«А народу – нравицца…»

Размышления об историческом беспамятстве по прочтении книги Эдуарда Веркина «Облачный полк»

Автор:   
23:39. 10 ноября, 2013  
  
39

 

2 ноября библиотекари, педагоги и читатели Воркуты приняли участие в телемосте очередного заседания дискуссионного клуба «Диалогос», Москва, который более 13 лет работает на базе Российской государственной детской библиотеки.

 

Тема была обозначена следующим образом: «Что мы хотим знать о войне и чего не хотим?» Поводом для разговора стала книга нашего земляка Эдуарда Веркина «Облачный полк». Эта повесть о Великой Отечественной войне, основанная, как заявлено автором, на реальных событиях, стала победителем второго сезона Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», причем это был выбор детского жюри.

В обсуждении принимал участие автор повести Э. Веркин. Именно к нему и были обращены вопросы воркутинской аудитории, которая сочла повесть некорректной по отношению к главному действующему лицу – пионеру-герою Лёне Голикову.

«Купиться» на «Облачный полк» может малочитающая публика, для которой эта повесть – первая на тему Великой войны.

Зачин повести вполне читаем, образы героев, заявленные автором, вполне достоверны. Но этот зачин, что называется, белыми нитками пришит к основному телу повествования. Развития он так и не получил, несмотря на попытки автора свести воедино разновременные куски повести.

Первое, что насторожило в этой книжке – гастрономическое изобилие, окружающее юных партизан: «сахар на леденцы…», «перловка, целый горшок каши…(которую повар постоянно варит «не так». – О. Х.)», «яичницу лопали…», «там племянница…она хлеб печёт, там и пожрём…», «после четырёх стаканов и пирогов(!!!)1 захотелось спать…» Просто какой-то продуктовый рай. Ведомо ли автору, что Бадаевские продовольственные склады были разбомблены в сентябре 1941 года? Что лютый голод стоял не только в самом Ленинграде, а и во всей области? Что ленинградцы откапывали головёшки на месте сгоревших складов и ели их, потому что они были сладкими – в них запёкся сахар? И ведь не такими «леденцами» угощает Э. Веркин неискушённого читателя, а чистым сахарком, выданным командиром «за заслуги», как на соцсоревновании: сбегал в сельпо, прикупил – и вся недолга… А его «литературный приём», когда юные партизаны меняют у немцев(!!!) ленд-лизовскую тушёнку(!!!) на патроны и гранаты, – бред, граничащий с надругательством.

Сплошь и рядом в повести такие вот картинки:

«Стали пить чай. Если честно, то мне уже очень этот чай надоел. Шиповниковый надоел, брусничный, смородиновый, из чаги, из одуванчиковых корней, ромашковый, кипрейный, зверобойный, из других разных трав…

Давай-ка пожрём немного. – Саныч неожиданно улыбнулся. – Захотелось что-то. У меня со вчерашнего дня в животе какая-то дрянь… А хорошая у Груши яичница была.

У Груши мы уже второй раз останавливаемся. То есть, я второй, а Саныч и раньше, он ей вроде как какой-то дальний родственник. Тётка Груша яичницей славится, у нее две курицы до сих пор сохранились, не знаю, каким уж чудом, Глаша и Паша…»

Не знаю, хорошо ли представляет себе автор повести, что такое Ленинградский фронт, что такое партизанские отряды Ленинградской области образца 1942 года – заявленного в повести временного отрезка. При чтении мысли мои невольно убегали к другим книгам о ленинградской беде других авторов, другим источникам и топонимам: Синявинские высоты, Невский пятачок, Дорога Жизни… Вся сущность моя, ещё на заре юности впитавшая трагедию страны из сотен книг о той Войне, потрясённая судьбой Ленинграда, при чтении повести «Облачный полк» кричала: «Не верю!..» Судите сами:

«– Не переживай, – сказал Ковалец. – Там сейчас гораздо лучше (а это – зима 1942-го… – О. Х.) Кольцо так и не замкнули, дорога жизни действует (орфография автора. – О. Х.), воздушный мост организован. Эта зима самая лёгкая. И вообще к зиме блокаду снимут, это точно.

А чего, на пирогах да перловке с леденцами можно и перезимовать!.. Эдакий пионерский лагерь, нарисованный Э. Веркиным, в котором дети-садисты решили поиграть в «войнушку», – автор часто и бессмысленно создает ситуации, живописующие детей с оружием в руках отморозками ничуть не лучше фашистов.

