Дайте арфу!

В августе у нас только и разговоров, что о государственности. Вот мне...

19:45. 17 августа, 2010  
  
54

В августе у нас только и разговоров, что о государственности.

Вот мне и подумалось, стоя на Театральной площади Сыктывкара, – как же проявляется государственность применительно к музыке? И стал я приставать к знакомым и незнакомым людям с вопросом: как Вы оцениваете внешний вид здания Государственного театра оперы и балета? Ответ респондентов был единодушен и содержал следующие эпитеты: некрасивое, мрачное, серое, старое, безвкусное, ужасное… А если обойти театр вокруг, то оно ещё и обшарпанное, с обвалившимся покрытием и многочисленными следами прежних заделок. На днях окончательно обвалилась вся отделка угла рядом со входом в кассу, и кирпич стыдливо прикрыли строительной сеткой, видимо, чтобы в день празднования государственности республики нищета её культуры не бросалась в глаза.

Но внешность, в конце концов, не самое главное. По одёжке ведь только встречают, а провожают-то всё равно по уму, по внутреннему содержанию. И каково же внутреннее содержание этого внешне невзрачного, но государственного театра? Чем наполнила его родная власть? Справляется ли наше государство со своей культурной функцией, заключающейся в создании условий для удовлетворения культурных запросов граждан и формирования высокой духовности?

А внутри театра, как хорошо известно, мы имеем зрительный зал с плохой акустикой, небольшую сцену и маленькую оркестровую яму, в которой умещается человек 30. Конечно, для записи в Книге рекордов Гиннеса в яму можно утрамбовать и 300-400 волонтёров, но у нас не тот случай. Музыканты должны сидеть, смотреть в ноты и играть на музыкальных инструментах, а дирижёр – махать руками, условно говоря.

В нормальном симфоническом оркестре число музыкантов составляет от 60 до 80, а то и до 100 человек. Именно такой оркестр необходим нашему музыкальному театру. И именно такой музыкальный театр, в котором может качественно работать полноценный симфонический оркестр, нужен нам, жителям столицы и республики – для удовлетворения культурных запросов и формирования высокой духовности. В театре должна исполняться великая симфоническая музыка, а не только опера и балет. И это не роскошь. Это прожиточный культурный минимум. Это норма жизни любой цивилизованной, небедной республики, которая, к тому же, каждый год с пафосом отмечает годовщину своей государственности. Один настоящий симфонический оркестр в республике быть обязан, как вода в кране. И забота государства состоит в том, чтобы решить этот вопрос как можно скорее. 

Немного истории

В конце 60-х годов проект этого ущербного здания музтеатра был выбран руководством республики сознательно. Уже тогда на музыке экономили. Потом в театре не раз возникала идея увеличить яму, в том числе за счёт уменьшения количества зрительных рядов, но высшее руководство это не одобрило.

Так же, кстати, в своё время сэкономили и на здании нашего музучилища (ныне колледжа), которое по проекту является общежитием. Маленький актовый зал, где проходят торжественные мероприятия, концерты и экзамены, в проекте значится «красным уголком». Своего концертного зала у музучилища-колледжа никогда не было. В советские времена давались неоднократные обещания построить отдельный зал. Два раза привозились сваи для его фундамента, а однажды сваи даже начали забивать в коми землю, столь богатую полезными ископаемыми – основой процветания республики. Но потом сверху поступила команда и стройка умерла.

В итоге основные музыкальные заведения республики живут и работают в зданиях, не соответствующих их профилю. Таков государственный подход к культуре.

Но вернёмся к нашей оркестровой ямке. Что же представляет собой имеющийся в наличии оркестр театра? Если коротко, то оркестр практически инвалидный. Некомплект достиг такого уровня, что не хватает уже не только отдельных инструментов, а целых групп инструментов. Музыканты стареют, умирают, покидают республику. Другие не хотят сюда ехать, потому что ни достойных зарплат, ни квартир коми-государственность им предоставить не хочет. Из-за отсутствия жилья уехала арфистка, и уже несколько лет партия арфы в оркестре исполняется на синтезаторе (!). А партию гобоя иногда озвучивает баянист, но не на духовом гобое, конечно, а на меховом баяне. Для выезда за рубеж или на фестиваль «Сыктывкарса тулыс» всегда приглашаются из центральных городов России дополнительные музыканты, чтобы хоть на этих выступлениях оркестр звучал более-менее прилично.

