Вопросы региональным законодателям

Я понимаю для многих наших граждан это большой секрет, но по Конституции РФ, по...

Автор:   
13:36. 18 апреля, 2012  
  
2
Я понимаю для многих наших граждан это большой секрет, но по Конституции РФ, по ратифицированной Россией «Европейской хартии местного самоуправления» и в соответствии с нашим родным законодательством – муниципалитеты никоим образом не относятся к органам государственной власти. Между тем, в реальности, как федеральные органы, так и органы власти субъектов РФ постоянно вмешиваются в деятельность муниципалитетов буквально по всем вопросам, относящимся к компетенции последних и не только. 
 
Считается нормальным, когда на федеральном или региональном уровне решаются вопросы, связанные с оплатой труда муниципальных служащих, распределения земельных участков, подготовки к отопительному сезону и так далее…. По сути тот же 94-ФЗ (закон о госзакупках) является ничем не прикрытым нарушением права органов местного самоуправления свободно распоряжаться собственными бюджетными средствами. Права гарантированного конституцией, между прочим.
 
И это настолько привычное и обыденное явление нашей жизни, что большинство граждан даже не задумывается о ненормальности такого положения вещей. Ведь кому у нас принято жаловаться на мэра? Правильно, конечно же, губернатору! К кому же еще!
 
К чему приводит эта шизофрения вертикали власти?
Позвольте проиллюстрировать на примере родного муниципалитета столицы Республики Коми – городе Сыктывкаре. Взяв на рассмотрение такую эмоциональную проблему, как обеспечение жильем детей – сирот. 
 

Каша заваривается

Государственным Советом Республики Коми 11 ноября 2010 года был принят Закон Республики Коми № 139-РЗ, который называется так «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма». 
 
В соответствии с данным законом органы местного самоуправления стали обязаны производить учет нуждающихся в жилье детей сирот и обеспечивать их тем самым жильем. Причем не по норме предоставления социального жилья, установленной в данном городе или районе, а исходя из нормы в 33 квадратных метров на 1 человека, как требует федеральное законодательство (смотри Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 11 июля 2011 года). Хотя, например, в Сыктывкаре норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма составляет 13,5 кв. метров на одного человека. Данный нормативный акт был подписан Главой Республики Коми, опубликован в надлежащем порядке и с 2011 года вступил в силу. И понеслась…  
 
Первыми обеспокоились состоянием законности в деле защиты жилищных прав детей-сирот органы прокуратуры. Люди в синих костюмах в течение всего 2011 года активно загружали суды исками к муниципалитетам об обязании оных предоставить жилье сиротам. Слабые вопли представителей муниципалитетов об отсутствии необходимых средств не оказали никакого воздействия на служителей Фемиды. Ну, что там могут муниципалы супротив прокурорских. Ничего. 
 
Точных данных нет, но, судя по информации прессы и других ненадежных источников, состоялось не менее 200 решений, обязывающих администрацию города Сыктывкара, предоставить лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения. Есть еще один нюанс в деле обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан: пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ установлено, что детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ……… жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. То есть остальные граждане, что годами стоят в очереди в своем муниципалитете на получение жилья просто, как бы это, помягче, сказать…. «отдыхают», что ли.   
 
Итак, решения судов уже вступили в силу. Приставы уже оштрафовали муниципалов. Сироты ждут квартир. Все. Сразу. Вне очереди и по 33 квадратных метров каждому.   
 

А был ли мальчик? 

Между тем, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).  
 
В Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а именно в статье 8 закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей …… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. 
 
Но органы местного самоуправления не входят в систему исполнительных органов власти в Российской Федерации. Об этом четко указывается в статье 12 нашей горячо любимой Конституции РФ. То есть обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по определению не входит в компетенцию органов местного самоуправления. А тогда, какого хрена …..
 

Вскрываем ларчик

Справедливости ради (все только ради нее и делается), нынешнее законодательство предусматривает возможность передачи части государственных функций от органов государственной власти к органам местного самоуправления.  
 

Однако…. 

Опять же, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. 
 
Статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» также закреплены положения о том, что отдельные государственные полномочия на основании законов субъектов Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов
 
Пункт 6 статьи 26.3, ранее уже упомянутого нами Федерального закона № 184-ФЗ глаголет, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации ….. с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. То есть, все просто: утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья. 
 

