Модно читать газету! Размышления после медиафорума

Медиафорум, что состоялся в Сыктывкаре 11 ноября, собрал представителей четвёртой ветви власти со всей...

23:15. 13 ноября, 2011  
  
1

Медиафорум, что состоялся в Сыктывкаре 11 ноября, собрал представителей четвёртой ветви власти со всей республики. Средствам массовой информации по-прежнему принадлежит «руль» в формировании общественного мнения. Какими они должны быть? Технологичными? Безусловно, да. Но в погоне за модными фишками не «выплеснуть бы ребёнка», а именно не утратить доверия наших читателей, слушателей и зрителей…

 

Доверие – краеугольный камень СМИ

Как-то в последние 20 лет капиталистического угара средства массовой информации, как и все, погнались за деньгами. Пропишем, вылижем, наврём, запугаем – любой каприз за ваши деньги…

СМИ росли как на дрожжах: официальные, жёлтые, розовые и голубые, глянцевые и на «туалетной бумаге», что и породило закономерный перекос. Предложение превысило спрос. Одураченный и обманутый читатель и слушатель откликнулся на непотребу рублём. Перестал слушать, покупать и выписывать враньё.

Во всеобщем хоре, предрекающим гибель множества СМИ, забрезжило и спасение. ДОВЕРИЕ! Главное – не те разовые деньги, которые плачены за заказуху, а доверие потребителя. Он будет покупать и слушать только те средства массовой информации, которые это доверие заслужили.

 

Государству не нужны «заводы, газеты и пароходы»

Сегодня главный собственник СМИ – государство. Ему принадлежит 80% «пакета» всех СМИ в стране. Затраты на их содержание составляют 174 миллиарда бюджетных рублей.

Первая попытка скинуть СМИ, как бабу с воза, чтобы облегчить бюджет, состоялась в 2003 году. С этого года началось недофинансирование отрасли. Государственные СМИ, которые жили сытно за счёт государственных средств, а значит, и за стойкую преданность курсу, шагнули в рынок. И столкнулись с такой головной болью, мама не горюй. Ну, во-первых, финансирование сократилось, а командный тон в лице Учредителя остался. Значит, о власти можно писать только с придыханием, лестью и искренней преданностью. А как же иначе, кто платит, тот и заказывает … Попробуй-ка разместить альтернативное мнение на официальный курс, программу, проект, акцию, ох, вообще без штанов останешься. Одна дорожка остаётся – на рынок. А на рынке все злые, ушлые, прожжённые, сговорившиеся. Как в сказке получается: с государством рассоришься – без штанов останешься, на рынок сунешься – и вовсе головы можешь лишиться.

В 2010 году государство решило избавиться от лишней собственности, в том числе и от СМИ, в которых ранее выступало Учредителем. Над отраслью, уже запуганной вечным голодом, нависла реальная опасность полного исчезновения.

После резкой реакции со стороны редакторов региональных, муниципальных СМИ и губернаторов наверху поняли, что погорячились. Кто ж просто так отдаст «руль», мощный инструмент влияния? А как же с народом разговаривать? Это ж равносильно тому, чтобы ракетные комплексы врагу в карты проиграть.

11 ноября в Сыктывкаре опять шёл непростой диалог на тему: место власти в СМИ. Форму разговора – ДИАЛОГ –  уже можно считать обнадёживающим фактором, стремлением сторон к пониманию и компромиссу.

Г-н Чернов Алексей Леонидович, первый заместитель Главы РК, с этого и начал дискуссию. Предложил строить разговор о будущем СМИ конструктивно: Проблема. Поиск. Решение.

 

Решения

Как изобрести механизм взаимодействия власти и СМИ, чтобы в итоге получить доверие потребителей информации и репутацию честного издания? Сколько стоит доверие? Или эта жизненная ценность не поддаётся политическому и экономическому регулированию?

«Государство лезет во все сферы жизни…»

Это прямая речь, что прозвучала на медиафоруме от представителя одного из независимых республиканских СМИ. Хотя, ха-ха, простите, оно действительно одно и есть на всю республику. Есть несколько независимых городских изданий, среди этаких редкостей я знаю только ещё одну независимую газету «Неделя Усинска».

К газетам, которые работают на бизнес, степень доверия выше. О многих событиях они могут говорить открыто и честно. Когда в зависимых от власти СМИ сплошная лесть и белые одежды безгрешных праведников, «волочаевские дни» победных будней, простому потребителю информации про то, как всё хитро устроено, становится не по себе.

Ну, хоть до крови чеши репу, а никак в голове не укладывается, почему я её, власть, сама выбираю, как народную совесть, а она меня оставляет один на один с кровопийцами. Типа, ну, дорогой, стань гражданином, и уж сам как-нибудь разбирайся со всем сонмом проблем от отравленной еды, безответственного врача, учителя-ненавистника детей до управдома-рецидивиста.

Потребитель информации «заболевает» собственной никчёмностью-ненужностью и принимает единственно верное решение – не читать газет.

