Зачем нужен Союз композиторов?

   Бытует мнение, что творческие союзы (и Союз композиторов в том числе) были созданы сталинским...

Автор:   
14:14. 18 сентября, 2010  
  
15

 

 

 

Бытует мнение, что творческие союзы (и Союз композиторов в том числе) были созданы сталинским режимом специально для прославления оного. Поэтому, мол, режим их и подкармливал заказами, квартирами, заграничными поездками, тиражами и иными преференциями. А сейчас, когда петь осанну режиму стало немодно, они-де уже не нужны. И в качестве самого убойного аргумента проводят аналогию с капиталистическими странами, где таких союзов нет.


Такую точку зрения обычно отстаивает околомузыкальная публика. Это особый тип людей: такие обычно не знают ни одной симфонии Чайковского, но со знанием дела рассуждают о его половой ориентации.

Придумал творческие союзы, конечно, не Сталин и не его режим: объединяться по профессиональному признаку люди стремились всегда. С глубокой древности известны гильдии каменотёсов, горшечников, суконщиков, оловянщиков, бочаров и прочих ремесленников. Это были первые саморегулируемые организации, объединённые по виду деятельности. Их целью было противостоять ужасному злу – некомпетентности. Мастерство профессионалов, таким образом, заставляло подтягиваться и «самодеятельность».


В Голландии в XVII веке существовала Гильдия художников, стать членом которой было высокой честью. Почему? Потому что гильдия объединила мастеров суперкласса, и ниже их уровня писать было попросту нельзя. Портреты и пейзажи «больших голландцев» ценились выше, чем «малых». Те, непринятые в гильдию, считались «самодеятельными» художниками. Неслучайно период существования гильдии совпал с золотым веком голландской живописи. Но вот ведь какая штука: когда вглядываешься в работы «малых голландцев», невольно поражаешься и их высокому мастерству. И это не парадокс. Срабатывает железная закономерность: чем выше уровень профессионального искусства, тем выше уровень и самодеятельного.


«Могучая кучка» была первым в России союзом композиторов, и тот художественный уровень, который задали и на котором творили кучкисты (во всяком случае, трое из них), оказал влияние на всю русскую музыкальную культуру XIX века, а шедевры, созданные ими, остались вершинами русского искусства. И смотрите: в 1909 году Сергей Иванович Танеев создал 12 хоров специально для Московских Пречистенских курсов для рабочих. Вслушайтесь в эту музыку – исполнить её сегодня под силу не каждому профессиональному хору. А ведь она была написана Танеевым для самодеятельного коллектива! Каков же должен быть его уровень? Значит, сработала та же железная закономерность.


О преференциях. Насчёт квартир, якобы выделяемых членам творческих союзов, – миф. Легенда. Заграница? Ни малейшей скидки. Покупай путёвку, если есть в наличии. Издания? У меня, за всю жизнь издали один фортепианный сборник. К моему 50-летию.


Но была одна преференция – Главная. Она состояла в том, что государство в лице Министерства культуры заказывало и закупало у членов СК музыку, возлагая на себя обязательства по её исполнению. Это были оперы, симфонии, кантаты, романсы. Реже – песни (они обычно приобретались радио и телевидением). Закупалось, правда, далеко не всё – лучшее.


И что важно: многие закупленные оперы действительно ставились, симфонии игрались
, кантаты пелись, романсы исполнялись. Существовала некая гармония: песенники не писали опер, а симфонисты не сочиняли песен. Ну песенники, собственно, и не могли писать опер, а вот симфонисты порой могли «учудить» и в песенном жанре. Помните «Нас утро встречает прохладой…»? В 30-е годы «Песня о встречном» Д. Шостаковича была настоящей попсой. А 60-е вся страна пела песню Р. Щедрина «Не кочегары мы, не плотники» из кинофильма «Высота». А ведь оба композитора входят в число лучших симфонистов ХХ века.


Стоп! Не надо заводить бессмысленной полемики на тему «кому нужны эти ваши оперы и симфонии». Тем, кто задаёт подобные вопросы, они, разумеется, не нужны, и я говорю об этом без малейшего осуждения. Это – абсолютно стандартная ситуация. Так было всегда: поклонников классики (и вообще академической музыки) и сегодня в мире не более двух-четырёх процентов от всех слушателей и зрителей.


И это естественно. Восприятие серьёзной музыки требует от слушателя иной духовной работы, чем любая другая музыка. Программа мюзик-холла воспринимается легче и собирает больше зрителей, чем, скажем, опера «Отелло».


