Вы замечали хоть иногда, читатель, как сжимается время? По степени привходящей новизны год от года время становится всё гуще. Полистайте календарь знаменательных и памятных дат, например, на ноябрь. Велика ли временная пропасть между старым и новым, скажем, в двести лет? Несопоставимо по сравнению с эпохами Ивана Грозного или Дмитрия Донского. По данным «шестой ревизии населения», в 1811 году в республике проживало всего… 60 тысяч человек, это численность среднего городского посёлка. За два века число коренных жителей увеличилось лишь в пять раз, да и за счёт приезжих приблизилось всего к миллиону.
Зато по качеству жизни мы мчимся вперёд гигантскими скачками. Оказывается, первый стадион в республике открылся 75 лет назад, а строительство асфальтированных дорог в сельской местности и того меньше – 45 лет.
Когда я был старшеклассником, в начале 50-х годов, запомнилась однажды лекция одного учёного мужа из Москвы, который предсказал на наше будущее немало чудес, к примеру, появление домашнего кино – телевидения. Что казалось тогда сказкой. Однако прошло меньше 30 лет, как не только Москва и Ленинград, где я впервые увидел телевизор (с увеличительным стеклом перед экраном), но и Сыктывкарский телецентр начал вести передачи в цветном изображении (1981).
Первый колхоз, первый институт, первая скважина на Воркутинском месторождении угля… – и всё это каких-то 80 лет назад. За это время колхозы родились и успели умереть. Фильмов наплодили – за всю жизнь не пересмотреть, тем паче если одни и те же гонять на теле-экране, как это делается у нас. Тысячи специалистов трудятся уже в республике с «поплавками» на груди местных вузов. Больше всего же в календаре памятных дат меня поразило сообщение о том, что восемь десятков лет назад в республике была открыта… первая общественная баня. Неужели этому первейшему городскому бренду всего каких-то восемьдесят?!
Как уплотняется время, в котором мы живём, наглядно видно и по такой дате. В 1996 году состоялись первые Пименовские чтения, посвящённые жизни и деятельности учёного-диссидента, депутата Верхсовета РФ, друга академика Сахарова Револьта Пименова. А всего-то чуть более 20 лет назад Револьт Иванович ещё был под колпаком КГБ, чекисты приходили и ко мне в редакцию – к человеку, бывавшему у него дома, чтобы прощупать, не одним ли я «воздухом дышу» с «подозрительной личностью». Ох, хорошо, что памятные даты, обдутые и обсушенные временем, лишены покрова политизированности.
Вот как писать надо.КРАСИВО