Muistoksi Souren sodan*

Если представить, что школьники встречаются с ветеранами из Финляндии или Венгрии, те рассказывают им о том, как они воевали против Советской Армии и что именно им говорили офицеры, мотивируя идти убивать советских солдат, - то будет ли это «пропагандой фашизма»?

20:15. 4 января, 2015  
  
8

Предложение Ольги Хмары провести, во избежание исторической амнезии среди школьников, республиканский фестиваль-конкурс патриотической песни, посвящённый Великой Победе, хорошо. Но уж очень, очень традиционно. Ведь автор сама указывает, что когда аналогичный конкурс проводили в Воркуте, выяснилось, что школьники этих песен не знают. Значит, при повторной попытке будет что?

 

А вот примерно что. Если за дело действительно возьмутся Министерство культуры (к которому апеллирует автор) и Министерство образования (к которому будет апеллировать Минкульт), мы увидим довольно знакомую унылую картину. В роно и гороно полетят указания «организовать достойную встречу 70-летия Победы в виде фестиваля патриотической песни…» Роно и гороно соберут директоров и их заместителей по воспитательной работе. Директора сядут за расчёт соответствующих бюджетов, а замы в свою очередь соберут классных руководителей. Классные руководители – актив класса.

– Есть мнение, – скажет расширительная Марьиванна, – провести фестиваль патриотической песни.

Глаза классных активистов наполнятся тоской.

– Не надо мне тут грустно опускать голову, – скажет Марьиванна. – Год: а) 70-летия Победы; б) патриотизма как такового. Ищите! И на следующей неделе собираемся и начинаем репетировать.

На следующей неделе активисты, естественно, откроют планшеты с песней «На поле танки грохотали». Когда на городском конкурсе «Танков…» окажется примерно треть, в гороно схватятся за голову, а директора (теперь уже именно директора) вызовут классных руководителей:

– Вы что же это, издеваться над нами вздумали?

И следующая встреча с активистами уже пройдёт в формате насильственной раздачи «Тёмной ночи», «Нам нужна одной победы» и наконец просто «Дня Победы». Насильственная раздача приведёт к тому, что 10 же мая из головы школьника, только-только начавшего готовиться к ЕГЭ, испарится всё.

 

***

Но что же делать? – спросит человек, действительно тревожащийся за патриотичность подрастающего поколения, а Ольга Хмара недвусмысленно объясняет особенную актуальность именно нынешнего времени: «Фактически гражданско-патриотическим воспитанием детей никто не занимается. Чем это заканчивается, на своём горьком примере демонстрируют Украина и страны Балтии».

Тут и кроется ключ, не очень заметный на первый взгляд. В Прибалтике патриотический накал, плавно переходящий в национальный психоз, в общем-то, уже прошёл вместе с 90-ми годами. Иное дело нынешняя Украина. Нацпсихоз здесь не только не выветрился, но подходит, кажется, к эпилептическому состоянию (см. историю вокруг новогодней трансляции канала «Интер»). И тут-то, похоже, никого понукать фестивалями патриотической песни не приходится: попробуйте-ка не просто остаться сидеть, когда грянет «Ще не вмерла…», а хотя бы не подпевать!..

Но откуда это украинское патриотическое беснование? Крым и Донбасс – это само собой, однако бандеровские марши пошли по украинским улицам задолго до 2014 года. И в основе этих маршей, как и вообще в героизации С.А.Бандеры и Р.И.Шухевича, лежит их деятельность именно во время Второй Мировой войны. В ней вообще скрыто очень много источников и составных частей разных идей и идеологий.

 

***

Далее я скажу такие вещи, за которые меня, мягко говоря, не погладят по головке. Но исхожу я именно из посыла Ольги Хмары об Украине.

Украина сейчас – это универсальная, извините, приправа, безукоризненный соус к любому общественно-политическому блюду. Даже самый оторванный от реальности и утонувший ВКонтакте школьник всегда отреагирует как минимум поднятием головы от смартфона и планшета, если кто-нибудь ему скажет, допустим: «Твои сверстники на Майдане, между прочим, на игры и расшаривания котиков ВК время не тратили…»

Это я не к тому, чтобы для взбалтывания патриотизма устраивать Майдан, упаси Господи! Ровно то же самое произойдёт, если вместо разучивания насильно кем-то назначенных военных песен попробовать взглянуть на Великую Отечественную войну с другого ракурса. Элементарно: скачать, допустим, историю Украины, как она сейчас там преподаётся, особенно в части 1930-1940-х годов. Рассказать. А затем предложить обсудить. Мне почему-то кажется, что интерес к теме резко повысится. Особенно если обратить особое внимание на такую мотивацию «свидомых украинцев», как их якобы резкое отличие от русских, которые на самом деле (согласно господствующей сегодня на Украине концепции) вовсе никакие не русские, а смесь татар с финно-уграми.