«Panem et circenses!». Так звучит на латыни известный со времен распада Римской империи лозунг «Хлеба и зрелищ!», актуальный, конечно, и в эпоху распада Советской империи. Сходство один в один: именно под знаком бесконечных шоу и катится весь постперестроечный период.
Поскольку государство особое внимание уделяло песне («самому демократическому жанру», как её именовали в партийных документах), в нашей стране возник музыкальный феномен, которого до того не было нигде – массовая песня. Не «популярная», подчёркиваю, а именно массовая (это далеко не одно и то же). Но это так, к слову. Важнее другое. Лучшие песни (те самые «старые песни о главном») были созданы, в основном, членами СК. Это означает, что авторы этих песен учились музыке не менее 16 лет, причём окончили консерватории именно по композиторской специальности.


Лично я всех сочиняющих музыку делю на две категории – композиторов и песенников. А всех, пишущих стихи, – на поэтов и текстовиков. В этом нет ничего уничижительного – речь идёт всего лишь о специализациях.


Если очень разозлиться и швырнуть гипотетическую палку в гипотетическую людскую толпу, то непременно попадёшь в песенника. Причём с большой долей вероятности могу предположить, что он окажется ещё и автором слов. Возможно, на английском языке. Россия достигла высочайшего пика своей музыкальной культуры: песни пишут почти все! Остальные пишут тексты.


Если вообразить портрет, где будут изображены Дмитрий Шостакович и Игорь Крутой, то надпись под портретом «Композиторы Шостакович и Крутой» меня покоробит. Потому что композитором на портрете является только один, а второй – песенник, автор множества популярных сочинений в этом жанре. Не убедит меня и надпись под картиной «Поэты пьют чай», если там изобразят молодого поэта Михаила Лермонтова (которому нет и 28) и седовласого мэтра-текстовика Илью Резника (ему за 70). Помилуйте, разве поэты – они оба?


Это я к тому, что музыкальное искусство двигают вперёд НЕ песни (сколько бы их ни писалось), а всё-таки оперы, симфонии, кантаты, романсы. И поступательное развитие литературы характеризуется отнюдь НЕ текстами для песен, а романами, повестями, пьесами, рассказами, высокой поэзией. Конечно, это никак не отвергает и не препятствует появлению талантливых самородков в любом жанре, но двигать своё искусство вперёд, развивать его под силу лишь профессиональным творческим союзам.


Упрёки в прославлении творческими союзами сталинского режима смешны: режим славил ВЕСЬ народ, находящийся на свободе. В том числе, конечно, и деятели литературы и искусства. А после смерти вождя все продолжали славить режим не менее активно, легко заменив «Сталин» на «Партия». Славили искренне, вкладывая в песни и кантаты, оперы и симфонии, романы и пьесы весь свой талант и мастерство. В те времена славить родину было весомой частью идеологии, а на идеологию государство денег не жалело.


Сегодня эта dolce vita – «сладкая жизнь» творческих союзов закончилась. Государство в лице Министерства культуры ничего никому не заказывает, не покупает и не издаёт. И это понятно: оно ему надо? У него сейчас задача поважнее – удержаться на своих местах и постах. Поэтому смотрит оно на нас искоса и исподлобья (если вообще смотрит), считая нас дармоедами. Кем оно считает себя, мы, конечно, видим. А кем считаем его мы – тема другой статьи. Возможно, статьи в УК РФ. И жгучий вопрос Министерству «Что ж ты, милое, смотришь искоса, низко голову наклоня?» мы уже и не задаём…


Как тут не позавидовать западным композитором, где существует масса общественных фондов в поддержку искусства, в том числе композиторского! В одном из таких я побывал, будучи в Финляндии. Эти фонды издают музыку финских композиторов, хоть и небольшими тиражами. И никто в этих фондах не смотрит на композиторов ни исподлобья, ни искоса…
Но если у нас с творческими союзами так всё плохо, то почему нет массового оттока из них? Почему пусть медленно, но творческие союзы всё же растут?
Потому что быть членом творческого союза почётно, а вступить в него невероятно сложно. И 16 лет обучения музыке с окончанием композиторского отделения консерватории  – отнюдь не гарантия вступления в Союз композиторов!