Арфа на синтезаторе – эта штука посильнее будет и «Фауста», и Гёте вместе взятых.

Но беды театра не исчерпываются перечисленными.

Прошедший фестиваль «Сыктывкарса тулыс» показал, что театр наш устарел не только физически, но и морально. Произошло это понимание благодаря появлению необычной для нашей сцены постановки. Осуществил её итальянский режиссёр Паоло Панница. Его яркая работа явилась тем свежим воздухом, которого давно не было у нас. Cпектакль этот «отныне – планка, к которой театру надо стремиться», как выразился Михаил Герцман. То есть, приехал буржуазный, натовский постановщик и установил нам планку. Но Паоло Панница вовсе не гений, а обыкновенный вменяемый профессионал. Он не заслуженный, не народный, не лауреат, а просто «режиссёр-постановщик», без всякого предисловия. А вот почему-то главреж и худрук театра Ия Петровна Бобракова, у которой одни только звания перечисляются двумя десятками слов, не может сделать ничего яркого – так, чтобы нам крышу снесло. Возможно, стоит поискать другого, свежего режиссёра и пригласить его в театр? Что-то же нужно делать! А Ию Петровну давно пора проводить на вполне заслуженный отдых. Это очевидно всем. Лет семь назад об этом уже говорила Ольга Сосновская в телевизионной беседе с тем же Михаилом Львовичем. А то долгие и порой странные сказы Ии Петровны со сцены уже превращаются в какой-то особый разговорный жанр, на который не знаешь, как и реагировать. Но понимаешь, что сенильный процесс неумолим.

Также странно благодушное и некритичное отношение руководства театра к не выполняющей свои обязанности власти. А иногда и действующей во вред искусству. Имею в виду скандальную историю с постановкой «Сказки о попе и работнике его Балде» в 2006 году. Тогда министр культуры Надежда Боброва, попав под влияние реакционных попов, пыталась запретить Шостаковича в Международный год Шостаковича. И после этого ей почему-то позволили переступить порог театра. С властью надо построже.

Вообще, складывается устойчивое предположение, что люди, которые берутся управлять республикой, выросли в неблагополучных семьях в условиях голода и нищеты. И они умеют ценить только то, что можно в рот или в карман положить и в руках подержать. Искусство не включено в их систему ценностей, а музыка – особенно. Она существует для них только как развлекуха. В одной из телепередач «Субботний разговор с Главой» Владимир Торлопов походя очень легкомысленно высказался о музыкантской профессии. Ведущий передачи Михаил Герцман резко остановил разговор (а он шёл совсем не о музыке) и тактично пытался переубедить Владимира Александровича. Говорил, что профессия музыканта сложна, трудна, требует очень большой подготовки. Чувствовалось, что Глава не ожидал такого поворота, видимо, он наивно полагал, что и Михаил Львович придерживается того же мнения – не даром в музыканты пошёл.

На последнем «Тулысе» побывала Юлия Большакова, эксперт министерства культуры РФ. Своё мнение о фестивале и о бедственном состоянии нашего искусства она изложила в «Красном знамени». Одной из причин такого состояния эксперт увидела и в том, что члены правительства Коми не посещают спектакли театра оперы и балета (причина, на мой взгляд, спорная). На другой же день Глава Вячеслав Гайзер примчался на гала-концерт фестиваля с большой корзиной цветов, чем вызвал умиление зрителей и руководства театра – особенно. Цветы, полагаю, были куплены на деньги налогоплательщиков. 

Стоимость такой корзины, между прочим, сравнима с зарплатой музыканта оркестра. А стоимость многих чиновничьих иномарок сравнима со стоимостью квартир, в которых могли бы жить музыканты будущего большого симфонического оркестра РК.

