его творчества, как «Cantaloupe island», а из электро-фанкового — «Chameleon», продолжила линию стандартов. Это единственный номер, где Виталий Соломонов играл не на контрабасе, а на бас-гитаре Fender Jazz Bass. Тут же Бутман помянул чеховский рассказ «Хамелеон» и высказался об отношении американцев к Чехову и Достоевскому. Последний, оказывается, им ближе и понятней.
 
Вспоминая первые шаги в музыке, Игорь Бутман рассказал о своём подростковом интересе к одному из гигантов эпохи свинга Бенни Гудману – из-за созвучности фамилий “Бутман” и “Гудман”. Чувствовалось, к чему ведёт рассказчик. И действительно, оркестр исполнил попурри «Бутман играет Гудмана» на темы из репертуара биг-бэнда «Короля свинга». Сам Бутман играл на альт-саксофоне – редкий случай. И он, и другие солисты старались подражать хорошо знакомой манере великого кларнетиста Гудмана. А Эдуард Зизак, в свою очередь, воспроизвёл знаменитое том-томовое соло легендарного ударника Джина Крупы, самого известного музыканта из состава Гудмана. К сожалению, реакция зрителей на гудмановские темы была неактивной, видимо, не узнавали их, но как только в конце композиции прозвучали «У самовара я и моя Маша», «Подмосковные вечера» и «7:40», которые, конечно же, оркестр Гудмана не исполнял, их руки сами стали прихлопывать в такт. 
 
 
 
Нельзя не отметить и прозвучавшую известную балладу «Ностальгия», которую сочинил сам Бутман, а аранжировку для бэнда сделал Виталий Долгов. Ещё в 1997 году автор исполнил и записал её малым составом с американскими музыкантами на своём диске с таким же названием. Тем интересней было послушать версию с биг-бэндом. 
 
Три часа высококачественной музыки, казалось, никого из зрителей не утомили. И сам Игорь Бутман, отметивший в прошлом году 50-летний юбилей, бодро вышел в вестибюль филармонии и обслужил длинную очередь зрителей, желающих получить автограф и сфотографироваться с музыкантом.
 
Вот что делает с людьми музыка!
 
Игорь Бутман в  “Классики: Макаревич” :
 

Поделиться в соцсетях

guest
15 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
МК
МК
04.05.2012 16:27

Соло наверно все-таки “тАм-тАмовое” по-русски (“tom tom” in English).
……………….
Пошёл бы, если б не материализованный призрак Беккета )

аутор
аутор
04.05.2012 17:00

Не надо путать там-там с том-томом, это разные инструменты. Там-там по-английски chau gong. А том-том по-английски tom-tom.

Хулио Ган
Хулио Ган
04.05.2012 21:55

Макаревича зря тут выставили. Он совершенно неджазовый человек. На гитаре он так и не выучился играть толком.

Не наша музыкальная культура
Не наша музыкальная культура
05.05.2012 11:16

Наша безвозвратно выкорчевана, вместе с родоначальником всех инструментов-гуслями.

Аноним
Аноним
05.05.2012 15:19

солировали контрабасист Виталий Соломонов и трубач Илья Морозов
По непроверенным данным, Илья Морозов – альт-саксофонист.
Статья понравилась.

Сергей Щ.
Сергей Щ.
05.05.2012 15:22

Да-а, и снова везет столице !
В Ухте ничего подобного не было… Из джазовых концертов вспоминается Лукьяненко с “Аллегро”, в далекие 80-е.

Аутор - анониму
Аутор - анониму
05.05.2012 18:29

Да, Илья Морозов – второй альтист, а не трубач. Это мой “косяк”, признаю, – вот что делает с людьми спешка. А Илью хорошо помню в этой вещи. Бутман, объявив название композиции (“Ты не знаешь, что такое любовь”) и солиста Илью Морозова, стал по-доброму иронизировать над его молодостью, подчёркивая, что тот… Читать далее »

Venom
Venom
05.05.2012 20:34

Понравилась статья.

Игорь Бутман поздравил сыктывкарцев ВО всеми прошедшими праздниками..Опп

Лопух
Лопух
06.05.2012 09:49

Вот что джаз животворящий творит! Больше джаза, хорошего и разного! Больше личных эмоциональных впечатлений автора от исполненных джазовых композиций в следующей статье.

Лопух
Лопух
06.05.2012 09:52

Вот что джаз животворящий творит! Больше джаза, хорошего и разного! Больше личных эмоциональных впечатлений автора от исполненных джазовых композиций в следующей статье.

Новых творческих успехов!

HB
HB
07.05.2012 19:42

Отличная статья!

Юджин
Юджин
11.05.2012 09:54

Не бвл на концерте, но получил положительный заряд! Автору удалось передать атмосферу действа, да и вообще, написано информационно и познавательно. Спасибо.

jazzduck
jazzduck
11.05.2012 10:51

К сожалению на концерте не был, а статья отличная. Автору спасибо!!!

Автора -
Автора -
11.05.2012 13:30

с днём рождения!

Аутор 58
Аутор 58
11.05.2012 15:16

Всем спасибо за поздравление и за добрые слова!