Разумно, если государство будет покупать у газет часть площади для размещения официальных материалов, официальных точек зрения и освещения своей ежедневной работы в социальной сфере.

Социальная функция – единственная зримая работа государства. Через неё гражданин судит о заботе власти о своём народе. Поэтому заказ на освещение в газетах социальных проблем, образования, медицины, здорового образа жизни, семейных ценностях тоже может стать оплачиваемым государственным заказом. Кто ж, как не государство, заинтересован и ответственен за здоровье и процветание своего народа?

В противном случае это место в газетах займёт бьющее под дых мракобесие – лечение всех недугов мочой, расчленёнка и разного рода пакости от «инопланетян».

Государство должно присутствовать в СМИ наравне с интересами общества. Есть интересы власти, государственные интересы, и есть интересы, судьбы, истории, мнения, проблемы, которыми люди живут каждый день. Если уж у нас «Дума – не место для дискуссий», то почему бы эту нишу не занять СМИ?

«Наш читатель нищий или мы предлагаем такое низкое качество продукта?» – ещё один то ли вопрос, то ли ответ, прозвучавший в дискуссии на тему, почему падают тиражи и сокращается количество покупателей и подписчиков прессы…

 

Газеты умрут?

Какой должна стать газета, чтобы её не запинали насмерть электронные средства массовой информации?

Хоронить бумажные носители информации… Не дождётесь! У газеты есть ряд преимуществ, которые могут конкурировать с электронными СМИ. Ну, конечно, за лентой новостей газете не угнаться. Тут её всегда обставят Интернет, радио, телевидение. Газета может предложить более уникальный «товар» – творческую переработку информации, аналитические обзоры новостей. А именно: не простенькие отдельные факты и события, а целостную «картинку», из которой видно, откуда дует ветер и откуда ноги растут, чьи уши и хвосты торчат в цепочке событий и какие рояли спешно прячут в кустах.

Творческая переработка информации? Да, пожалуй, этот «продукт» сегодня востребован. Есть такой кластер – люди, которым интересна суть событий, а не пулемётная лента всё новых и новых происшествий. Они с удовольствием читают и слушают авторов-аналитиков. Правда, это люди, заслужившие доверие читателей и слушателей всей страны, – Александр Минкин, Андрей Архангельский, диакон Андрей Кураев, Юлия Латынина, Владимир Соловьёв, Михаил Хазин…

Творческая переработка информации востребована и в рекламе. Рынок с его изобилием товаров и услуг породил другого потребителя. Потребитель советского образца руководствовался логикой «как у людей». Поэтому наши квартиры поражали воображение одинаковыми стенками, набором хрусталя и финскими колбасами. Всё, как у всех.

Современный потребитель избалован предложениями рынка, ему уже не интересна реклама в виде модуля или новинок сезона, ему подавай информацию, чем один… утюг отличается от другого, и далее по списку.

Наш потребитель, многажды одураченный, поумнел и поневоле научился считать деньги. Большинству из нас они не с залоговых аукционов упали.

Сегодня за словом «новинка» стоит 70% затрат на рекламу, что включены с цену товара.

Думаете, покупатель – совсем уж убогий чухонец, чтобы агрессивную навязчивость вкупе с несказанной наглостью ещё и оплачивать?

Реклама в газете в форме обстоятельной статьи со всеми плюсами и минусами тех или иных товаров и услуг для сегодняшнего потребителя – куда более ценный «товар», чем «купи и будет тебе счастье».

 

«Война друг против друга за деньги»

В общем, казалось бы, разумный компромисс найден. Власть присутствует в СМИ в форме государственного заказа за плату, а творческие коллективы редакций делают газету интересной и практически полезной, за что её покупает потребитель, как говорится, голосует рублём.

Войну друг против друга за деньги можно прекращать и переходить к восстановлению порушенного.

«Где взять журналистов? Ведь приходят такие, что и писать-то не умеют…» – тоже прямая речь из выступления на форуме.

«На какие деньги сделать сайт газеты и поддерживать его? Таким образом, у издания останутся традиционные покупатели бумажного варианта и появятся новые, те, что начинают утро с новостей из Интернета» – тоже проблема продвинутых кадров…

«Кто наш реальный потребитель? Пенсионеры, студенты, малый и средний бизнес… Поиск сегментов, сообществ, нуждающихся в той или информации, – ключевой!»

Наверное, каждое издание будет строить свою мирную репутацию и завоёвывать доверие по-своему. Но то, что в нынешнее время даже в обыденной жизни надо быть опытным пользователем информации, это очевидно.

Сегодня модно читать газету, потому что информация, новости нам нужны не для сплетен и праздного злопыхательства, а для того, чтобы уметь принимать взвешенные решения, от покупки плавленого сырка до гражданского участия в жизни страны.

А то, знаете ли, «не все йогурты одинаково полезны».

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Вован Recent comment authors
новые старые популярные
Вован
Гость
Вован

Пять! Отлично написано. А главное – правильно, с юмором и красиво… Спасибо автору.