Всё врут календари…

Читательские звонки приятны, когда тебя хвалят за публикацию, полезны, когда сообщают что-то новое, и...

18:16. 18 января, 2011  
  
9

Читательские звонки приятны, когда тебя хвалят за публикацию, полезны, когда сообщают что-то новое, и ещё более полезны, когда тебя за публикации критикуют. Однако звонок, раздавшийся в День российской печати и относящийся как раз к разряду последних, поразил объектом критики. Читательница «Красного знамени» возмутилась… календарём.

Звонок был по адресу, поскольку именно вашему покорному слуге довелось составлять вышедший в последнем номере минувшего года список праздников 2011 года. Занимался я этим не первый раз и следовал практически тому же принципу, что и ранее: вместе с государственными гражданскими праздниками даются основные праздники основных религиозных конфессий страны — христианские, мусульманские и иудейские. Оправдываться перед атеистами за подобный подход я не намерен, да, судя по звонку читательницы, это не столь уж обязательно.

Её претензии касались вовсе не самого факта публикации религиозных праздников, а того, что вместе с христианскими туда же «затесались» праздники иноверческие. «Вы понимаете, что подыгрываете «чёрным»?» – искренне вопрошала моя собеседница.

Можно, конечно, высокомерно проигнорировать этот звонок, отнеся его к фактам замшелого великодержавно-шовинистического сознания. Но есть, мне кажется, необходимость объясниться: читательница сослалась на то, что «очень многие» её знакомые возмущены ничуть не меньше, просто не отваживаются, подобно ей, позвонить в редакцию.

Итак, прежде всего: я — христианин православного вероисповедания. Естественно, православные праздники для меня имеют определённое и важное значение. Догадываюсь, что в конфессиональном смысле таких, как я, явное большинство (оставлю за скобками вопрос об искренности веры тех, кто называет себя православными; он вполне относится и ко мне лично, но, полагаю, это дело весьма интимное, и на подобную тему я если и буду подробно беседовать, то со своим духовным отцом).

Но могу ли я — уже не как христианин, а как человек, имеющий отношение к выпуску ОБЩЕЙ для всех жителей Республики Коми газеты — игнорировать наличие среди них тех, кто почитает пророка Мухаммеда, и тех, кто верит в богоизбранность единственного народа на Земле? Численность первых, как известно, неуклонно растёт, и как бы ни относиться к этому факту, не считаться с ним нельзя. Численность евреев, вероятно, наоборот, снижается, и правоверных иудеев среди них, не исключаю, не так уж много; но их значение в общественной и особенно — в финансово-экономической жизни, мне кажется, не нуждается в дополнительном объяснении.

Обвинить меня можно разве что в игнорировании буддистов. Надеюсь, впрочем, что коми буддисты — количество коих близко к статистической погрешности — не обидятся на меня за отсутствие в календаре их праздников. Буддисты, строго говоря, вообще не должны ни на что обижаться. Как и христиане, впрочем.

Регулярные разговоры о толерантности возобновляются на официальных уровнях и в среде либеральной интеллигенции. Однако когда кто-нибудь, даже не относящий себя к либеральной интеллигенции (вот как раз я, например), попытается на практике воплотить этот принцип – допустим, в виде опубликованного календаря, становится понятно, что распространённые в массе чувства всячески этой толерантности сопротивляются. «Вы думаете, в Чечне или Татарстане допустили бы появление такого календаря?» – спрашивала меня читательница, и я был бы крайне неискренен, если бы сказал, что, мол, не знаю. Знать, разумеется, не знаю, но чувствую, что для отрицательного ответа совсем необязательно ехать в Чечню.

И вот здесь мы подходим к самому главному: так кто же мы – христиане или те, кто желает жить в условиях господства какой-либо одной из конфессий, поддерживаемой всеми возможными государственными средствами, в том числе пропаганды и агитации? Есть крупное подозрение, что чаяние, чтобы в календаре присутствовали ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВЕННЫЕ и ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫЕ праздники растёт не из религиозного, а из национального корня. Потому что сила государства, пускающего эту силу на опеку одной-единственной конфессии, уходит в конечном итоге на сплочение нации – и было бы странно для какой-либо власти желать иного.