Хорошо бы как-то сбалансировать эти ценности по справедливости, по-государственному.

Поделиться в соцсетях

guest
54 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
grenada
grenada
17.08.2010 21:07

Подписываюсь под каждым словом! Спасибо.

Ия
Ия
17.08.2010 21:30

Сергей Алексеич как всегда в своем репертуаре=)

Вебмастеру
Вебмастеру
17.08.2010 21:36

Вот тут уже два комментария, а на главной странице отражается только один:(

Эллочка
Эллочка
17.08.2010 22:35

Как любительница высокого искусства полностью разделяю возмущение автора состоянием культуры в столице РК. Немного напрягло выражение:”справляется ли наше государство со своей культурной функцией, заключающейся в создании условий для удовлетворения культурных запросов граждан и формирования высокой духовности?”. Как прилежная девочка, перечитала Конституцию РФ и не нашла вышеназванную функцию !!!

Аноним
Аноним
17.08.2010 22:42

партия арфы на синтезаторе – это круто… увы, С.Терентьев, в ближайшее время и не надейтесь: кризис же. не буду уточнять понятие “ближайшее время”. музыкальную школу строят с середины 80-х… когда мне было 9 лет, музыкалка из разваливающегося здания переехала в бывшее общежитие. я тогда уже понимала, что даже мои внуки… Читать далее »

Аноним
Аноним
17.08.2010 23:05

уточню: музшколу, конечно, не строят. но желание, насколько я помню, у властей было.

Прохожий
Прохожий
18.08.2010 07:40

Беда в том, что после прочтения статьи господин Гайзер не помчится поднимать культуру…

Музыкант
Музыкант
18.08.2010 08:52

Жестко, но правдиво. Ие Петровне только статью не показывайте.

Аноним
Аноним
18.08.2010 10:49

Ие Петровне можно и не показать статью, а вот от Игоря Бобракова не скроешь. За хамство придется ответить.

Кадет
Кадет
18.08.2010 11:41

Написанное в статье правда. Можно и нужно еще круче писать и говорить не только о театре, но и кризисном состоянии искусства в республике. Однако, те кто владеет вопросом профессионально- будут молчать. Им здесь жить.

Сергей Щ.
Сергей Щ.
18.08.2010 12:05

Согласен практически со всем.

И вовсе это не хамство, а стиль изложения материала.

А Сергей Алексеич молодец! Побольше бы, таких неравнодушных людей, во власные структуры. Так не пустят же…

С.А. - Анониму
С.А. - Анониму
18.08.2010 12:22

Для кого – правда, для кого – хамство.
Вот так мы и жили с “дорогим” Леонидом Ильичём Брежневым до самого его долгого конца. Дворня ему дифирамбы пела, а демос по кухням возмущался. А сейчас это называется “геронтократия” и “эпоха застоя и торможения”.
Ия Петровна действительно давненько уже забрежневела.

Читатель
Читатель
18.08.2010 12:45

Почему снят коммент под ником Кадет?

Читателю
Читателю
18.08.2010 13:10

Интересно-интересно… А что там Кадет написал?

Читатель
Читатель
18.08.2010 13:28

Нигего выдающегося. Может быть технический сбой нового сайта?

Gluzmanert
Gluzmanert
18.08.2010 13:53

Что-либо добавить не стоит. И так все понятно. Согласен, резко.Но по другому сейчас нельзя. Пожалуй, прибавил бы несколько слов в фольклерном варианте, но о культуре, как то не хочется, оставлю при себе. А автору почаще публиковаться, все польза для общества была бы.

ТВ
ТВ
18.08.2010 14:01

А Герцман более не ведет на ТВ задушевные диалоги с Главой РК?

Аноним
Аноним
18.08.2010 16:26

Не согласна с Сергеем Щ. по поводу “побольше бы таких людей во властные структуры”. одно дело: обращать внимание и критиковать, а другое: на деле изменять к лучшему. ДЛя админов: 1. когда выделяю текст на странице, например, для копирования, выделяется либо весь текст до курсора, либо после курсора. отдельные слова выделить… Читать далее »

тезка
тезка
18.08.2010 16:41

Ты вот зря Серега упомянул синтезатор взамен арфы. Щас прочитают власти и выпишут из “нерезиновой” на сезон человек-оркестра какого-нибудь с синтезатором и заменит он всю оркестровую яму.

