Приласкав и… бросив

Вторая, теневая сторона жизни сирот-подростков

12:04. 23 марта, 2012  
  
2

Проработав два десятка лет педагогом в коррекционном детском доме для умственно-отсталых, воспитывая чужих детей, которым общество поставило клеймо «социальные сироты», я с ужасом оглядываюсь назад, и слёзы сами наворачиваются на глазах. Нас сейчас не удивить жестом благотворительности толстосумов или госчиновников, которые для показухи или для успокоения души одаривают детишек мягкими игрушками, книжками, сладостями. Да и само государство тратит на содержание детских домов бешеные деньги. Их вывозят два-три раза в год в оздоровительные санатории, лагеря, открывают для них компьютерные классы, одевают их в элитных магазинах, намазывают на хлеб толстый кусок масла.

 

Вторая, теневая сторона жизни сирот-подростков

Казалось бы всё хорошо, радоваться надо. Не ходят дети больше в одинаковых «инкубаторских» рубашках, не носят вещи, бывшие в употреблении, они имеют сотовые телефоны, МРЗ-плеера и визуально ничем не отличаются от «домашних» детей. Но это только одна сторона медали – яркая, гладкая, отшлифованная.
 
Но вот уходит беззаботное детство, кончается жизнь под контролем, по расписанию. Наступает время получать профессиональную подготовку в ПТУ- путевку в самостоятельную жизнь. Выбора у ребенка нет, его направили на учебу туда, где есть коррекционные классы, а это бесперспективные занятия в будущем. И первая ступень вольной жизни – это общежитие, где нет контроля, нет обязательств.
 
Новый поворот судьбы оборачивается изнаночной стороной медали. Как подняться 16-17- летним подросткам по ступенькам жизненной лестницы? За их спинами нет пап-мам, а если и есть, то алкоголики, уголовники; нет тех воспитателей, которые знали их больше, чем своих детей. Голый тыл!
 
Адаптация проходит ужасно! Подросток с головой  проваливается в житейский омут проблем, попадает под гнёт старшекурсников, становится объектом насмешек, унижений. Статус сироты для многих из его окружения становится лакомым кусочком. За сироту начинается интенсивная борьба. Кому же он достанется, чьей жертвой будет после 18 лет.?
 
Не секрет, что у многих выпускников детдомов на счетах сберкнижек большие денежные суммы – это алименты их родителей, пенсии по потери кормильцев, пособия. До достижения совершеннолетия счета воспитанников закрыты, ни одна копейка не уходит на их содержание. Но как только сироте исполнится 18 лет, папка документов передается ему лично(!) в руки. Делай что хочешь.
 
А как разумно распорядиться такой суммой денег? Положить бы их во вклады на приобретение жилья, на ремонт, на хозяйственные нужды. Но это же иллюзия! Как подростку 18 лет, умственно-отсталому, подчастую с больной психикой, распорядиться таким богатством?. Он счетом- то порой с трудом владеет, он в жизни не видел крупнее сторублевой купюры. У него пальцев не хватит, чтоб сосчитать, сколько это вообще значит. Не говоря о том, чтобы вложить его в дело. Да и как понимать, когда всё это словно с неба свалилось, на халяву. За плечами 9 лет иждивенческой, потребительской жизни. Учили его только по бумажкам, на словах, как правильно тратить деньги, а практики- то не было. Это в семье ребенок проживает вместе с родителями от зарплаты до зарплаты. А в детдомах всё четко расписано изо дня в день. Немудрено, что многих сирот-подростков «сносит крышу».
 
Нетрудно проследить путь 18-летнего подростка-олигофрена. Это наркотики (подсаживают друзья-«доброжелатели»), алкоголь, проституция, ранняя беременность, криминал. Зайдите в училища, загляните им в глаза. Нет, вы не увидите в них грусти, отчаяния, не увидите боли и страдания. Это будет потом. Сейчас же в них столько кайфа, столько готовности совершать безумные поступки, столько упований на «верных» друзей, столько раздолья и СВОБОДЫ.!
 
Подобных случаев многжество. Как-то я занялась подсчетом, куда уходят мои выпускники. Где они, как они? А их у меня много. Есть 30-летние, 22-летние и несовершеннолетние. Сейчас проследить за молодёжью, которая «держится на плаву» просто. Они все «зависают» в Интернете. Мои выпускники тоже не исключение. В «поисковике» нахожу знакомые лица, добавляюсь в «друзья». Приветы, запросы, поздравления. Сколько вас? 5-10%? Всего лишь, а остальные? Начинаю расспросы: «Кого видели? Как и где?» Пишут: «Один спился. Другой сидит. Третий бомжует. Четвёртого убили».
 
Картина жуткая. Утешаю себя тем, что девочки уж, наверняка, выкарабкались. Замуж вышли, тыл обрели. Я всё им твердила, будь что будет в жизни, детей не отдавайте в интернаты, создавайте свои семьи, не опускайтесь, не повторяйте ошибки своих мам. Нахожу их ВКонтакте. С детишками. Радуюсь. Приятно. Начинаю общаться. Но порой не знаю, как им ответить. Тупо начинаю молчать, потому что не знаю ответа на их вопрос: « Как жить? Муж пьёт, нет работы, ребенок болеет, денег не хватает». Деньги, которые были на сберкнижке, потратили на бары, на телефоны себе и друзьям, приобрели машины.
 
О последнем особая речь. Любой подросток мечтает иметь свой автомобиль. Не исключение и выпускники детских домов. Не важно, что у них нет соответствующих документов: водительских прав (воспитанники состоят на учёте у психиатра), регистрационного номера, о прохождении техосмотра. Зато есть ключи и великое желание быть в центре внимания. Как же, владелец машины! Через пару дней выясняется, что машина вообще не ездит. Всё! В кабалу залезают по полной программе.
 
Помощь нужна им каждому. Кому-то душевная, кому-то моральная, кому-то юридическая, а кому-то и психиатрическая. И эту проблему надо решать. Решать всем миром, на государственном уровне, возможно создавая социальные общежития для таких не приспособленных к жизни людей. Надо обдумать механизм помощи подросткам-сиротам. Нельзя допускать, чтобы они шли на дно, деградируя и плодя себе подобных.
 
 

От редакции

С 15 марта по 1 апреля 2011 г. в республике проведен Конкурс по разработке логотипа Года ребенка в Республике Коми. 
 
На конкурс поступило 183 работы из образовательных учреждений республики, общий охват участников – 225 человек.
 
Победителем конкурса признана работа «Мы – дети своей республики», автор Федяева Светлана Станиславовна, воспитатель ГОУ «Специальный (коррекционный) детский дом № 2» с. Усть-Вымь.
 
Идея логотипа: Над головами детей – девочки и мальчика в национальных костюмах (малицах) – раскрытый зонт, символизирующий триколор флага Республики Коми, который защищает от негативного воздействия окружающей среды, как климатического, так и социального. Улыбки детей олицетворяют счастливое детство под защитой своей малой Родины.
Поделиться в соцсетях

guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Ева
Ева
23.03.2012 12:25

“Нельзя допускать, чтобы они шли на дно, деградируя и плодя себе подобных.”
Так вот и продумывайте, чтоб не рожали!
вообще педагоги как – то учат предохраняться!?

АВСеменов
АВСеменов
23.03.2012 12:58

Это Вы к оккупационно распильной власти обращаетесь? гайзЕР-ВОР глухарь.