А тебе нравилось убивать?

Что?

Убивать, – повторил я, – немцев. Нравилось?

Он всё-таки достал свою папиросу, задымил.

А нам нравилось. Вот мне. И ему тоже нравилось.

 

Вот они, плоды реформы образования – одни «забыли» историю, другие попросту не знают и знать не хотят. А ведь автор окончил исторический факультет Сыктывкарского университета! И успел позаниматься в Воркуте «педагогической деятельностью».

Автора нисколько не извиняет указание на элемент фантастики в повествовании – он заключён не в поле неприкасаемости к исторической достоверности.

Оснований для неприятия повести множество. Такие вот перлы сплошь и рядом рассыпаны на страницах книги: пудра и духи, в хорошем ассортименте даримые молодым партизаном девушке («она только из блокады…»), причём, девушка бесперебойно вяжет бойцам носки и варежки «из чистой шерсти…»; ёрнический юмор: «…художник… должен жалеть советского ребёнка, несмотря на то, что у нас тут вокруг одни фашисты…», «вон… припёрся с задания…(это о таком же партизане. – О. Х.)». «Патронов и так полно…(отчего же тогда их «на тушёнку выменивали»? – О. Х.)».

Сверхнеправдоподобное построение сюжета: для «разложения врага» командир отряда отправляет двух сопляков с самогоном(!!!) в тыл к фашистам, и фашисты, довольные, даже заговорили на русском: «Навоз – хорошо! – хохотнул немец…» Да «немец» не только не знал, как на нашем языке звучит слово «навоз», он и хохотать не стал бы, добровольно отдавая(!!!) патроны партизанам. Одна автоматная очередь – и блицкриг оправдан, и «самогон с тушёнкой» задаром… Или вот это: «…стрелял так, чтобы пули достали машиниста… Это были, в основном, наши (обслуга паровоза. – О. Х.)» – и такая вот личностная грань автора, «неприкрытое сострадание» к соотечественникам. Не приведи господь, если русский машинист после диверсии партизан на железке живым в лес убежит, пусть и в вымышленном сюжете!..

Автор с успехом запутывает своих героев в историческом полотне дат, совмещая их реплики в одном диалоге: гады «…почти до Москвы добрались…(октябрь-ноябрь 1941-го, герой сокрушается отнюдь не о прошедшем, о настоящем. – О. Х.)» и тут же «…взять Сталинград…все настоящие фашисты там сейчас сосредоточены…»(Сталинградская битва началась в июле 42-го. – О. Х.) Следуя автору, битва за Москву было так себе сражение, без «настоящих фашистов». А задаваться вопросом, как блокадники очутились в партизанском отряде, вообще дело географов с бурной фантазией.

Есть просто мелкие блохи в повести, их немало, они несущественные, но режущие слух: «… вода не такая уж тёплая. Слепни слетелись…» – да уж слепни слетаются, в аккурат, в самое пекло, когда вода и рада бы быть «не такой уж тёплой», да законы физики не велят. И на той войне быть уверенным, что «всё продумано…», мог только сумасшедший. А такого героя автор не заявлял.

Я намеренно не касаюсь той части повести, где герои читают письма погибших и видят фотографии зверств фашистов. Более неуклюжего и прямолинейного давления на жалость не доводилось встречать в литературе вообще.

Для полноты портрета автора приведу выдержку из интервью изданию «Зырянская жизнь», 2004, 10 октября, беседовал Андрей Влизков:

«– Когда вы начали писать? Предпочитаете какой-то определенный жанр – те же «страшилки» – или предпочтений нет?

– Пока мне больше нравится термин «сочинять». Всё-таки «писать» и «писатель» – мне кажется, что эти слова относятся к людям, уже сказавшим свое слово в литературе. Сочинять же я начал не очень давно, лет шесть назад. Особых предпочтений нет, то есть в принципе я могу работать в разных жанрах. «Страшилки» же – дань юношескому увлечению Стивеном Кингом, всегда хотелось сделать что-то подобное. В свое время я прочитал большое количество и наших, отечественных «страшилок», они мне не очень понравились, и я решил сочинить свою.

Как относитесь к тому, что страна оказалась завалена «литературной шелухой»?

