Невеселые размышления нашего автора о судьбах отечественной журналистики и о том, что общего может быть у нашей прессы и у пишущей братии страны махараджей и заклинателей змей.
В меньшинстве и в обиде
Индийцы очень гордятся тем, что их государство по праву считают самой большой демократией в мире, где помимо прочих безусловных ценностей «самого худшего способа правления на земле, лучше которого пока не придумали», существует и вполне реальная свобода слова. В стране, где главными проблемами остаются высочайший уровень бедности и коррупция, все три ветви власти не могут в своей деятельности не опираться на четвертую власть. За все время моих частых и длительных посещений Индии я не раз был свидетелем того, как тот или иной высокопоставленный чиновник подавал в отставку после резонансных публикаций в СМИ, что называется, не дожидаясь вынесения судебного решения.
Приходилось неоднократно встречаться и с пишущей братией страны махараджей и заклинателей змей. Не могу сказать, что сегодня я являюсь большим экспертом в области индийских СМИ, тем не менее, с кое-какими проблемами тамошних мастеров «лейки и блокнота» я все же знаком.
Мировой экономический кризис сказался на самочувствии независимых индийских СМИ. Многие газеты закрываются, либо выводят своих журналистов «за штат». Некоторые издания, что называется, «меняют ориентацию», перестают «глаголом жечь сердца», «вскрывать язвы общества», проводить журналистские расследования, в общем «ложатся под власть».
Безработный редактор отдела политики из небольшого бомбейского еженедельника, с коим мне посчастливилось познакомиться, называет подобные издания и тех людишек, что там гнездятся, метким индотермином – шучалайя (варианты произношения на других родственных с хинди диалектах – «шоччалая» и «шочулай»). В узком смысле это слово переводится как отхожее место, туалет. В широком – означает вместилище вообще всякого дерьма, что производит наш грешный мир.
Извините за столь пикантную подробность, но всякие аналогии с удачным русским определением «газета для туалета» в Индии мало понятны. Просто потому, что в традиционных индийских туалетах, еще раз извините, не пользуются бумагой.
Шучалайа, конечно же, приносит неплохой доход, но имеет массу недостатков. Деятели этого направления автоматически попадают в категорию «нерукопожатных». То есть приличный человек при встрече не протянет им даже левую, «нечистую» по индийским обычаям, руку. А в провинции читающая публика может шучалайщика и побить. Их боятся и ненавидят даже труженики официальных властных пресс-служб. Именно потому, что в своем рвении вылизывать власть они намного превосходят последних, зачастую отнимая хлеб насущный.
Еще одна важнейшая черта шучалайщины – полнейшее отсутствие собственных взглядов на происходящее в стране. Это помогает ей выжить в непростых условиях конкурентной борьбы за власть между различными партиями. К примеру, вчера они обслуживали интересы ИНК, сегодня облизывают руководство «Бхаратия Джаната», а завтра шучалайщина будет петь хвалебные гимны во славу одиозной националистической «Шив Сена».
Поэтому и партийные идеологи также стараются дистанцироваться от шучалаев, предпочитая использовать их для одноразовых нужд – как носовой платок при насморке или стакан газировки в жаркий день.
Шучалайная журналистика в Индии, к счастью, не является массовым явлением. Таким как, к примеру, другое внебрачное детище свободы слова – желтая пресса. Большинство журналистов, я уверен, разделяют принцип: «служить бы рад, ПРЕСС-СЛУЖИВАТЬСЯ тошно!»
Имя им легион
Иная ситуация в современной России. Власть за 12 лет путинского правления смогла-таки по максимуму зачистить медийное поле. У всех на слуху громкий разгром НТВ а потом и ТВ-6, а сколько региональных каналов, радиостанций и газет было «без шума и пыли» уничтожено за этот период – одному Богу известно.
Неудивительно, что крупные и по-настоящему независимые российские федеральные СМИ сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки. Одна радиостанция (на которую оказывается небывалое давление в последнее время), пара-тройка газет, независимый телеканал…
В провинции, по понятным причинам, с этим добром дело обстоит еще хуже. Так, по моему скромному убеждению, независимых печатных издания в Республике Коми всего 1,25. Да, да. Именно один с четвертью. Причем многие читатели могут со мной еще и не согласиться по поводу этой самой четверти.
И дело даже не в том, что местная власть прибирает к рукам все более-менее приличные СМИ. Власть отбирает собственно хозяйствующие субъекты, но она не может при всем желании отобрать мысли, идеи, наконец репутацию самих журналистов. Если они, конечно, сами не выставляют эти нехитрые ценности на продажу. Выставляют, плохо понимая, что после такого позора возвращение в классическую журналистику уже невозможно. Так же невозможно, как писать о воровстве, произволе и бездействии высших чиновников после десятилетия успешной работы в правительственной пресс-службе.
Откровение Блаженной Ксении
«Либо сиди без работы, либо делай фигню и не высовывайся. Либо становись Соловьевым», – поведала о нехитром выборе российского журналиста эпатажная госпожа Собчак сразу же после закрытия собственного телевизионного политического проекта.
Можно по-разному относиться к творчеству дочки первого губернатора Санкт-Петербурга, тем не менее, иногда устами Ксении Анатольевны глаголет истина.
Это при том, что московскому журналисту «с именем» пока все же есть куда пойти. А вот провинциалу…
«Делать фигню, не высовываться, но не участвовать во лжи» – согласитесь, это тот самый срединный путь и не самый худший выход, не требующий сегодня больших жертв от труженика пера, который привык дорожить честью смолоду.
Например, мой вышеупомянутый бомбейский знакомый временно устроился в спортивное издание и сейчас пишет о крикете и футболе. Он не теряет надежды найти работу по специальности, не продавая при этом душу дьяволу.
А ведь есть возможность благополучно продолжить творческую деятельность и за пределами печатных изданий без ущерба для собственной репутации. К примеру, сегодня несравнимо большую аудиторию имеют ЖЖ, Facebook, Twitter и вообще все то, что принято относить к так называемой «партии интернета». Партии, которая с каждым днем продолжает расширять свое влияние и отбирать голоса у «партии телевизора» и «партии газеты». А о том, какие настроения в настоящее время доминируют на бескрайних просторах Рунета – не мне вам рассказывать. Достаточно лишь набрать в поисковике название правящей камарильи…
А что касается шучалайшины… С ней не нужно, да и бесполезно бороться. Как бесполезно бороться с сыростью в тропический сезон дождей. Она – плоть от плоти продукт нынешнего режима и исчезнет после того, как в России в результате мирных ненасильственных действий народных масс будет установлен демократический строй. Кстати, идею ненасилия когда-то пропагандировал великий сын индийского народа Гандиджи, после смерти которого, как известно, нашему самодержцу и «поговорить-то не с кем». Но это уже совсем другая история…
Один с четверьтю это типа Краска и немного Трибунки? Не совсем понятно.Сдается мне что аффтар тоже щучалайщик ибо знаком с явлением изнутри