Кадет
Кадет
18.08.2010 18:18

Повторю. Все ,что описал автор правда. Можно еще круче.Состояние искусства в республике просто ужасное. Об этом могли бы подробно, в красках изложить информированные и профессиональные люди. Но они этого делать не будут.Город маленький, а республика и того меньше. Им здесь жить.Звиняйте, конечно, люди добрые!

CukurMen
CukurMen
18.08.2010 19:01

Сергей,рад,что общаюсь с тобой. А вдруг в этой обшарпанной стене театра кому-то увидятся и другие серые стены…Хотя вряд-ли,выборы не за горами.

аноним
аноним
18.08.2010 19:45

Всё правильно написано! Давно пора привести наш город в порядок. Тем более здания в центре города. А за театр оперы и балета вообще стыдно..сколько можно на культуре экономить?..

Анеле
Анеле
18.08.2010 20:50

Порадовалась за откровенность и правдивость. А то иногда кажется, что все ослепли и оглохли разом. И только своя крыша поехала от всех этих безобразий в культуре! УРА!!!! Я не одна!!!!!

Шу
Шу
19.08.2010 01:32

Культура определяет сознание. И если к культуре относятся как к баласту, то что можно ждать от трусливых обывателей?

bigduck
bigduck
19.08.2010 09:33

Автору пять с плюсом

коми земляк
коми земляк
19.08.2010 09:59

только богатство, получаемое от продажи наших полезных ископаемых, уходит куда-то и кому-то, но не к нам

Ю.Р. Ковский
Ю.Р. Ковский
19.08.2010 13:17

Когда я слышу слово “культура”, моя рука тянется к реактивной системе залпового огня БM-21 “Град”.

Karill
Karill
19.08.2010 18:16

Написано всё верно, но выводов власти не сделают.

Гитаррантул
Гитаррантул
19.08.2010 18:36

Печальная картина… И есть сомнения, что ситуация когда-либо изменится в лучшую сторону.

Жу
Жу
20.08.2010 08:56

С.А., как всегда, многобуквенно и весьма пространно.

впрочем, пишите-пишите, Интернет-то резиновый. )

а по сути – опять из пустого в порожнее. что стенать-то? какие-нибудь конкретные предложения? действия? а то все горазды критиковать многобуквенно.

С.А.
С.А.
20.08.2010 08:57

Согласно проекту оркестровая яма расчитана на 24 человека.
А строился театр по проекту “театра оперетты второй категории”

С.А.
С.А.
20.08.2010 10:08

Вот конкретные предложения, изложенные в статье:1. Построить новый, качественный музтеатр с хорошим залом, ямой, сценой. Это подсилу РК.2. Организовать нормальный симфонический оркестр, в котором будет не менее 60 сытых, высокопрофессиональных музыкантов.3. Проводить уважаемую ИП на отдых и пригласить нового режиссёра, желательно авторитетного иностранца из какой-нибудь страны блока НАТО.Уверен, деньги на… Читать далее »

...
...
20.08.2010 13:00

люди жалуются, что комменты не проходят

люди
люди
20.08.2010 14:52

В Эксплорере комменты не проходят, используйте Оперу или Мазилу.

???
???
20.08.2010 15:24

на ленте 34 коммента, а здесь показано 29.
этот коммент 35-й

Аноним
Аноним
20.08.2010 15:44

люди [20.08.2010 14:52] оценка – [Понравилось]

В Эксплорере комменты не проходят, используйте Оперу или Мазилу.
=================================
вы и правда считаете, что из-за одного сайта люди будут переходить на другие браузеры? сменить сайт гораздо проще

предыдущему
предыдущему
20.08.2010 16:21

Если ты культурный, ходи, однако, в Оперу.