– Хорошо отношусь. В соответствии с каким-то там социокультурным законом, девяносто процентов всего, что делает человечество, как бы это сказать, дерьмо. Почему литература должна быть исключением? «Шелуха» – это нормально… В массовом сознании серьёзная литература – это литература скучная, занудная, бессюжетная, неудобочитаемая и про извращенцев. На любого, кто пытается писать интересно и доступно, «серьёзные» авторы смотрят с презрением. Пример тому – Виктор Пелевин, в которого из «серьёзных» не плюнул только ленивый. А народу нравицца!»

Автор повести «Облачный полк» неприкрыто не уважает читателя, подсовывая ему безобразную лексику, достойную шпаны. И это повесть не о нуворишах, дивидендах и землях обетованных. Повесть заявлена как историческая. Общество, дозволяя детям с неокрепшим мировоззрением читать такого уровня «литературу», теряет в каждом из них гражданина.

То, что я так досконально привожу примеры абсурда повести, а не радуюсь, что таковой нет в моей домашней библиотеке, говорит лишь об одном: возможно, кто-то из молодых захочет со мной поспорить. И спор свой обосновать – а это значит, прочесть о тех далёких событиях что-нибудь ещё, помимо «Облачного полка».

Давний друг, поэт, издатель Валерия Салтанова (Ростов-на-Дону) по моей просьбе, дабы соблюсти объективность суждения, прочла это «произведение». Вот выдержка из её отзыва:

«Поглядела в интернете Веркина. Не знаю, не знаю… Возможно, он пишет увлекательно, интересные сюжеты? В чём секрет его успеха? Ну, писал бы сценарии. Для прозы его письмо слишком небрежно. Набрано полуграмотно (это я о книге «Облачный полк»). Он в словесной руде не копается, над поиском одного-единственного слова не заморачивается. Берёт первое попавшееся. О синонимичности русского языка вообще понятия не имеет. Чего париться, действительно? «Был», «была», «были», «будем» – и так всё читателю понятно. Вот примеры из него же с сохранением безумного авторского синтаксиса (курсив мой):

«Саныч куда-то удалился, его мама тоже, и тут из соседней комнаты выскочили сёстры, Лидка и Валька. Они запрыгнули на стулья и накинулись на пироги, на сахар, на варенье – на всё, одним словом. Показался Саныч, теперь он не шикнул на сестёр, показал им язык. Они показать язык не могли, только промычали что-то в ответ и глаза выпучили…»

«Вовка вновь поднимается по берегу, собирает створки жемчужниц. Кажется, он собирается сделать из них ожерелье…»

«Весело у него получается, злобно. Очень скоро я понимаю истоки вдохновения: на крыльце нас уже поджидают. И скоро ругают уже Вовку…»

«Саныч выбрал из сумки письмо, расправил, стал читать. Вообще-то, читать чужие письма не очень хорошо, я никогда не читал…»

Ни один мало-мальски приличный прозаик не позволит себе столь монотонно использовать однокорен ые глаголы, как это делает Веркин. Понятно, что голова его полна идей. Но вот с воплощением туговато. Через мои руки в издательстве проходит десятки подобных посредственностей. Люди пишут для себя (ещё и получше пишут!) И не рвутся в писатели – издают свои книжки для узкого семейного круга, для друзей. Видать, в этом Веркине сидит хороший дизель. Моторчик Карлсона, который даёт ему возможность «летать»…

Я уж не говорю о тугости слога, несочетаемости слов, полном отсутствии певучести, пластичности языка. Жёстко, сухо, всё на стыках, согласные с согласными. Зачем же тогда называться писателем, чем ты в таком случае отличаешься от соседа дяди Васи, который пишет примерно так же? Конечно, проза не поэзия, но и проза должна ЗВУЧАТЬ, а как же? Примеры – наши великие: Бунин, Куприн, Шолохов, Чехов и т. д. – список ой как велик. Но Веркина в нём явно нет…»

Есть темы, которых нельзя касаться всуе. В литературе таковая – тема Великой Отечественной войны.

Браться за эту тему, не перелопатив сотни томов мемуарной литературы, не поинтересовавшись мнением тех, кто ещё жив, кто видел ту Войну из окопов, землянок, разбомбленных жилищ, – верх неуважения к истории. И абсолютно нелишне в контексте подготовки романа или повести, с целью воссоздания исторического костюма, военной атрибутики, характерных особенностей эпохи и проч. просмотреть художественные фильмы, поставленные до развала Союза: подавляющее большинство современных кинопостановок наполнены теми же огрехами, что и многие литературные произведения – исторической недостоверностью, неубедительностью, доходящей подчас до откровенной халтуры.

