Поговорим о школьном предмете «Основы религиозных культур и светской этики»

Много было споров об этом предмете: вводить или нет? А если вводить, то что...

15:45. 5 апреля, 2012  
  
3

Много было споров об этом предмете: вводить или нет? А если вводить, то что именно преподавать? Как преподавать? Где найти подготовленные кадры? Споры спорами, всё это казалось каким-то далёким, едва виднеющимся в далёкой перспективе, но вот уже до родителей учеников школ начали доводить информацию об этом предмете.

Так, недавно в одной из сосногорских школ провели родительское собрание, где поставили родителей перед фактом: в школы сбросили приказ о введении нового предмета. Тут же родителям предложили написать заявление, где бы мамы и папы указали, какую религию надо преподавать их детям. Моя знакомая (мама ученика этой школы) высказалась за все четыре крупнейшие религии (православие, ислам, буддизм и иудаизм). Вернее, знакомая утверждает, что в опроснике для родителей стояло именно такое перечисление религий. На мой взгляд, не совсем корректно, ведь православие – это ветвь христианства, а не самостоятельная религия. Ведь не было же в опроснике предложено выбрать шиит или махаян.

Так, дальше знакомая рассказала, что учитель предложила преподавать детям православие, аргументировав это тем, что мы живём в России, где больше всего людей исповедуют именно православие. У меня православная семья, и я была бы только «за», если бы в рамках этого предмета детям рассказывали о православии.

Но насколько корректно обычный школьный учитель сможет дать православие моему ребёнку? (Нам да школы хоть и далеко ещё, но голова уже болит от всех этих вопросов). И потом, раз уж введение этого предмета – неизбежность, то надо воспринимать его не как обучение какой-либо конкретной вере, а как обзор четырёх мировых религий, это был бы наиболее подходящий вариант. Человек, который растёт и познаёт мир, должен иметь широкий кругозор и иметь представление о том, что есть иная религия, нежели та, к которой относит себя его семья. Ну то есть урок «Основы религиозных культур» – так и должен быть основами, давать только общее представление: как возникла та или иная религия, кто был её основателем и какие основные постулаты заложены в неё, не углубляясь в тонкости тех или иных религиозных таинств, плюсов или минусов исповедования конкретной религии.

Много, очень много подводных камней скрыто в преподавании этого предмета. Позиция данного учителя (преподавать православие потому, что в России больше православных) – не есть правильная. Эта позиция изначально несёт в себе постановку одних над другими. Семья ведь вообще не обязана относить себя к какой-либо из религий, атеизм – это тоже право выбора каждого. Единственное, чего нельзя допускать, – это разжигания религиозной розни, а получается, что если школа выберет для себя только православие, то дети мусульман будут чувствовать себя ущемлёнными, будут недовольны родители этих детей, а это уже исток общественного недовольствия.

Ещё раз повторюсь, моя семья – православная. Но даже я понимаю, что преподавать надо все основные религии, не делать упор на что-то  одно. Мне искренне неприятно видеть нынешнее гонение на православную церковь, меня тошнит от тех, кто оскверняет имя Патриарха Кирилла и Владыки Питирима. Меня также возмущало желание построить мечеть в Лесозаводе Сыктывкара (хорошо, что отстояли!!!). Я отнюдь не толерантна. Но школа – это то место, где все должны быть равны. Будь то диковинный для нашей республики буддист или же более привычный православный ребёнок. Не перегибая палку, необходимо дать представление ученику о всех четырёх религиях, а уже в семье (по желанию) воспитывать в нём ту или иную веру.

По материалам авторского блога.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
3 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
ЭтаQwertyяя Recent comment authors
новые старые популярные
яя
Гость
яя

Так и не понял, зачем ребенка будут зомбировать -ведь он идет в школу получать знания, а не учиться, как и перед кем гнуть спину.Несмышленыш и читать-то толком не умеет.

Qwerty
Гость
Qwerty

«Щедрость – это середина между расточительностью и скупостью» «Мужество – середина между трусостью и безрассудной, бездумной отвагой» ( учебник стр.20) Это “Основы светской этики”!!! «Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо… Альтруизму противостоит эгоизм… Другое дело – разумный эгоизм. Разумный эгоизм – способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу» (стр.30-31,… Читать далее »

Эта
Гость
Эта

тема совсем недавно обсуждалась, и нет смысла гнать пургу.