ЕГЭ: наш выбор?

Наступает конец учебного года. И грядущие экзамены, которые ещё совсем недавно казались такими далёкими,...

15:30. 6 мая, 2011  
  
9

Наступает конец учебного года. И грядущие экзамены, которые ещё совсем недавно казались такими далёкими, уже не за горами.

Около 800 тысяч выпускников России в этом году будут сдавать Единый государственный экзамен. Кто-то готовился к нему несколько лет, кто-то начал только в последний месяц. Но ни те, ни другие не могут с уверенностью сказать, что полностью готовы и сдадут экзамен на достаточное количество баллов.

Хотя практика Единого госэкзамена существует уже не первый год, никто точно не знает, чего следует ждать и бояться. Ежегодные изменения, вопросы, подразумевающие неоднозначные ответы – всё это вызывает панику не только среди учеников и родителей, но даже в кругу учителей.

С появлением ЕГЭ стандартная школьная программа постепенно стала заменяться подготовкой к экзаменам. Бесконечные тесты, эссе, блок А, блок Б… стали обычными буднями российского старшеклассника. Сто баллов по ЕГЭ – это что-то вроде стимула. Каждое учебное заведение стремится к тому, чтобы его выпускники сдали все экзамены на максимальное количество баллов и тем самым подняли престиж своей школы. Таким образом, мы видим, что ЕГЭ порой превращается в своеобразное соревнование между школами.

С моей точки зрения, ЕГЭ зачастую не только ошеломляет своими заданиями, но и не даёт развернуться мысли даже очень талантливых детей. Вот некоторые критерии сочинения: писать не более двухсот слов, обязательно использовать устойчивые обороты, придерживаться не самостоятельного, а заранее заданного плана… Результатом этого становится «голый», лишённый какой-либо индивидуальности текст. Он никого не удивит, не заставит задуматься, ведь есть ещё почти миллион подобных. У кого-то лучше, у кого-то чуть хуже. Но это неважно, главное – чтобы всё совпадало с критериями оценки, а само по себе содержание, проявление души автора за написанным текстом не имеет особого значения.

Стоит ли говорить, какую роль на письменном экзамене играет волнение? Даже подготовленный ученик может пострадать от этого: не в ту клеточку поставил знак, запутался в бланках, от страха можно даже неверно понять смысл задания – всё может случиться. А бывает и наоборот: выпускник наугад ставит ответы в бланк и получает необходимый для него проходной балл. Это нормально?

Возможно, кто-то рад ЕГЭ. Например, благодаря ему одновременно можно поступить в пять вузов: сдаёшь только те экзамены, которые тебе нужны для поступления, нет предвзятого отношения; твоего лица не видно, тебя никто не знает, все равны. В конце концов, можно просто угадать ответы. Это, допускаю, одно из главных преимуществ ЕГЭ.

Кроме того, самые крупные вузы находятся в центре страны. Раньше человеку из отдалённого уголка России приходилось прикладывать гигантские усилия, чтобы поступить в столицу или в другой мегаполис. Но теперь достаточно послать документы и ждать ответа. Но ведь известно, что многие учебные заведения, в свою очередь, не очень-то доверяют результатам ЕГЭ и проводят свои собственные, так называемые «дополнительные» экзамены.

Я, конечно, не считаю, что если отменить ЕГЭ, уровень знаний у учащихся резко повысится. Но в то же время, если оставить всё, как есть, это едва ли приведёт к хорошим результатам.

В эту реформу уже вложено много и сил, и денежных средств. Готовится следующий этап преобразований. Непонятным остаётся одно: почему чиновники и избранный круг учёных должны определять, как учиться школьникам целой страны? Возможно, имеет смысл провести всероссийский опрос учителей-практиков на тему: «Ваши предложения по реформе образования». Общий свод предложений можно выставить на суд общественности. Мне кажется, на такой опрос пойдут многие, причём добровольно.

Мы сами выберем своё будущее.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
9 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
АнонимуАнонимРусАнастасия Венцковская Recent comment authors
новые старые популярные
Аноним
Гость
Аноним

Все верно, но ЕГЭ не отменят. Значение имеют только деньги.Мнение учителей, родителей и учеников никого не интересует. Образование потихоньку разваливается…

Анастасия Венцковская
Гость
Анастасия Венцковская

я считаю, что ЕГЭ- это просто очередной эксперимент, определеннный этап, который потом со временем в нашей стране пройдёт(как это и было всегда), и будет что-то другое, возможно, действительно, что-то более совершенное. С другой стороны, Вы правы,мнение других особо не учитывается. Однако, если бы министерство образования прислушалось хотя бы к учителям,… Читать далее »

Аноним
Гость
Аноним

Работаю в образовании довольно давно, но еще не считаю себя старой. Так получилось, что все эксперименты выпали на долю учителей моего поколения. Не могу сказать, что они привнесли в образование много хорошего. Изнутри видней,в какую сторону все меняется, мне есть с чем сравнить (ведь и сама когда-то в школе училась,… Читать далее »

Аноним
Гость
Аноним

“Раньше человеку из отдалённого уголка России приходилось прикладывать гигантские усилия, чтобы поступить в столицу или в другой мегаполис.” – цитата из автора. Наверное, про Ломоносова … Анастасия, Вы когда в следующий раз вознамеритесь опубликовать свой опус, пишите, пожалуйста, о том, о чем знаете. Специально для Вас: никаких гигантских усилий… наличие… Читать далее »

Аноним
Гость
Аноним

Дети тоже были другие,т.к. в семьях воспитывали иначе. Родители несли за них ответственность, а сейчас взрослые заняты собой (не все, конечно, но очень многие). Большинство учителей в школах еще с советских времен, на них пока все держится.Кадры тогда готовили основательно. Вы бы знали, кто приходит на практику сейчас. А желающих… Читать далее »

Рус
Гость
Рус

“Вбухали” громадные деньги в миф! Наши прежние дипломы не котируются на Западе. Тогда почему же они “тянут” мозги,сформированные в СССР? Для кого мы должны готовить кадры? Согласен с лозунгом студентов: “Чем больше фурсенков, тем меньше Гагариных”

Анониму
Гость
Анониму

” Вы бы знали, кто приходит на практику сейчас”. Да нормальные люди приходят. Мой сын – умница, участник олимпиад, студент пятого курса филфака университета, после практики в школе, где его просто СГНОБИЛИ, сказал, что в школу никогда не пойдет! Сейчас что-то продает… Это нормально? А Вы говорите, нет желающих! Да… Читать далее »

Аноним
Гость
Аноним

Помолчали бы Вы об учительских пенсиях и зарплатах! Если бы сын так хотел работать в школе, то остался бы. Моя зарплата-менее 12 тысяч (высшая категория). Учителя ищут возможность заработать везде. Нас завалили бумагами!!! И еще: кто же сделал Вашего сыночка умницей и олимпиадником? Неужто только Ваша заслуга? А испугался он… Читать далее »

Анониму
Гость
Анониму

Я искренне сочувствую Вашим ученикам. Ваше послание просто ослепляет ненавистью.Нельзя работать в школе с таким отношением к людям и детям. Вот Вам и ответ на вопрос почему молодежь не идет в школу – с волками жить… Страшно, что Вы продолжите сеять явно не добро. А что происходит в школе, я… Читать далее »