У дискуссионного клуба «Диалогос» позиция – рекомендовать «Облачный полк» к обязательному прочтению, с дальнейшими рекомендациями включить эту повесть в школьную программу… На вопрос, работал ли автор в архивах, музеях и т.п., он ответил: «Нет, просто сел и написал». Ему показалось, что Голиков мог быть таким, и события происходили так. «И подросткам нравится, и всё не грубо, а вполне нормально…»

Ни на один из заданных аудиторий вопросов Э. Веркин не ответил, а вопросы были такие: как вы думаете, самому Лёне Голикову понравился бы образ, который вы создали? Встречались ли вы с участниками партизанского движения и если да, то что, из того что они вам рассказали, было описано в книге? Вы написали художественную книгу, обязательно ли показывать героя таким злым и жестоким, ведь он мог стать героем для подражания. Не боитесь ли вы, что ваша книга даст «добро» современному подростку на жестокость в борьбе за справедливость? Почему во всех ваших произведениях герои кажутся ущербными: то сморкаются и вытирают руки об одежду, грызут ногти, смачно сплевывают и т.д.? С какой целью вы создаете такие образы? Вы считаете, что современному подростку это ближе? Вы считаете, что литература – это ваше призвание?

Герои повести с неким азартом уничтожают всякую память о войне и зверствах фашистов: письма, фотографии, фотоплёнки… Неплохо начатый зачин повести, где герой (наше время) находит на чердаке фотокамеру военных времен, не сработал – безжалостной рукой автора плёнка уничтожается. На заданный Э. Веркину вопрос, а не уничтожаете ли вы таким образом самоё память, последовал обескураживающий ответ: «Мы хотим всё забыть…»

Одна из присутствующих на этой встрече девчушка-семиклассница, постоянная читательница детской библиотеки Воргашора, молчала во всё время обсуждения. И только после диспута озвучила причину своего молчания: «Дочитала, потому что учитель попросил. А так – грязно и мерзко…»

Духовная пища тоже должна быть качественной. Язвы и опухоли души лечению не подлежат.

Справедливости ради замечу, что в повести есть несколько удачных образных находок, таких, как эта: «… звезда цепляла за баню…» А ещё – имя главного героя – Саныч. На Руси по отчеству обращались в знак глубокого уважения, даже если это был десятилетний пацан, вынужденный стать кормильцем семьи. Без отчества нет Отечества. Это автор интуитивно сумел понять.

1 Восклицательные знаки О. Х.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
39 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
НиколайдустПолковник - бесенкуБ.Е.С.Полковник Recent comment authors
новые старые популярные
дуст
Гость
дуст

Началось все с Резуна-Суворова, с его гипотез о якобы имевшихся планов нападения Союза на нациков.

влад
Гость
влад

попался бы этот автор к моей матушке которая защищала ЛЕНИНГРАД на Волховском фронте – задушила бы несмотря на свои 93 года.

Из Питера
Гость
Из Питера

Предлагаю закрыть исторический факультет Сыктывкарского университета из-за таких выпускников, вредящих России.

Север
Гость
Север

Спасибо автору за умную статью, а Э. Веркин – мудак и, что ещё страшнее, мудак пишущий.

Субъективное мнение
Гость
Субъективное мнение

Даже Суворова не очень корректно сравнивать с этим автором.
“Ни один мало-мальски приличный прозаик не позволит себе…”, он что и не прозаик даже мало-мальский, графоман что-ли?

да ладно...
Гость
да ладно...

Суворов пишет отлично. А многое и вовсе – талантливо. Он ничего не навязывает: дает “картинку” и делай выводы сам. То, что потомков вертухаев это цепляет, нисколько не удивительно.

И ещё, сравнивать его с каким-то веркиным может только откровенный… “чудак”. 😉

Классик
Гость
Классик

“Звезда цепляла за баню” – что удачного-то? Вот если бы за его мозги…

Книголюб
Гость
Книголюб

Нет худа без добра: интерес к чтению тихонько, со скрипом, но возрождается. Библиотекари, которые ещё будят в детских душах разумное, доброе, вечное без преувеличения держат нацию на уровне хомо сапиенса. Счастье для Воркуты, что там такие люди ещё есть.
А вот учителя сдали позиции по всем фронтам.

Автору
Гость
Автору

СЕЯТЕЛЯМ

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Мнение
Гость
Мнение

Прекрасный материал Ольги Хмары. У неё получаются материалы, в теме которых она разбирается. Литература – это её тема.

