Интересно: чем меньше в РК признаков национальной республики, тем помпезнее “праздник”.
Сразу по обретении «государственности» было не до салютов и массовых гуляний: изучали коми алфавит, писали стихи, пьесы, создавали свои газеты и журналы. Культурная революция пришла в деревню вместе с колхозами. Некоторые «революционеры» всерьез поверили в перспективы возрождения коми нации. И дорого за это заплатили.
Одновременно с объявлением Автономной Республики всю национальную элиту упекли или расстреляли. Из наших выдающихся земляков того времени избежали репрессий те, кто реализовывал Богом данные таланты за пределами родной республики. Так было, разумеется, не только у нас. Так что до хрущевской оттепели лишний раз о «коми государственности» заикаться смысла не было.
При Морозове можно был говорить хотя бы о национальной элите и реальном подъеме национальной культуры. Помимо нефти и угля, добываемых на костях узников ГУЛАГа, активно развивается лесная и деревообрабатывающая промышленность. Интересно, что накануне пусков новых очередей Сыктывкарского лесопромышленного комплекса первый секретарь лично объезжал деревни ниже по Вычегде и подолгу беседовал с мужиками о развитии и экологии на их родном языке. Воздух и вода чище от этого не становились, и все же люди не чувствовали себя совсем уж бессловесным «быдлом».
Активно строились дороги, из города в лесопункты ездили за чешским пивом и импортными шмотками. Создаются университет, индустриальный институт, студия телевидения, Институт языка, литературы и истории. Огромными по нынешним меркам тиражами издаются книги на родном языке, а переводы печатаются в ведущих московских издательствах. В Драматическом театре с аншлагом идут пьесы коми драматургов, и все лето театр проводит в гастрольных поездках – как по деревням, так и по всему СССР.
Слово Сыктывкар гремит на весь мир олимпийским золотом наших чемпионов… Так что «период застоя» в Коми крае вполне можно было бы назвать «эпохой возрождения». А вот «Дней Республики» не праздновали.
При русском Спиридонове сгоряча объявили суверенитет (как Татарстан). И начали праздновать: гимн, герб, флаги, песни, пляски, банкеты и речи, речи, речи…
Потом суверенитет быстренько отменили, немного поспорили о государственных языках, распродали все природные богатства и продолжили праздновать. Наука с культурой начали выживать сами по себе. В этот период становятся на ноги «Коми войтыр» – «Коми котыр» – Съезд коми народа – Комитет возрождения коми народа. Но… ножки оказались так себе. Чувствовалась слабость в коленках. Во всяком случае, «во власть» эти структуры никого толком не делегировали и на реальные процессы распределения влияния не имели. Довольно скромные, но прямолинейные и откровенные претензии самодеятельной партии «Дорьям асьнымэс» (Защитим себя сами) официальные националисты дружно обзывали экстремизмом.
Коми Торлопов и вовсе: призвал варягов к правлению. Причины такого обращения, как со свергнутой элитой, так и с национальными кадрами вообще, требуют отдельного внимательного разговора. Но, фактически, сегодня хватит пальцев одной руки, что бы пересчитать членов правительства, не то что бы владеющих, но хотя бы понимающих коми речь. При этом на всю национальную культуру стали тратить меньше, чем на штат политтехнологов, которые от нечего делать везде врагов ищут. И как?! Сами создают доморощенных “нациков”, чтобы было с кем бороться.
Может, я и утрирую… На драмтеатр вот потратили же больше миллиарда рублей. По слухам… Интересно, что по официальным данным на 1 августа этого года республика сумела «освоить» только 32% федеральных денег, выделенных по 12-ти целевым программам. То есть, что-то около того самого миллиарда наши чиновники просто «профукали» по неясным им самим причинам. Думаю, в бережливой Кировской области такое вряд ли возможно без последствий. А вот в «богатой» и «самостоятельной» республике…
Это так, к слову. Все наши денежные дела так же непрозрачны, как и сверхсложная структура государственной пропагандистской машины: первый заместитель Главы, два агентства, два министерства, управление в Администрации Главы, еще какие-то заместители, отделы, пресс-службы, плюс кучки скромных чиновников на муниципальном уровне.
Над бедными культурой и СМИ сидит столько небедных начальников, что всякие сомнения пропадают: мы живем в Государстве и для Государства.
Но никаких других признаков национальной республики, увы, обнаружить не удается: руководитель назначен, ресурсами не распоряжаемся, национальной элиты не наблюдается… Ну, язык формально государственный, что-то такое национальное присутствует в названиях (таблички смешные на улицах прибили), что-то немножко издается (гонорар за приличную книжку равен средней ежемесячной зарплате средненького чиновника), что-то показывают по телевизору.
Вполне можно переименовать Республику Коми в Сыктывкарскую область (такое название имеет и национальный колорит, и точнее отражает суть государственного устройства). А вместо хлопот и затрат на сомнительные праздники (и сомнительных государственных политтехнологов) отдать деньги на коми азбуку и книжки по истории.
Шовинизмом попахивает, знаете ли…