Вот мы и подошли к тому, ради чего я, собственно, всё и начал. Отвлечёмся наконец от Украины. Именно в Республике Коми имеется, на мой взгляд, отличная возможность действительно пробудить интерес ко Второй Мировой войне и к роли в ней СССР. Но сразу хотел бы предупредить: мой взгляд на методику такого пробуждения крайне нестандартен. А сами «пробудители», если займутся этим, должны будут проявить высочайшую тонкость и деликатность.

Судьба распорядилась так, что все нынешние независимые финно-угорские государства во Вторую Мировую войну воевали на стороне держав Оси, или, проще говоря, Третьего Рейха. Ну, вероятно, в отношении Эстонии слово «воевали» не совсем уместно; но то, что германская оккупация для большинства населения Эстонии была предпочтительней советской, думаю, ни у кого сомнения не вызывает. Равно как и боевые действия финнов против немцев в самом начале 1945 года, как все понимают, являлись уже вынужденной мерой под напором советского наступления.

Мы категорически протестуем против маршей ветеранов-легионеров СС, и, в общем-то, правильно делаем. Правильно – по отношению к: а) выстраиванию ветеранов в колонны; б) их шествию под СС-овскими знамёнами; в) вообще их чествованию от имени государственных лиц. Но правильно ли будет, например, не дать им вспоминать о войне? То есть просто заткнуть рот вот этому конкретному 80-90-летнему дедушке? Носителю, замечу, уникальных знаний о прошлом.

Я говорю не только и не столько об эсэсовцах. До сих пор живы солдаты и офицеры финляндских и венгерских вооружённых сил того времени. Одна из венгерских армий – 2-я – воевала не где-нибудь, а в самом пекле войны – под Сталинградом. В составе финляндской армии против советских войск сражались коми-ижемцы (!), эмигрировавшие в своё время из Советского Союза. Разве такие и подобные им факты не интересны? Разве появление такого ветерана-коми-ижемца в той же Ижме (и в той же Воркуте) и его встреча со школьниками не стало бы подлинной сенсацией, которой бы заинтересовались далеко не только школьники?

У этого предложения есть одна возможность и три трудности для реализации.

Возможность – давняя роль Республики Коми в финно-угорском движении. Здесь имеются и общественные, и окологосударственные, и полу- и прямо государственные структуры, которые – поставь перед собой такую цель – легко могли бы найти ветеранов Второй Мировой войны в Финляндии, Венгрии и Эстонии, способы привезти их в республику и организовать встречи со всеми желающими.

Первая трудность – идеологическая. Я уж не говорю, что в Эстонии большая часть «той стороны» представлена как раз ветеранами карательных подразделений – потому что откуда ж у Эстонии взялись бы полноценные армия и флот? Нам до сих пор боязно предоставить трибуну для воспоминаний даже простого солдата: как же, ведь он будет рассказывать, как стрелял в советских фронтовых визави!

Вторая трудность – экономическая. Если уж организовывать такую акцию, то делать её следует более-менее масштабной. То есть потратить некоторую сумму из бюджета, который и без того-то не сильно велик. А если внезапно выделить из него деньги на приглашение ветеранов–солдат чуть ли не Вермахта, может разразиться такой скандал, в котором и заключается

третья трудность – политическая. Если президента Международной молодёжной ассоциации финно-угорских народов филолога Алексея Рассыхаева ещё можно представить в роли хотя бы обсуждающего подобную идею, то уже председателя Консультативного комитета финно-угорских народов политика Валерия Маркова – с огромным трудом. А уж руководителя Коми филиала Финно-угорского культурного центра РФ Татьяну Барахову – и вовсе нельзя представить, ибо как только она откроет рот на такую тему, её участь будет предрешена. Да и в самом деле, причём тут культура?..

