Вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун заявил о предстоящей остановке ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», который для удобства мы станем дальше называть его старым именем – Ухтинский НПЗ. Вчера эта новость взорвала республику и вчера же вечером была опровергнута – уже не поименованным официальным представителем завода. Который тем самым оказался, получается, компетентнее второго лица крупнейшей частной нефтяной компании России.
Что это было?
Опрошенные мною эксперты склоняются к мнению, что Федун решил попугать правительство РФ, которое пошло на так называемый «налоговый манёвр», когда экспортные пошлины на светлые нефтепродукты снижаются, на тёмные – наоборот, повышаются, равно как растёт и налог на добычу полезных ископаемых. В этих условиях средняя прибыль российских нефтеперерабатывающих заводов, которая сейчас составляет 635 рублей с тонны нефти, снизится менее чем до 150 рублей, что ставит под сомнение не только какие-либо инвестиции, но и текущее содержание НПЗ.
Особенно это касается как раз Ухтинского завода, который в презентации к финансовому отчёту «ЛУКОЙЛа» за 2014 год недаром назван «самым простым». Ухтинский НПЗ на фоне многих остальных и впрямь не отличается высокой глубиной переработки: более трети в его продукции (1,3 млн. тонн по итогам прошлого года) составляет мазут. Но эта простота – кажущаяся. Мазут мазутом, но действительно невеликий (персонал предприятия сейчас – около 500 человек) и неглубокий по меркам нефтеперерабатывающей промышленности Ухтинский НПЗ был знаменит вовсе не мазутом и не светлыми нефтепродуктами.
Основное достоинство завода заключается в том, что он располагается рядом с Ярегским месторождением, которое содержит тяжёлую, добываемую не из скважин, а из шахт битуминозную нефть. Вот в этом определении – ключ к качеству и потенциальной доходности завода. Битум, производившийся в Ухте, считался лучшим в СССР.
В 2012 году правительство РФ ввело льготы для экспорта тяжёлой битуминозной нефти. Вероятно, это очень хорошая мера для стимуляции добычи такой нефти, которой, вообще говоря, в России немало, но которая для своего извлечения требует гораздо больших вложений, нежели обычная. Но в итоге с 2013 года ярегская нефть стала целиком уходить за границу, и Ухтинский НПЗ прекратил производство своих знаменитых битумов. Усинская нефть для выпуска битумов былого качества, увы, не подходит.
И УНПЗ стал «самым простым». Чьи мазут, дизтопливо и бензины не играют слишком уж серьёзной роли в общих объёмах нефтепереработки «ЛУКОЙЛа».
«Часть стоимости завода – $114 млн – списана, объяснил Федун на телефонной конференции для инвесторов и сообщил, что завод будет запускаться при дорогой нефти или дефиците на локальном рынке», – пишут «Ведомости». Совершенно очевидно, что первое наступит ещё очень нескоро, а вот дефицит – если бы завод действительно закрылся – не заставил бы себя ждать. Но далеко не факт, что он был бы покрыт вновь за счёт Ухты. В республику топливо сегодня везут отовсюду – из Перми, Волгограда, Башкирии…
Случившийся вчера конфуз интересен ещё и тем, что высвечивает подлинное отношение руководства крупнейших российских компаний к регионам, где они работают. Конечно, их президенты прилетают и торжественно подписывают с губернаторами соглашения о сотрудничестве, заверяя последних в неизменном почтении и внимании к социальной стороне своей работы. Так было месяц назад и с Вагитом Алекперовым, подписавшим новое соглашение с Коми на пять лет (первый год, кстати, обещается уделить особое внимание именно Яреге).
Но правая рука президента не мыслит региональным измерением, для неё УНПЗ – часть не экономики Республики Коми, а нефтеперерабатывающего блока «ЛУКОЙЛа», который, конечно же, нуждается в оптимизации. Так что вряд ли Леонид Федун брякнул всё это со зла.
– Понимаешь, Федун занимается стратегией, и непонятно, почему он вообще начал говорить на такие темы, – пояснил мне источник в правительстве РК, хорошо знакомый с ситуацией. – Мы, конечно, немного офигели от того, что вчера увидели, и склоняемся к тому, что, может быть, его слова выдернуты из контекста. Во всяком случае, во время визита Алекперова мы повторили и подтвердили, что обо всех предполагаемых изменениях в своей работе в республике они обязательно должны нас предварительно извещать.
Правительство направит «ЛУКОЙЛу» официальный запрос с просьбой разъяснить свою позицию по УНПЗ. Но официальный представитель завода вчера уже опровергла своего первого вице-президента: «В настоящее время завод работает в штатном режиме, производство не останавливалось. Планов по закрытию Ухтинского НПЗ нет».
Моменты, когда рядовой сотрудник структурного подразделения огромной компании может противопоставить себя одному из её владельцев, случаются нечасто.
так пугать неискушенного читателя своей физией, Валера, селфи – не твоё