дуст
Гость
дуст

для “да ладно… [11 ноября 2013г. 15:47:31]”Суворов-Резун пишет, что Сталин нагнал к границе вчерашних зеков, которых Вы, уважаемый, так защищаете – в итоге 3,5 млн. зэка (Ваше мнение), в первые месяцы войны сдалися на милость победителю?Ерунда! , которая могла появиться лишь в воспаленном мозгу махрового антикоммуниста, нациста или до сих… Читать далее »

Татьяна
Гость
Татьяна

Присоединяюсь. Казнить Э.Веркина!И, непременно, публично!!! Ну, пишет чудило, что воспаленный мозг продиктовал! Вы лучше обратите внимание на тех, кто это “творчество” пропагандирует и деткам в программу проталкивает

дуст
Гость
дуст

кстати, никто не задумывался почему СССР не вступило (не смогло, не захотело) в “тройственный союз”? – наши требования ко вступлению туда (в это .овно) были в принципе приемлемыми для Т\С.

Полковник
Гость
Полковник

Странные вы… “Духовная пища тоже должна быть качественной. Язвы и опухоли души лечению не подлежат…” Такой “диетолог” НИКОГДА не поймет смысла и сути не только новых, но и “старых” писателей. Книжки в библиотеке можно выдавать, конечно… Но, учить детей и, уж, тем более, судить реальных творцов… Бедные дети! Впрочем, они… Читать далее »

Полковнику
Гость
Полковнику

Не стану здесь защищать Веркина. В данном случае просто не от кого и ни к чему. Спасибо автору только за то, что привлек внимание аудитории, до этого не знакомой с творчеством интереснейшего писателя.
———-
По Сеньке шапка, военный…

Библиодушечка
Гость
Библиодушечка

Чудесные блюстители русского языка, нравственности и исторической памяти: ни одного комментария без бранного слова и призывы к публичной казни! Вот это, я понимаю, настоящие защитники детей от некачественной литературы.

да ладно...
Гость
да ладно...

для пестицида Вы, уважаемый, какую-то х**ню несёте. Конспирологией пикейных жилетов увлекаетесь? Или вы потомок мимикрирующих под “ветеранов” режимных холуёв? Кроме документалистики у Суворова ещё много чего есть. Я бы не зацикливался на одном жанре. Для многих “Контроль” и “Выбор” гораздо интереснее “Ледокола” и “Тени Победы”. Это нормально! А веркин тут… Читать далее »

тучка
Гость
тучка

надеюсь, эта Хмара не преподает…
бедные ее дитятки.

КМ
Гость
КМ

Хмарь-то какая.
Мадам, кажется, не умеет читать, не помнит историю, но имеет собственное мнение и несет его с апломбом в массы. Собственное мнение – это хорошо, это правильно, даже когда оно чушь. Но вот чушь с апломбом…
Как все запущено однако.

!
Гость
!

Молодец Ольга, зацепила!

Логос
Гость
Логос

Спасибо нашим библиотекарям, способным поднять важную тему для обсуждения. Это действительно беда – литературная шелуха. Зёрна от плевел способен отделить не каждый.

Полковник
Гость
Полковник

Про “историю” спорить не стану… Длинно будет. Стоит обратить внимание на коммент Салтановой. “Ни один мало-мальски приличный прозаик не позволит себе столь монотонно использовать однокоренные глаголы, как это делает Веркин…” Подозрение уважаемой издательницы в полной безграмотности достаточно опытного автора наивно до самозабвения. Дама с апломбом просто не заметила, что Веркин… Читать далее »

дуст
Гость
дуст

Да ладно-у: Вы кроме резуна что-то читали, например А.Исаева?, немецких офицеров,западных историков? Резун выдергивает факты преподнося их как ему выгодно, не имея военного образования преподносит все с якобы со стороны *общечеловеческих ценностей*, от некоторых абзацев его писанины аж тошнит – и это Ваш кумир?

Цитата
Гость
Цитата

“Автора нисколько не извиняет указание на элемент фантастики в повествовании – он заключён не в поле неприкасаемости к исторической достоверности.”
Оль,Вы чего этим сказать хотели?

да ладно...
Гость
да ладно...