Сила христианства совсем в другом. Оно рождалось в сопротивлении государству – и какому государству! Я уже писал, что «старшие родственники» христиан – иудеи – в первые два века по Р.Х. тоже всячески сопротивлялись римлянам, но делали это в основном в военно-партизанской плоскости (см. «Духовное рождение», «Красное знамя», № 3 от 15 января 2011 г.; некоторые из событий этой борьбы как раз нашли отражение в нынешних иудейских праздниках). Христиане противопоставили Римскому государству и обществу – знавшим, между прочим, толк и вкус в весьма пышных праздниках и празднествах – силу своего духа. Духа – вначале – меньшинства, и меньшинства презираемого и гонимого.

Конечно, при составлении календаря можно было бы вообще обойтись без религиозных праздников, удовлетворившись одними гражданскими. Удовлетворившись? Да в том-то и дело, что как минимум такие праздники, как День защитника Отечества, День России и День народного единства, имеют странный привкус искусственности. Достаточно внимательно вглядеться в подлинные исторические события, случившиеся в эти дни…

Пустив в ряд гражданских праздников Рождество Христово (и вложив тем самым несколько дней в общую череду выматывающих новогодних каникул), власти современной России дали повод и самим гражданам искренне считать, что православные праздники – это что-то вроде государственных, точнее – национальных. В результате появление в общей линейке иноверческих праздников создаёт ощущение, что ПОКУСИЛИСЬ НА НАЦИЮ.

Моя собеседница, собственно, этого и не скрывала, поставив наш календарь в длинную череду средств целенаправленного разложения единства русского народа. То есть получается, соседство на одной бумажке христианской Пасхи и иудейского Песаха, Троицы и мусульманской ночи Рагаиб способно истончить национальный дух главного народа нашей страны?

Христиане первых веков глубоко изумились бы подобному воззрению.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
9 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Николайстыдно!просто МарияиванИвану Recent comment authors
новые старые популярные
anonimus
Гость
anonimus

не надо называть таких людей православными. для них есть более подходящий термин – православнутые

иван
Гость
иван

а есть ссылка на сей календарь

было бы очень любопытно на него взглянуть, хоть сам и атеист

Александр
Гость
Александр

У меня также возникли неоднозначные мысли, когда прочитал в Вашей газете календарь на 2011 год под рубрикой “Вы выбираете верный путь.” Не буду оспаривать целесообразность опубликования иудейских праздников. Но при чём здесь 9 мая – день независимости Израиля – агрессора и возмутителя спокойствия!

Александр
Гость
Александр

У меня также возникли неоднозначные мысли, когда прочитал в Вашей газете календарь на 2011 год под рубрикой “Вы выбираете верный путь.” Не буду оспаривать целесообразность опубликования иудейских праздников. Но при чём здесь 9 мая – день независимости Израиля – агрессора и возмутителя спокойствия!

Ивану
Гость
Ивану
иван
Гость
иван

спасибо

просто Мария
Гость
просто Мария

Выбранный список праздников действительно наводит на размышления. Я думаю, что всех, кто его видел, в той или иной степени поразил или удивил такой набор. Нужно быть осмотрительнее. Вряд ли читатели поверят, что господин Черницын не заметил этой странности. Наверняка, предположил, что будут вопросы. А может на то и рассчитывали? Вы… Читать далее »

стыдно!
Гость
стыдно!

Вы можете себе представить, чтобы в Израиле многотиражная газета выпустила бы календарь с православными праздниками?! Нет! Каждый народ должен уважать свою культуру и пропагандировать именно ее. А в России только тем и занимаемся, что толерантность пропагандируем. От того и своей российской истории не знаем. Свои праздники и традиции не знаем.… Читать далее »

Николай
Гость
Николай

Граждане, а чего вы все с Израилем сравниваете? Других стран что ли на планете нет (или будем говорить о беспримерной беспринципности СМИ многих – действительно многоконфессиональных – государств)? Получается, если журналист и (или) издание не стригут свое мировоззрение под одну со всеми (в данном случае православную) гребенку – это или… Читать далее »