Умный или здоровый?

На последнем родительском собрании молоденькая классная обрадовала: «В следующем учебном году у нас добавится...

Автор:   
09:50. 17 мая, 2011  
  
0

На последнем родительском собрании молоденькая классная обрадовала: «В следующем учебном году у нас добавится ещё один урок физкультуры». Пауза.

В классе тишина. «Его будут оплачивать родители», – продолжила учительница.

Снова пауза, но тишина уже стала гнетущей. «Этот час заберут у английского языка», – добила она.

«А сколько платить?», «А если мы не хотим?», – прорвало родителей. «Начинается внедрение новой программы, её главная цель – здоровье школьников», – как могла объяснила предстоящую реформу образования классный руководитель. «А не знания?» – скептически пробубнил кто-то в классе. Тему платного урока по физкультуре, правда, быстро прикрыли: учительница смутилась, стала говорить, что ещё не всё известно… Да и правда, чего тут говорить: понадобится ввести дополнительный урок физкультуры, пусть и платный, введут и нас не спросят. Бог с ними, с деньгами, на благое-то дело. Но вот только поможет ли это, выражаясь языком чиновников, укреплению здоровья подрастающего поколения?

Один из основных кошмаров отличников и моего поколения, и, думаю, нынешнего – физкультурные нормативы. Отжался 20 раз, подтянулся 10, прыгнул через «козла», пробежал стометровку за установленное время – держи «пять» в дневник. Но беда в том, что юные гении – потенциальные медалисты – как правило, не могут похвастать богатырским здоровьем. Видимо, есть в природе закон компенсации – или умный, или здоровый. Таких «ботаников» по общим нормативам гонять – только гробить. И вот трагедия недавних лет – аттестат «пятёрочный», а по физ-ре какому-нибудь будущему Перельману светит «четыре», а то и «три». И что, из-за того, что он пять раз через «козла» перепрыгнуть не может, ему жизнь ломать? С приходом ЕГЭ жизнь для отличников в этом смысле упростилась, но проблема осталась. И чтобы любимое разумное дитя не гробилось на уроках физкультуры, родители теперь всеми правдами и неправдами добывают справки от врачей об освобождении.

Есть ещё одна проблема – дети, которым, по определению одного моего знакомого офтальмолога, можно на уроках физкультуры только «бабочек ловить». Это так называемая спецгруппа, у которой должна быть отдельная программа. На деле же получается, когда весь класс занимается тем, что спецгруппнику противопоказано, он просто сидит на скамейке. Формально он на уроке физкультуры, а толку?

Сейчас в республике обсуждается введение горячего питания для всех учащихся школ. И власти Коми пошли здесь абсолютно правильным путём: сначала решено обновить технологическое оборудование в столовых, а потом уж запускать массовый проект по бесплатной кормёжке. И в ситуации с введением дополнительных уроков физкультуры нужна та же схема. Сначала надо привести в порядок спортивные залы, оснастить школы инвентарём…  Абсолютный факт: зимой количество справок об освобождении от уроков физкультуры вырастает в разы. И дело не только в тонзиллитах. Комплект лыжного оборудования сегодня не каждой семье по карману. А если учесть, что дети растут, как на дрожжах, и лыжных ботинок на сезон не хватает…

«Красное знамя» уже приводило цифры, которые прозвучали на недавней совместной коллегии Министерства образования Коми и Агентства РК по физкультуре и спорту. В Коми 94 образовательных учреждения вообще не имеют спортивных залов; 10 залов, преимущественно в сельской местности, находятся в аварийном состоянии; 33 зала требуют капитального ремонта, а 43 – полной реконструкции. Армия школьных учителей физкультуры на 40 процентов состоит из пенсионеров. Только 50 процентов учебных заведений Коми оснащено необходимым спортивным инвентарем.

На мой взгляд, если мы действительно печёмся о здоровье школьников, то, помимо укрепления материальной базы школы, первым делом нужно отменить нормативы. Пусть дети занимаются физкультурой в удовольствие, по мере сил. Физкультура в школе должна способствовать укреплению здоровья, развивать координацию движений, гибкость и т. д. А если кому нужны спортивные достижения – добро пожаловать в секции и спортшколы.

Третий урок действительно можно ввести. Но пусть это будет лечебная физкультура – на специальных тренажёрах, с приглашением специалистов-медиков. Дети же у нас к пятому классу почти все сутулые, с лишним весом, плохим зрением. Вот такие лечебные уроки действительно стоит сделать для всех обязательными! И, может, даже платными.

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments