Нерезиновое небо

В марте 2014 года эскадрилья L-410 в Республике Коми пополнится новым самолётом

16:03. 20 февраля, 2014  
  
1
В марте 2014 года эскадрилья L-410 в Республике Коми пополнится новым самолётом. Об этом в ходе беседы с летчиками и бортмеханиками компании «Комиавиатранс» сообщил Вячеслав Гайзер. ОК.
 
(В скобках замечу, что эта новость появилась аккурат после официального заявления авиакомпании «ЮТэйр-Экспресс» о прекращении ею межмуниципальных полётов внутри Республики Коми. «ЮТэйр- Экспресс» вообще-то отличается крайним немногословием, и то, что написано в заявлении, показывает: допекло. А что, собственно, допекло?
 
А допёк классический приём, который применяется государственными и муниципальными организациями, когда в ходе того или иного тендера требуется не столько ПРОвести его, сколько ПОДвести его под заранее известного победителя. Для чего вписать 1-2-3 параметра, полное соответствие которым в состоянии обеспечить только один участник. В случае с конкурсом на право межмуниципальных полётов в 2014 году понадобился всего один такой параметр – пассажировместимость. Причём вместимость в сторону не увеличения, а уменьшения. Хотя, казалось бы, здравый смысл должен подталкивать к обратному.
 
Под объём в 22 места, естественно, подошёл практически единственный самолёт, который вот уже год как занимается межмуниципальными перевозками, – чешский L-410. И, разумеется, единственное предприятие в республике, которое его эксплуатирует, – ОАО «Комиавиатранс». Которое принадлежит РК на сто процентов.
 
Тут вроде бы и комментарии излишни. Правительство Коми показывает пример подлинной рачительности: обеспечивает государственной авиакомпании режим максимального благоприятствования. Авиакомпания отныне станет порхать в небе над Коми беспрепятственно, никто из посторонних не перелетит ей дорогу, она может достаточно вольготно чувствовать себя, например, в ценообразовании. Народ захочет – по любым ценам полетит, благо ещё лет 7-8 назад подобный пример показывал как раз сам «ЮТэйр», совершенный по тем временам монополист на рынке авиапассажирских перевозок республики. Доходы от полётов пойдут в государственное авиапредприятие, которое тем самым станет ещё одним источником пополнения республиканского бюджета.
 
Стройность этой схемы опрокидывается одним небольшим замечанием, которое, комментируя заявление «ЮТэйр-Экспресса», сделал министр развития промышленности и транспорта РК Андрей Самоделкин: «Внутренние перевозки дотируются из республиканского бюджета». С покупкой L-410 и началом их эксплуатации в составе «Комиавиатранса» нужда в дотациях «ЮТэйру» и впрямь резко увяла. Конкурс, как теперь становится ясно, лишь выполнил важную функцию: очистить внутренний рынок от конкурента, которому вдобавок нужно доплачивать.
Наличие в парке этого конкурента более комфортабельных и быстрых самолётов при таком раскладе – не аргумент. Аргумент – рыночные доходы. Когда на рынок за ними приходит такой борец, как государство, исход борьбы предсказуем).
 
P.S. Когда этот текст уже был написан и готовился к вёрстке, пришла срочная новость: «ЮТэйр-Экспресс» достиг-таки договорённостей с «Комиавиатрансом». И с 1 марта сургутская компания возобновляет межмуниципальные полёты на территории Республики Коми. По-прежнему – на самолётах АН-24. Тем не менее, аннулировать свой текст уместным не считаю.
Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Вик
Вик
21.02.2014 12:49

Не так все и плохо, как казалось?