Ладно ли готовимся к «Василею»?

Приближается традиционный Республиканский конкурс самодеятельных композиторов современной коми песни «Василей». Самодеятельные композиторы представили свои...

Автор:   
11:50. 29 декабря, 2011  
  
7

Приближается традиционный Республиканский конкурс самодеятельных композиторов современной коми песни «Василей». Самодеятельные композиторы представили свои произведения для отбора. Кто-то  – только нотную запись, кто-то  –  диск с записью песни под аккомпанемент баяна, гитары или пианино. Авторы в неравных условиях. И что же?

Собралось больше двадцати самодеятельных композиторов. Председатель жюри начинает обсуждение. Первый – В.Чувьюров, автор известной «Ветлö тапикасьö ош». Мол, надо немного переделать, какой-то кусочек что-то напоминает, там не проставлена гармония, а если проставлена, то надо бы другую, теоретизирует. А нужно ли это простому баянисту, из души которого вылилась песня? У нас же не консерватория, где с каждым работают индивидуально, объясняя на знакомом автору материале. А здесь? 20 человек по 15-20 минут слушают, не слыша музыки, не видя нот, естественно, не понимают, о чём идёт речь. Сидят, зевают. Другие члены жюри  молчат. Потом бедного  автора заставляют взять баян и сыграть свою песню. Автор от волнения дрожит, не может сыграть СВОЮ песню.

Со вторым автором   –  такая же канитель. Председатель жюри начинает что-то объяснять, учить. Автор и нот-то не знает, сидит с диском, на который записана песня на слух, а ноты записать помогли. Он ёрзает, наконец, прослушав фрагмент, с пренебрежением откладывает. Третья песня… четвертая… и всё в таком же духе.

Я уже упомянул, что в консерватории музыке учат индивидуально на конкретном материале. А тут? Двадцать человек, не слыша песни, не понимая, о чём идёт речь, зевают. Тоска! А время идёт! «Василей» – это конкурс музыкальных душ, людей, складывающих песни в основном для своей души. Кому нравится – пусть поют, нет – сам будет петь, себе и другим, ведь душа «поёт».

А то вот председатель жюри приглашает автора спеть свою песню, и сам подходит к инструменту. Первые две строчки, где одноголосие, сыграл, а как дошли до двух-, трёхголосия,  – тык-мык. Не доиграл и не допели. Ни члены жюри, ни конкурсанты не получили представления о песне. Оказывается, он не готов, не смог сыграть с листа. А чтобы сыграть с листа, о песне надо уже иметь представление, дома хоть пару раз проиграть. Такое впечатление, что автор песни чем-то не угоден товарищу, и он не желает пропустить песню на конкурс. Хотя всё же раздался голос одного члена жюри, который, видимо, проигрывал её для себя, до обсуждения, и который произнёс, что песня  хорошая!

Мне думается, что способ обсуждения песен порочен. Песни нужно прослушать в исполнении мастера-пианиста или баяниста, которые заранее ознакомятся с песнями, а потом легко проиграют для жюри и конкурсантов с листа. Нанять для этого специалистов. Тогда авторы будут в равных условиях. Прослушать звучание пока на одном инструменте. А потом, непосредственно на конкурсе «Василей», как захотят автор и исполнитель, под разные аккомпанементы. И только прослушав все песни, жюри обсуждает и решает, какие композиции рекомендовать на «Василей». Может быть, даже тайным голосованием. А сейчас этот вопрос решается одним человеком, который давит авторитетом должности.

О номинациях. Часто номинации высасываются из пальца, подбираются под конкретную композицию. На «Василей» отбирается  двенадцать песен, вот и сидят думают, какую номинацию дать той или иной песне. Смешно! Что это за номинации: о родном крыльце или замке, ручье или колодце, или даже о дыме из родной избы? Может быть, стоит объединить несколько номинаций в одну, которая охватит ряд факторов и явлений жизни. В порядке бреда: кроме «Героико-патриотической» номинации, определить «О Родине и родной земле» (включая родное крыльцо, любимую речку и дым родной избы),  «О родных людях» (мать, отец, тёща, зять, бабушка и т. д.), «О любви и любимых» и «Шуточно-жанровая».

Поделиться в соцсетях

guest
7 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Ребекка
Ребекка
29.12.2011 12:41

В целом согласна. Кстати, привлекайте если что. Я петь не умею, но на с’аккомапннировать могу.
Очень люблю этот праздник, в этом году обязательно приеду. Усть-Кулом – место, где реально выучить коми язык))

влада
влада
29.12.2011 18:00

Удивительно! А казалось, на Коми земле самодеятельных авторов много. И профессионалов достаточно. Так, в чём загвоздка?

Гости
Гости
29.12.2011 21:01

Поддержка государства жизненно необходима!!!! Во всех смыслах:привлечение профессиональных музыкантов,обучение самодетельных авторов в течении года, а не за две недели!И всё это… требует немалых финансовых вложений!! Сколько вкладываем, столько и получаем!!! Спасибо нынешним организаторам и музыкантам!Они как могут поддерживают конкурс! Земной поклон!

Терентьев С.А.
Терентьев С.А.
30.12.2011 09:49

Академические музыканты с консерваторскими дипломами в упор не понимают что такое народная музыка. И что ИМ там делать нечего. Не нужно соваться не в своё дело. Ребекка, что за высокомерие! С чего Вы решили, что чем-то поможете народным музыкантам? Вы там только всю малину испортите. Вы – совсем из другой… Читать далее »

впальто
впальто
30.12.2011 21:59

Это окончательная версия фотографии или ещё кого-нибудь с фамилией Горчаков найдёте?

Аноним
Аноним
30.12.2011 22:12

А як же ш – портрет Евгения!

Петя Фитцжеральд
Петя Фитцжеральд
12.01.2012 10:03

Странно рассуждает малограмотный С. А. Терентьев. Он не понимает, что вся так называемая “народная” музыка – авторская. И что когда-то сочинил любую, ставшую народной, тему ее конкретный автор Петя. Или Джон.И не будь государства и порождённого им института профессиональных музыкантов (включая консерваторию, о которой С. А. Терентьев не имеет представления),… Читать далее »