О ресурсах

А теперь давайте поговорим о необходимых материальных и финансовых ресурсах. Предлагаю воспользоваться информацией из открытых источников. Хорошая статья по нашей теме была недавно размещена на БНКоми. Из нее мы можем узнать, что в настоящее время перед администрацией нашего родного города стоит проблема обеспечить жильем 258 сирот. 
 
Несложная арифметика: 258 человек по 33 квадратных метров жилья каждому. Значит, всего необходимо приобрести жилых помещений общей площадью 8 514 квадратных метров. Если даже считать, как предлагает один из героев данной статьи, что стоимость 1 квадратного метра жилья в Сыктывкаре составляет 48 тысяч рублей. Получается, что общая сумма, необходимая для решения вопроса, составит 408 миллионов 672 тысячи и 000 рублей. Всего то!!! 
 
И этот подсчет сделан исходя из того, что якобы стоимость 1 квадратного метра жилья в Сыктывкаре составляет 48 тысяч рублей. Хотя, на самом деле «При этом в судах они предъявляют справки риэлторских компаний о том, что квадратный метр в конкретном районе города стоит до 60 тысяч рублей». То есть реальная потребность города в средствах составляет более полумиллиарда рублей. Впечатляет?
 
Но надо еще понимать, что реально лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право требовать у муниципалитета предоставления им жилья, гораздо больше. Просто не все из них заявили еще о своих правах. Кроме того, данные лица, имеют право предъявлять требования о предоставлении им жилья в любом муниципалитете Республики Коми, независимо от своего фактического проживания. Сирота из Усть-Кулома имеет такое же право требовать предоставления себе жилья в Сыктывкаре, как и местный (опять же привет Конституционному суду РК). Что делает для муниципальных чиновников просто не решаемой задачу хоть как то планировать объем средств, необходимых для финансирования данной статьи расходов городского бюджета.   
 
А что республиканские власти, которые наградили мой родной муниципалитет этим ворохом проблем. Чувствуют ли они раскаяние? Судя по всему не очень. В прошлом году бюджету города Сыктывкара из республиканского бюджета для финансирования расходов по исполнению данной государственной функции, было направленно всего 22 миллиона рублей. В этом целых 13 миллионов 264 тысячи и триста рублей. Ну, ну. 
 
Хотя Вячеслав Михайлович уже начинает догадываться, что тут что-то не так
 

Что делать то будем?

Между тем ситуация, сложившаяся в нашей республике, не является уникальной. Аналогичная история приключилась в Забайкальском крае два года назад. Когда Законодательным собранием Забайкальского края был принят Закон от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районо и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», то тогда в защиту прав муниципалитетов выступила краевая прокуратура, которая обратилась в суд с заявлением о признании данного нормативного акта недействительным. 
 
Забайкальским краевым судом заявление прокурора было удовлетворено. В последствие Верховный суд России также подтвердил, что передача полномочий с уровня субъекта РФ на уровень местного самоуправления может осуществляться только с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (Определение Верховного суда РФ от 15 сентября 2010 года № 72-Г10-11). 
 
Значит, в случае обжалования в суде, разбираемого нами здесь, Закона Республики Коми № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» есть неплохие шансы на успех. Осталось только решить, кто же обратится в суд. Прокуратура? Муниципальные чиновники? Сами горожане, из тех, что годами стоят в очереди на получение жилья и чьи шансы и без того не очень большие, стали теперь полностью призрачными? Не знаю, не знаю.  
 
Опа, а давайте без суда, по-человечески, как раньше, просто напишем нашему губернатору челобитную….  
 
Он нас обязательно поймет
 

Орфография и пунктуация автора сохранена
Источник: ivanfofan.livejournal.com

 

Поделиться в соцсетях

guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
влада
влада
18.04.2012 18:48

Автору сироты стали поперёк горла? Своих детей он тоже на улицу выгоняет по совершеннолетии? А ведь государство берёт на себя обязанности по призрению сирот.Тем не менее, большинство их по выходе из сиротского дома оказываются выброшены на улицу.Очередников конечно наказали тем, что чиновники могут беспрепятственно высасывать из них жизненные силы, унижать,… Читать далее »

яя
яя
19.04.2012 08:49

Сами себя назначают и сами творят что хотят.А наемнику смысл писать.У него взгляд направлен вверх