Смотрите: нужны две рекомендации членов Союза, чтобы просто приняли твоё заявление. А дальше полная неизвестность, потому что твои сочинения поочерёдно рецензируют два композитора, причём один так никогда и не узна́ет мнение другого о твоей музыке. Если их мнения разошлись, твою музыку слушает Приёмная комиссия. Если мнения и тогда разделились, музыку слушают на секретариате Союза. А если уж и секретариат не пришёл к единому мнению, то музыку слушает Правление, и это мнение уже окончательное. Я, например, до сих пор не знаю свою первую инстанцию – тех двух композиторов, кто, не сговариваясь, дал мне путёвку в Союз композиторов…


Словом, членство в нашем творческом союзе – это знак своего рода избранности, элитности, но и громадная ответственность: кто из нас гарантирован от неудачи? Гарантировать можно только, пожалуй, хороший вкус, уж это-то за 16 лет учёбы в нас воспитывают насмерть. Может, именно поэтому исполнительские конкурсы во всём мире обычно возглавляют композиторы. К тому же, у композитора, как правило, не бывает персональных предпочтений, будь это скрипач, певица, хор или оркестр, джаз или попса – роль играет только мастерство исполнителя. Композитор по определению заинтересован в развитии любого искусства. Лишь бы это было искусством.


Так для чего же нужен Союз композиторов? Эта странная организация, куда берут не всех. Организация с глубоко продуманной обороной от «чужаков». Зачем она? Чтобы в её недрах созидалась бессмертная музыка?


Не будем лукавить. И не будем считать себя непогрешимыми. Тут уж как Бог рассудит. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»
А существует Союз композиторов для того же, для чего с глубокой древности создавались ВСЕ профессиональные гильдии: чтобы противостоять некомпетентности. Особенно воинствующей. Невежественности, так часто торжествующей. И непрофессионализму. К сожалению, повсеместному.

 

 

 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
15 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
мыпротивостоять некомпетентности. Особенно воинствующей. Невежественности, так часто торжествующей. И непрофессионализму. К сожалению, повНедимаДимаОдним словом Recent comment authors
новые старые популярные
supermouper
Гость
supermouper

Ну да, конечно ве непрофессиональны, кроме комикомппозиторов Ну да, конечно надо 16 лет учиться музыке, особенно Олегу Глазкову из группы Фракция( не уверен, точнее уверен что он не кончил даже музыкальной школы), когда они с моим брательником в 91 году начинали бренчать какуюто хрень у меня дома( есть компромат, записи).… Читать далее »

Месяц
Гость
Месяц

Молодец!Тебе бы еще пару лет в русском языке попрактиковаться.

Песенник
Гость
Песенник

Уважаемый композитор Михаил Львович! Что же вы столь натужно хотели донести до охлажденной климатом зырянской публики?

Хоровик
Гость
Хоровик

Песенник, а вы согрейтесь и поднатужьтесь:))

Струнник
Гость
Струнник

Хоровику тоже не мешало бы русским языком подзаняться.

вольдемар
Гость
вольдемар

а кто же про Леонтьева писать будет?носится как с писаной торбой!

Афоня
Гость
Афоня

а слабо Вольдемару в фонтан нырнуть?

mus
Гость
mus

Союз композиторов нужен только для того, чтобы некий препод из училища иск-в Михаил Г. мог запросто уволить своего директора или еще кого

rock
Гость
rock

Значит директору осталось работать дней пять.

Sunny
Гость
Sunny

Уважаю и поддерживаю!

Непрофессионализм заполонил всё и вся.

Михаил Львович, Вы как всегда точны, умны и мудры.

Так держать!

Одним словом
Гость
Одним словом

Нужен. Герцману.

Дима
Гость
Дима

Согласен со статьей: какой уровень профессионалов, такой и уровень самодеятельности

Недима
Гость
Недима

Дима! А может наоборот?

противостоять некомпетентности. Особенно воинствующей. Невежественности, так часто торжествующей. И непрофессионализму. К сожалению, пов
Гость
противостоять некомпетентности. Особенно воинствующей. Невежественности, так часто торжествующей. И непрофессионализму. К сожалению, пов

Сложно спорить. Т.к. есть достойные образцы, например, Союз художников, который возглавляет НЕ художник и в который принципиально не вступают признанные, авторитетные мастера.Целесообразность существования Союза журналистов, в правление которого входят склонные к плагиату субъекты типа Туркина, также вызывает сомнения. Писатели в РК, безусловно, есть. Но нужен ли Союз писателей Столповскому или… Читать далее »

мы
Гость
мы

почему же тогда,если композиторы считаются высшим сословием,некоторые из них опускаются до похотливых мыслей и низких высказываний.Вот Вы здесь рассуждаете о профессионализме и о образцовой классической музыке,а на уме у Вас тоже,что и у простого пошлого невежды,который даже на минуту не может задуматься о чем-то высоком,кроме как о проходящей мимо юбки!!!