С.А. - Жу
С.А. - Жу
21.08.2010 09:00

Почему же нет конкретных предложений?Вот конкретные предложения, изложенные в статье:1. Построить новый, качественный музтеатр с хорошим залом, ямой, сценой. Это подсилу РК.2. Организовать нормальный симфонический оркестр, в котором будет не менее 60 сытых, высокопрофессиональных музыкантов.3. Проводить уважаемую ИП на отдых и пригласить нового режиссёра, желательно авторитетного иностранца из какой-нибудь страны… Читать далее »

Викторыч
Викторыч
22.08.2010 14:56

По идее, всё, что написал здесь Терентьев, должен регулярно озвучивать наш министришко имени культуры, и это было бы абсолютно правильно и за это его бы уважали. А вместо этого мы читаем про его алкогольные пристрастия и рассуждения о том, смог бы Кончаловский или нет быть министром культуры всех Коми. Молодец,… Читать далее »

Галина
Галина
22.08.2010 18:07

Грустно, но ведь так и есть. “министр культуры Надежда Боброва, попав под влияние реакционных попов, пыталась запретить Шостаковича в Международный год Шостаковича” – это просто позор. В статье http://komionline.ru/news/13905 мадам Боброва дала положительную характеристику своей трудовой деятельности “На кусок хлеба с маслом себе заработала”. Ну да, какая там культура. Интересно… Читать далее »

Грустной Галине
Грустной Галине
23.08.2010 10:10

А может и не надо раскрывать все секреты и озвучивать цифры. Даже из любопытства. А то ещё прослывём коррупционной столицей.

Эллочка- Галине
Эллочка- Галине
23.08.2010 11:02

Еще раз перестраивать музтеатр бессмысленно. В зале отвратительная акустика, звук уходит на колосники. Проект, по которому строился театр, не предусматривал исполнения в его стенах музыкальных произведений. Я бы хотела, чтобы в нашем городе построили театр-дворец такой же как Гранд Опера.В архитектуре уже пора уйти от совмодернизма.Хочется архитектурной роскоши! А бюджет… Читать далее »

от Гэ
от Гэ
23.08.2010 13:19

Сергей, гаражи правительства трогать не надо… И зарплаты чиновников тоже… Они, наши ДОРОГИЕ, этого не переживут и без этого не выживут (а жаль – не на кого будет пенять и списывать нашу инфантильность). Количество автомобилей – это спорт высших достижений. А высокая зарплата+ – это способ выживания (и не более… Читать далее »

Слеза
Слеза
23.08.2010 21:35

Красиво, блин!

Широков
Широков
24.08.2010 09:00

Велик контраст между человеком, болеющим за судьбы искусства в республике, и упивающимся своим благополучием министром культуры. А может, поменять их местами?

Эллочка
Эллочка
24.08.2010 09:34

Если их поменять местами, то будет то же самое. Сытый кот мышей не ловит.

Полковник
Полковник
24.08.2010 12:58

Вот, тут, похоже, собрались представители Гэ… Есть конкретное предложение в духе “флеш-моб”: не ходите на мероприятия с участием ненавистного начальства. Пусть они сами себя награждают и хлопают друг другу. Я, хоть и не совсем из Гэ, но лет десять принципиально не хожу. Всегда ведь можно “отмазаться”: типа, нога болит. Все… Читать далее »

Борис Май
Борис Май
24.08.2010 13:06

Ге… Вы кто? Подкупает знание проблемы и ум. Мы начинаем готовить третью конференцию творческих союзов. Скорее всего в октябре-ноябре, и я прошу Вас как-то связаться с нами.Мой телефон знают и Герцман, и Терентьев. Заранее спасибо.

Полковнику пишут:
Полковнику пишут:
24.08.2010 13:21

А ведь и так никто к ним не ходит. Да и не зовут давно. В общем, полное взаимопонимание.

Полковник
Полковник
24.08.2010 13:28

Странно… Я редко ящик смотрю,но как глянешь на “мероприятие” – полный зал. И лица знакомые:) И ведущий – из Гэ