Если же всё-таки пофантазировать в развитие моей идеи и представить, что школьники встречаются с ветераном(ами) из Финляндии и/или Венгрии, ветераны рассказывают им о том, как они воевали против Советской Армии, более того: рассказывают о том, что именно им говорили офицеры, мотивируя идти убивать советских солдат, – то будет ли это «пропагандой фашизма»? А может, это, наоборот, заставит о чём-то задуматься? Например, какая громада вооружённых сил разных стран воевала против СССР? Какие чувства могли испытывать солдаты, сидящие в окопах друг против друга в одних и тех же географических и климатических условиях? Что из себя представляло вооружение, снабжение и отношение офицеров по разные стороны фронта? Наконец: а почему вообще началась война?

Что-то мне подсказывает, что даже если бы я был школьником, не заделался бы я после таких рассказов никаким фашистом. А напротив: сел бы рядом с дедом – кавалером ордена Отечественной войны II степени Александром Алексеевичем Вожеговым, потерявшим на фронте ногу, и ещё крепче пожал бы его руку. И безо всякого протеста, с совершенным пониманием кивнул бы ему, когда он налил бы и опрокинул сто грамм. Я бы, естественно, с ним и чокнулся, но мне нельзя: во-первых, я ведь ещё школьник, а во-вторых, и родился-то только через семь лет после его смерти.

Зато именно в такой ситуации в моей душе зазвучала бы «Тёмная ночь», шедевр той войны. Безо всяких фестивалей и разнарядок гороно.

 

*В память о Великой войне (фин.)

 

P.S. Кстати, вот только несколько поводов, которые можно использовать для приглашения гостей по крайней мере из Финляндии и Венгрии:

20 января – 70 лет со дня заключения перемирия между Временным правительством Венгрии и Антигитлеровской коалицией

13 марта – 75 лет со дня окончания Зимней войны

19 марта – 70 лет повторной сдачи Будапешта германско-венгерскими соединениями; фактический финал занятия Советской Армией территории Венгрии

25 апреля – 70 лет окончания Лапландской войны – боевых действий между Германией и Финляндией, которую подталкивал в спину СССР.

Есть ещё одна, несколько парадоксальная, при этом самая ближайшая дата:

16 января – 70 лет со дня образования на базе уезда Петсери Эстонской Республики Печорского района Псковской области. Хороший повод для муниципалитета и общественности нашего города – почти тёзки вспомнить обстоятельства возникновения одноимённого района на западных рубежах РФ.

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

avatar
1000
новые старые популярные
мое мнение
Гость

оно нам надо? слушать венгров и финнов,у нас в деревнях еще полно ветеранов тыла,пусть расскажут как жили в годы войны..что ели..и все ли одинаково страдали..приглашайте,пусть расскажут.

нет
Гость
С глубоким уважением к автору,но не соглашусь. Только по одной причине- у каждого своя правда. И как не крути для меня ,моих сыновей-это правда моего деда. И для меня русский-собирательная нация,это все кто живёт в России. По мне ерунду спорол Валерий,бывает. я его очень ценю,как истенного журналюгу РК,на фоне всех… Читать далее »
брат
Гость

брат, чево то ты на сей раз загнул. я ниче толком и не понял. сс. рк. ркка. и эстонцы. напиши про грузию. ждем.

Поддерживаю
Гость

Замечательная идея! У истории нет правды и неправды, есть просто факты, конкретные судьбы и события случившегося. Другой вопрос – почему случаются войны, почему народы становятся вдруг врагами и уничтожают друг друга? Для чего нас делают врагами?

ВАСЯ
Гость

Фашизм- всегда останется фашизмом-как его не перекрашивай

Сергей
Гость
Вы предлагаете пригласить на встречу со школьниками ветеранов войны со стороны противника, стрелявших по их дедам? В своём ли уме написана подобная галиматья? Я десятки раз был и участником, и организатором ,и просто зрителем конкурсов и фестивалей патриотической песни в школах,проходивших всегда совершенно искренне,я видел лица своих воспитанников, исполнявших и… Читать далее »
Фашисты были патриотами?
Гость
Да, были. Они любили свою немецкую родину. Тогда что такое патриотизм? Расширять территорию родины, оккупируя соседей – это тоже патриотизм? Где та грань, когда патриотизм уже ничем не отличается от фашизма? Думаю, что патриотизм – это не песни петь, а сделать жизнь на родной земле счастливой, дружелюбной и процветающей, чтобы… Читать далее »
АНБ
Гость

Валерий, при всем моем уважении, с такой “программой” празднования Дня победы не соглашусь.
Аргументы полностью:
http://blog.bnkomi.ru/post-14511/