пестициду справочно: Виктор Суворов, настоящее имя — Владимир Богданович Резун. Родился в 1947 году. Окончил Калининское суворовское военное и Киевское высшее общевойсковое командное училища. Был офицером разведывательного управления штаба военного округа. С 1970 года – в номенклатуре ЦК КПСС. В 1974 году окончил Военно-дипломатическую академию. Четыре года работал в женевской… Читать далее »

Полковник
Гость
Полковник

Сравнивать Суворова с Веркиным все равно, что пылесос с компьютером… А у автора в тексте столько несуразностей, что негативное суждение о конкретном произведении следует считать комплиментом. Честность и откровенность Веркина девушка принимает за цинизм и пошлость, а конкретные (и вполне обоснованные) заблуждения подростков в лесу – за искажение исторической правды.… Читать далее »

дуст
Гость
дуст

1) никто не сравнивает Резуна с Веркиным, речь о том, что Резун одним из первых за западные деньги начал врать нам о нашей истории. И некоторые в эти байки верят.2) никто никогда не может сказать, что Резун почитав в училищах общевойсковой устав стал стратегом, понимающим смысл военных действий на Советско-Германском… Читать далее »

Цитате
Гость
Цитате

Да всё там понятно – Веркин вводит элемент фантасмагории, ну это где ухват там и картина диковатая, с партизанами и татаро-монголами. Фантазируй про картинки, фиг с тобой.Но на свой лад историю не переписывай, особенно про “братание” с фрицами на фоне тушёнки …

Полковник - Цитате
Гость
Полковник - Цитате

Факты “братания” на почве голода и долговременного противостояния – исторические. Не знаю, как на Волховском, но на Карельском – факт. За это расстреливали. А в тылу эта картинка вполне реалистична. Почему – нет? Более того… это ужасно… Сегодня меняешь часы на трусы, а завтра – “Мочишь в сортире”. Это ведь… Читать далее »

Полковник - Цитате
Гость
Полковник - Цитате

Факты “братания” на почве голода и долговременного противостояния – исторические. Не знаю, как на Волховском, но на Карельском – факт. За это расстреливали. А в тылу эта картинка вполне реалистична. Почему – нет? Более того… это ужасно… Сегодня меняешь часы на трусы, а завтра – “Мочишь в сортире”. Это ведь… Читать далее »

да ладно...
Гость
да ладно...

пестициду

а ничего “ладушка” доказать не хочет. Спорить с ботами??? Увольте… :)))

Позиция “глухой несознанки” потомков палачей и вертухаев допустивших войну и эти самые 27 млн. жертв совершенно понятна.

Полковнику
Гость
Полковнику

Вы, батенька божий дар с яишницей не путайте: какой у них там в райском партизанском отряде голод, если жратву “защитники отечества” своими руками фрицам отдают?! У Веркина надо спросить о наличии у него справки от психиатра.

дуст
Гость
дуст

Резунов и солоников народ не только хавает, ему они не только *нравяцца*, но и народ от них * тащатца*, кто выступает против его обзывают совком и потомком вертухаев – очень удобно, не надо ничего знать и в чем-то разбираться. При этом Советскую страну обзывают агрессором… Хорошо ещё, что в каждой… Читать далее »

да ладно...
Гость
да ладно...

Насчет “дебушек” это ты сильно… А трудно ведь не разобраться. Ещё даже не все бойцы похоронены (да и не будут). Сколько годочков прошло? Государство, в лице последышей вчкистов-нквдистов и прочих дустов на это забило. И архивы многие закрыты наглухо. Почему??? Угадай с одного раза. С жильём для ветеранов и льготами… Читать далее »

Полковник
Гость
Полковник

Кто там увидел “райский” партизанский отряд? Вы, матушка, прочтите внимательно то, о чем судите… Как, за что и зачем отдают. Справка, может, у Вас и есть (и – диплом на “сто пудов”). Только справками перед детьми не прикроешься. Вы их в бухгалтерию предъявите.

Б.Е.С.
Гость
Б.Е.С.

Михалкову с Бондарчуком высер веркина понравится

Полковник - бесенку
Гость
Полковник - бесенку

А вот пусть Шарапов за вас и похлопочет! Хрен вам, а н Шарапов!

дуст
Гость
дуст

“ладушке” видимо понравилось бы, чтобы вертухай был истинным арийцем, а он сам сейчас носил камни на строительстве какой – нибудь “Великой дороги” Германия – Берингов пролив – Мехико?

Николай
Гость
Николай

Спасибо,Оля,за статью.Вы правы.Писать про великие события может только человек с чистой душой